Просмотр содержимого документа
««Лев Николаевич Толстой в нашем крае»»
Технологическая карта интегрированного занятия
по внеурочной деятельности в МБОУ Митрофановской СОШ
учителя русского языка и литературы Топчиевой Ирины Викторовны
Тема внеклассного занятия: «Лев Николаевич Толстой в нашем крае»
Предмет: литература
Класс: 6
Цель: Знакомство с маршрутом, вычисление пути Л.Н.Толстого на хутор Ржевск, определение цели его поездки и впечатлений от встречи со своим другом В.Г.Чертковым.
Цель: знакомство с маршрутом по нашему краю великого русского писателя
Л.Н.Толстого, целью его поездки и впечатлениями от встречи со своим другом В.Г.Чертковым.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с фактами из биографии Л. Н. Толстого: дружба с Чертковым, сотрудничество Толстого с «Посредником, проанализировать цель и перспективы поездки Толстого во Ржевск,
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, формировать умение логически рассуждать, четко и последовательно излагать свои мысли, развивать творческие способности, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков, воспитывать чувство гордости, любви к родному краю и сопричастности к русской литературе
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Межпредметные связи: математика. География, музыка, ИКТ
Материальное обеспечение урока: аудиозапись Л.Н.Толстой, видеофрагмент «Л.Н.Толстой», мультимедийный проектор, компьютер, презентация, Интернет, учебная и художественная литература, таблички с надписью, стенды, оформленные литературным обществом «Вдохновение»
Технологии: проблемно – исследовательская, информационно – коммуникативная, элемент игровой технологии
Методы работы: наглядный (заочная экскурсия), репродуктивный, поисковый (размышления над проблемой)
№ п/п | Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (что получает при этом ученик) | Комментарии |
1. | Мобилизующий этап Целеполагание | Создание эмоционального настроя на творческую, исследовательскую деятельность У: Тише, тише в литературной гостиной идет творческая работа… Звучит голос Л.Н.Толстого, он рассуждает о жизни. Видео | Обучающиеся слушают смотрят видео, готовятся к рассуждению | Обстановка должна заинтриговать ребят: голос Л.Н. Толстого, внезапное видео, «вокзал», пассажир. |
2. | Проблематизации (проблемный вопрос) | У: предлагает ребятам выполнить задание, чтобы узнать название населенного пункта. | Герой – пассажир интересуется, где он, что за станция? Обучающиеся выполняют задание, расшифровывают – Митрофановка Герой – пассажир увидел мемориальную доску, спрашивает на самом ли деле был Л.Толстой Литераторы:( книжный магазин: книги Чистоклетова, брошюра, изготовленная школьниками, переписка Толстого с женой .. 2 человека раскладывают и листают книги, выскакивает мальчик, разносчик газет, держит в руке книгу Г. Ф. Чистоклетова) Да, действительно, был в нашем родном селе Митрофановка. Во второй половине 19 века немалой частью этих земель владели представители знатного рода Чертковых, верно служивших Отечеству. Лев Николаевич и Владимир Григорьевич были близкими друзьями. Пройдемте, я вам все расскажу. | Привлечение самих обучающихся к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности. |
3. | Ход разрешения проблемы (проблемной ситуации) | У: подтверждает достоверность пребывания писателя на нашей земле | Обучающиеся внимательно слушают и рассматривают книгу. Почтальон: сообщает свежие новости о выходе в свет книги «Лев Толстой на Воронежской земле», написанной Григорием Федоровичем Чистоклетовым | Обучающимися усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности. Побуждение обучающихся к активной работе на занятии |
4. | Презентация продукта. Результат | У: предлагает рассмотреть путь. Л.Н.Толстого на хутор Ржевск, используя знания по математике У: Друзья, а кто знает, какова была цель приезда великого писателя? У: предлагает вычислить насколько в издательстве Черткова книги были дешевле. У: информирует учащихся о переписке Толстого и Черткова, предлагая вычислить сколько писем друзья отправили друг другу. У: предлагает разгадать головоломки, чтобы узнать точное количество, посаженных деревьев | Обучающиеся решают предложенные задачи Ребята делятся своими исследовательскими наработками, рассказывают о дружбе с В.Г.Чертковым, о желании для бедных издавать дешевые книги, о издательстве «Посредник» Учащиеся вычисляют. Группа участников литературного общества «Вдохновение» показывает стенды, сделанные после поисковой работы Клуб юных сочинителей «Проба пера» издал брошюру «Л.Н.Толстой на нашей земле» Обучающиеся решают, отгадывают Экскурсовод сообщает о посадке каштанов Обозначив интересный и полезный материал на занятии, учащиеся предлагают выложить его на свою страничку в Интернете(выкладывают), Другие дети предлагают выступить на школьном радио, подготовить материал о творчестве, сделать видеоряд | Целостное осмысление, обобщение полученной информации Формирование мотивации, интереса, познавательной потребности. Создание в учебном процессе " ситуации успеха" для ученика. |
5. | Рефлексия | У: обращает внимание на эпиграф, который был в начале занятия, предлагая ребятам высказаться, подвести итог У: Спасибо за сегодняшнюю работу, а впереди нас с вами ждут удивительные открытия, постижение неизведанного. | Пассажир благодарит за заочную экскурсию: Живи, земля! Живи, благая память! Живи и помни, каждый человек, Что родину мою Толстой прославил Своим Визитом памятным навек. Обучающиеся рассуждают, делают вывод, ПОСЛЕ МЕРОПРИЯТИЯ БЫЛ ВЫПУЩЕН СБОРНИК И БУКЛЕТ «Лев Николаевич Толстой в наших краях» | Побудить к самооценке, искренности. Ставить перспективу на будущее. Целостное осмысление, обобщение полученной информации |