СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« личность и деятельность Ивана IV в оценках историкок»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения.Способствут формированию личного мнения на эпоху правления Ивана Грозного

Просмотр содержимого документа
«« личность и деятельность Ивана IV в оценках историкок»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Висловская средняя общеобразовательная школа»









Тема: «Личность и деятельность Ивана IV в оценках историков» 7 класс





Учитель истории и обществознания: Найдёнова Нина Николаевна























Цель урока:

Проанализировать деятельность и личность Ивана Грозного с точки зрения пользы и нравственности.

Задачи:

Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий. Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения. Воспитательная – воспитывать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности, формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

Планируемые результаты:

- личностные:

овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

умении выполнять познавательные и практические задания

- определение сущностных характеристик изучаемого периода истории;

- определение собственного отношения к явлениям истории историческим личностям, формулирование своей точки зрения.

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение практическими умениями работы с учебником и другими источниками для исследования;

предметные: знание основных понятий, исторических персонажей по изучаемой теме, понимание их роли, как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

- личностные: формирование конкурентоспособной личности.

регулятивные: принятие и формулирование учебной проблемы.

- познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия исторических явлений.

коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок формирования и систематизации знаний и умений с применением технологии развития критического мышления.

Материально-техническое оснащение:

-Демонстрационно-компьютерный комплекс.

Аудиовизуальная информация в виде слайдов, музыки              



Ход урока



I.1) Организационный момент

2) Эмоциональный настрой на работу

II. Основная часть

  1. I стадия – «Вызов»

  2. II стадия осмысления

  3. III стадия рефлексия

III. 1) Итог урока

2) домашнее задание

































I стадия – «Вызов»

(Слайд 1)

Во все века Русь защищалась.
И век шестнадцатый тяжёл.
И нету выхода, казалось,
Дорогу Грозный царь нашёл…

Бояр на место он поставил.
В Руси опричнину создал
И уважать себя заставил.
Он государство созидал…

(Владимир Григорьевич Арсентьев )




(Слайд 2)

Звучит музыка М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

( На фоне музыки учитель говорит слова)

16 столетие – время сложное и противоречивое, как и сам Иван IV. Личность, которая до сих пор вызывает споры. В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия:    

(Высказывание учащихся) (Корректировка темы учителем)

(Слайд 3)

Современникам Иван Грозный казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой он вошел и в историческую науку. Одни историки связывают имя Ивана Грозного с ужасами опричнины, называя его тираном, другие – гениальным политиком, основной целью которого было укрепление царской власти, государства. Некоторые даже сомневались в психическом здоровье царя. Такая противоречивая оценка еще раз доказывает, что личность Ивана IV Грозного – интереснейший предмет исторических исследований.

( А теперь давайте сформулируем цель нашего занятия)

(Слайд 4)

Кто же на самом деле этот первый русский царь – Великий реформатор  или тиран? В этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.


II- стадия «Осмысление»


(Слайд 5)

И мы, чтобы упорядочить наши мысли воспользуемся методом Эдварда дэ Боно «Шесть шляп мышления»

Сначала я предлагаю вам по очереди надеть красную шляпу и высказать свои эмоции, чувства связанные с Иваном IV?

( высказывания учащихся)

(Слайд 6)

Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Ивана IV сохранились до сих пор. Можно выделить три основных направления

1 дискредитирующее (в основе данного направления лежит оценка Ивана IV с точки зрения общечеловеческой нравственности и морали)

2 апологетическое (в основе этого направления лежат оценки его и его правления с точки зрения государственных успехов, достигнутых при нем)

3. объективное (признающие заслуги в деятельности Ивана IV, но показывающие, одновременно, многие недостатки его деяний).

Тем не менее, личность и деятельность Ивана IV постоянно находится в центре общественного внимания.

Сейчас вы будете работать по группам, каждая получит одну из предложенных мною шляп: черную, желтую, белую и соответствующий для данного типа мышления материал.

Белая: перечислить положительные факты, события, связанные с деятельностью Ивана IV на примерах

Черная:

Участники группы доказывают, что Иван IV – жестокий и злобный тиран на примерах.

Желтая: объективная оценка личности Ивана IV и его деятельности на примерах

III стадия рефлексия

(слайд 7)

После выступления групп, я предлагаю сменить шляпы на синюю и высказать свое суждение о личности Ивана IV:

Кто же на самом деле этот первый русский царь – Великий реформатор  или тиран?

(ответы учащихся)

Затем я, надеваю зелёную шляпу и подвожу итог:

Со времени правления Ивана Грозного утекло немало воды, но сознание людей осталось прежним, более усовершенствованным, но все же таким же, как было много, много столетий назад. Все происходящее имеет корни где-то глубоко, так сказать, в дебрях истории. И если бы люди поняли это и научились извлекать уроки из прошлого, то думаю, была бы огромная вероятность того, что многие современные ошибки можно было бы избежать, не допустить потери преемственности и традиций, изменить нашу жизнь в лучшую сторону. 

Сегодня в стране вновь происходят перемены – реформы, которые затрагивают все стороны жизни: экономику, политику, общественную жизнь, вооруженные силы, культуру, образование, быт. Именно поэтому интересно и важно знать историю, уметь извлекать уроки из прошлого.

( слайд 8) Чтобы закрепить ваши знания, вы напишите сейчас синквейн.

(слайд 9)

Домашнее задание: Написать мини-эссе на тему «Кто же такой Иван IV?

Выставление оценок за урок.