СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личность современного учителя.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь идет о личности учителя в современном образрвании.

Просмотр содержимого документа
«Личность современного учителя.»

Личность современного учителя

     Личность учителя в образовании – это личность носителя культуры и её творца, пре­емника и создателя мирового педагогического опыта. Современный учитель – это твор­ческая индивидуальность, обладающая критическим мышлением, создатель многова­риативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения.

     Задача учителя, в конечном счёте, – воспитать не математиков, физиков или историков, а подготовить человека к жизни, в которой он сможет стать хорошим специалистом, хорошим сыном, хорошим отцом, хозяином своего дома, может быть, общественным деятелем, но главное – счастливым человеком, верящим в своё высокое предназначение. Ведь цель российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Какие же требования предъявляются сегодня к личности учителя? Какую роль он выполняет, ведя своих учеников по пути позна­ния? На мой взгляд, учитель сегодня – это организатор, информатор, пар­тнер, консультант, собеседник, наставник, мастер, художник, артист, оратор, дирижёр, единомышленник. И это далеко не полный перечень сторон его деятельно­сти. И всё же определяющей чертой настоящего учителя является сила его личности. Об этом образно говорит ученый  В.А. Сластёнин: «Личность учителя – это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно: личность воспита­теля значит все в деле воспитания». А вот что по этому поводу подметил К.Д. Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Только личность мо­жет действовать на развитие и определение личности, только характером можно образо­вать характер».

     Известный педагог определяет личность как характер. Каковы же основные черты учителя, обладающего сильным характером, а значит, яркой индивидуальностью?

Личностные качества, конечно же, неотделимы от профессиональных. Среди них: вла­дение предметом преподавания, методикой преподавания дисциплины, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педа­гогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

     Как одно из наиболее значимых, а возможно, и самое главное – любовь к своему про­фессиональному труду – качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации. В настоящее время изменился порядок проведения аттестации педагогических работников. Как одно из новшеств введено тестирование, куда входят вопросы по педагогике, психологии, по предмету и методике преподаваемого предмета, нормативных документов. Для успешной сдачи тестов необходимо пройти обучение на курсах в КИРО, которые учитель по своему желанию может проходить раз в три года и руководитель образовательного учреждения должен предоставить ему такую возможность. Межаттестационный период 5лет пока остается без изменения.

Вместе с тем личность современного учителя во многом определяется высоким уров­нем культуры. Учитель всегда служит наглядным образцом для учащихся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести.

Нравственной мерой поведения учителя является педагогический такт. Он базируется прежде всего на нравственных качествах педагога.

     Основными элементами педагогического такта являются: требовательность, и в то же время уважительное отношение к ребенку, умение слушать и слышать его, сопережива­ние, внимательность, чуткость (без стремления афишировать свои действия), дружелю­бие без панибратства, доброжелательность, умение увлекать воспитанников идеей. Что­бы быть тактичным, учителю необходимо быть наблюдательным, уметь предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков.

     Педагогический такт как один из элементов взаимодействия с детьми обязывает педа­гога отвечать за свои поступки, прочувствовать свои обязанности, проявлять волю. А са­мое главное – такое взаимодействие признает личность высшей ценностью.

     Существует немало приемов, пользуясь которыми учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с учащимися и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правила­ми педагогического такта, наиболее важными из которых являются следующие:

• на уроке важно создавать атмосферу, в которой доминируют высокие общечеловече­ские ценности;

• учителю следует чувствовать внутреннее состояние ученика и создать все условия для вовлечения его в учебный процесс;

• при любых обстоятельствах нужно оставаться спокойным, уравновешенным, сдержи­вать негативные эмоции;

• любые противоречия желательно разрешать с помощью диалога;

• целесообразно быть щедрым на похвалу, а не на порицание.

     Педагогический такт как форма взаимоотношений определяется многими сторонами личности учителя, его идейными убеждениями, культурой поведения, общим и специ­альным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический при­ем. Немаловажное значение в формировании педагогического такта имеет общая и пе­дагогическая культура поведения учителя. Понятия «общая культура» и «педагогическая культура» отличаются друг от друга.

     Общая культура в поведении человека состоит в соблюдении правил поведения в общественных местах, в личной жизни, во взаимоотношении с другими людьми (так­тичность, вежливость, скромность, уважение и т.д.). Педагогическая же культура в по­ведении учителя предусматривает соблюдение общепедагогических требований во взаи­моотношениях с учащимися и их родителями.

     Педагогическая культура – это одна из сторон педагогического такта учителя. В этом отношении особенно большое значение имеет культура устной речи – ее чистота, грамот­ность, умение управлять своей речью и сопутствующими ей мимикой и жестами, интона­цией и даже тембром голоса.

     Овладеть педагогической культурой, не владея педагогическим мастерством, невоз­можно. Педагогическая культура является показателем гибкости ума учителя, следстви­ем его творчества.

     Итак, одно из самых главных качеств современного учи­теля – его способность к творчеству. Творческий потенциал учителя проявляется в его умении самостоятельно конструировать педагогический процесс, вовлекая в увлекатель­ный поиск каждого ученика.

     У настоящей творческой личности её профессиональные знания и навыки – лишь инструмент, которым она умело пользуется. Такой педагог приходит на урок, чтобы в очередной раз пережить то, что он несёт своим учащимся, и сделать с ними новые открытия. Он не боится перемен, непростых вопросов, на которые порой не бывает го­товых ответов.

     Учитель, являясь яркой творческой индивидуальностью, помогает процессу осозна­ния своего личностного «Я» в окружающем мире. Он не даёт готового знания, вместе с воспитанниками спорит и размышляет, удивляется и сомневается, с интересом пости­гает истины в совместном творчестве. Именно совместное творчество учителя и ученика, их сотрудничество на уроке являются залогом воспитания успешного человека, способного осознанно выбрать свой путь и полезно приложить свои силы на благо общества, а значит, стать счастливым гражданином счастливой страны. А это , еще раз повторю, и есть цель российского образования.











МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»









Доклад

на районном семинаре учителей иностранных языков

на тему

«Личность современного учителя»







Подготовила: учитель английского языка

первой квалификационной категории

МБОУ «Золотухинская СОШ»

Карпова Е. П.









24 октября 2014 г.