СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированная направленность применения проектно-исследовательских технологий и технологий проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт применения проектно-исследовательской технологии и технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированная направленность применения проектно-исследовательских технологий и технологий проблемного обучения»

Министерство общего и профессионального образования Свердловаской области

Управление администрации Североуральского городского округа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8






«Личностно-ориентированная направленность применения проектно-исследовательских технологий и технологий проблемного обучения.»




Егорова Оксана Вячеславовна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №8













г. Североуральск, 2019 г.



Содержание

Введение………………………………………………………………….…с. 3

1.1.Теоретическая база. Понятие о технологии. Основные характеристики педагогических технологий………………………………………………………с. 5

1. 2. Механизмы реализации……………………………………………….....с. 6

1.2.1. Использование эффективных образовательных технологий………..с. 6


Заключение……………………………………………………………….....с. 16

Список литературы………………………………………………………....с. 17









Даже мгновенное озарение

может стать той первой искрой,

из которой рано или поздно

возгорится пламя творческого поиска

В. Шаталов


Введение.

Слова В. Шаталова приобретают особое значение в период новых подходов к образованию, в период качественной перестройки его содержания.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения произошло обновление структуры и содержания образования. Новый стандарт требует воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. Психологи, педагоги установили, что современные дети отличаются от тех, кто подрастал 50, 20 и даже 10 лет назад. Они меньше зависят от взрослых, у них масса источников информации о мире. Они нуждаются в оценке родителей, учителя, но не воспринимают их однозначно, ведь современный мир предлагает ребёнку массу иных образцов для сравнения. В этом мире человеку важно не просто научиться поступать так, как от него требуют « вышестоящие инстанции», а уметь выбирать собственную линию поведения. Человек должен научиться решать, стоит ли ему соглашаться с тем, или иным суждением, самостоятельно реагировать на внешние оценки, адаптироваться к неудаче или успеху. Это может сделать тот, кто умеет критично относиться к своей деятельности и оценкам других людей, имеет качественное образование.

Я поставила перед собой проблему: как организовать образовательный процесс, выбирая наиболее эффективные современные педагогические инновации. Выбрать одну технологию, или сочетание нескольких, хорошо продуманных технологий, без которых трудно выстроить успешный образовательный процесс? Это побудило меня изучить и пропустить через себя те технологии обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, научить их активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности.

Актуальность педагогической деятельности вытекает из анализа противоречия, сложившегося в современной школе: между новыми требованиями общества и семьи к качественному образованию, формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения.

В межаттестационный период ставила цель педагогической деятельности – создание личностно-ориентированный образовательной среды как условия формирования учебной мотивации младших школьников.

Для достижения этой цели ставила перед собой следующие задачи:

- формировать у обучающихся способность к универсальным учебным действиям как основе достижения основных образовательных компетенций;

- активизировать применение современных образовательных технологий личностно-ориентированной направленности с целью создания условий для самореализации обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности;

- систематизировать и внедрять приемы диагностики и мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий как основы образовательных компетенций обучающихся;

- разработать в качестве методического продукта банк систематизированных заданий для создания проблемных ситуаций на уроках.

В межаттестационный период работала над самообразовательной темой «Личностно-ориентированная направленность применения проектно-исследовательских технологий и технологий проблемного обучения».

Выдвинула гипотезу: эффективные образовательные технологии являются фактором доступности качественного образования, так как позволяют оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, улучшить межличностные отношения обучающихся.

Определила объект и предмет исследования.

Объект: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО

Использовала методы исследования:

  • Анализ психолого-педагогической литературы

  • Наблюдение

  • Тестирование

  • Беседа

  • Коллективные формы в организации учебного процесса

  • Эффективные образовательные технологии

Сформулировала ведущую ключевую идею:

1.систематическое и методически правильное применение эффективных образовательных технологий в начальной школе помогает организовать успешный образовательный процесс и повышает качество образования.

2.Определила систему дидактических принципов, способствующих созданию необходимых условий повышения качества образования:

1. Принцип деятельности

2. Принцип целостности

3. Принцип непрерывности

4. Принцип минимакса

5. Принцип психологической комфортности

6. Принцип вариативности

7. Принцип творчества




1. Аналитическая часть.


1.1.Теоретическая база. Понятие о технологии. Основные характеристики педагогических технологий.

В современной психолого-педагогической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее вместе с достижениями научно- технического прогресса и внедрением в образование «новых компьютерных технологий». Термин «технология» происходит от греческих корней: techne - искусство, ремесло, мастерство и logos - наука, учение. В единстве двух корней образуется слово, означающее учение или науку о мастерстве, совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов

Инновационные технологии - это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

В числе выдающихся представителей новых технологий следует назвать Ш.А Амонашвили - новатора экспериментального обучения учащихся начальных классов. Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни» изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

В.Ф. Шаталов разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения. Методическая система В.Ф. Шаталова позволяет приобщить каждого школьника к активной учебной деятельности, воспитать познавательную самостоятельность, укрепить в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в собственных силах и способностях.

Педагог-новатор И.П. Волков разработал и осуществил технологию творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребёнком внеурочной деятельности.

В числе современных образовательных технологий следует указать технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.С. Альтшуллер и др.). Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие ребёнка как полноценного субъекта деятельности.

Педагог-новатор Зайцев является автором технологии раннего и интенсивного обучения грамоте, основанной на принципиально новых подходах к обучению грамоте и обеспечивающих высокую результативность. Сущность технологии Н.А. Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Автор программы «Преемственность», В.Н. Зайцев обосновал технологию совершенствования общеучебных умений в начальной школе. В основе этой технологии - диагностика и самодиагностика, преемственность, постоянное поддержание достигнутого уровня развития умений.

К современным образовательным технологиям относятся компьютерные (новые информационные) технологии обучения. Информационные технологии, использующие компьютерные формы обучения, современный уровень развития телекоммуникаций, дистанционные технологии составляют основу развития процесса обучения в будущем столетии.

Инновационные технологии смогли доказать свою способность решать на современном уровне как традиционные, так и новые задачи, быть гарантом культурного, нравственного развития учащегося.

Изучив Концепцию УМК «Школа России», которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС; Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования; идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения; программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, которая органически входит в учебно-воспитательный процесс и составляет его стержневую основу, свою педагогическую практику построила на применении эффективных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время, которые помогают обучающимся овладеть практически всем спектром универсальных учебных действий.

1.2. Механизмы реализации.

1.2.1. Использование эффективных образовательных технологий.


В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни не знают букв, а другие бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребёнком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания - увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Исходя из этого, при организации  учебной деятельности обучающихся делаю опору на личностно-ориентированный подход, при помощи которого обучение становится деятельностным, опережающим, востребованным. В рамках каждого урока обязательно применяю технологию индивидуализации и дифференциации обучения. Этим достигается личное совершенствование каждого обучающегося.

В межаттестационный период работала по УМК «Школа России», который реализует принципы деятельностного подхода в обучении.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

  1. наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

  2. выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

  3. выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

  4. формирование у обучающихся умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;

  5. включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифрую так:

  1. искать - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

  2. думать - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

  3. сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

  4. приниматься за дело - включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

  5. адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Стараюсь, чтобы вся работа была направлена на общее развитие ребёнка. Для наибольшей эффективности использую в преподавании дидактические игры, дискуссии, наглядность, проблемные ситуации, средства обратной связи, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Вся работа носит преобразующий характер деятельности обучающегося (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности). Много заданий предлагаю для интенсивной самостоятельной деятельности обучающихся, связанных с эмоциональными переживаниями, которые сопровождаются эффектом неожиданности, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества. Стараюсь создать такие ситуации общения на уроке, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. обучающемуся предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.

Один из моих приоритетов – технологии проблемного обучения, позволяющие сочетать коллективное решение учебной проблемы с самостоятельной поисковой деятельностью. Выстраивая урок на основе проблемного обучения, включаю учеников в процесс осмысления темы, целей урока и получения новых знаний.

Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Дательный падеж». Сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» в форме шуточного стихотворения:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться

чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Урок литературного чтения 4 класс.

Акростихи - ума забава. 
Капризы кисти и холста. 
Рисунок, свод законов, правил, 
Отточенность и простота. 
Союз метафор, рифм лукавых 
Тропинка букв и край листа. 
Из вдохновения стихий 
Хочу - леплю акростихи!

Ситуация «с удивлением»

Фрагмент урока русского языка в 4-м классе.

Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

(Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

На этапе актуализации при выполнении задания, для которого у учеников недостаточно знаний, ввожу прием сталкивания противоречий, (ситуация «с затруднением»), способствующий развитию креативных навыков - действия в нестандартных ситуациях.

Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности. Детям предлагается выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

Фрагмент урока математики.

При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, предлагается задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см. (Зная формулу нахождения площади, дети пытаются умножить длину на ширину. Возникает затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади).

Детям предлагается заведомо невыполнимое задание.

Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения. Задания, которые начинаются словами: докажи (Докажи, что белый медведь не может жить в пустыне.), пронаблюдай (По своим наблюдениям составь описание реки своего края.), рассмотри, сравни (Рассмотри и сравни физическую и политическую карты России. Сделай вывод), подумай (Подумай, какое участие в охране природы можешь принять ты?), исследуй (Исследуй и составь родословную своей семьи.)

Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Положительный результат несомненно в том, что в процессе решения проблемной ситуации идет индивидуально направленное обучение, на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют высокую активность. Использование данной технологии также решает проблемы психологического комфорта на уроках. Положительное эмоциональное самочувствие моих учеников возросло от 62% до 87%, что способствует активному творческому поиску детей.

Одним из главных ресурсов проблемного обучения считаю формирование ключевых образовательных компетенций. Процесс коллективного, группового и индивидуального решения обучающимися проблемной задачи направляю на развитие у них способности  к самоопределению - к целевым и смысловым установкам для своих действий, к принятию решения (ценностно-смысловая компетентность); способности слушать и слышать собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность), на развитие деловой и социальной активности (социально-трудовая компетентность).

Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчёркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

В образовательном стандарте второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения - о более полном, системном переходе от былого «знание нового» подхода к деятельностному. Образование нацелено на формирование у обучающихся ключевых компетенций. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Чем же отличаются «компетенция», «компетентность»?

Компетенция - это набор ЗУНов, а компетентность - это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Наша начальная школа работает по УМК «Школа России». В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

В соответствии с ФГОС НОО формирую ключевые компетенции обучающихся в процессе изучения некоторых математических понятий.

Так в результате формирования понятия «длина» учащиеся должны овладеть такими компетенциями, как измерение и вычерчивание отрезка заданной длины, измерение длины ломаной линии, состоящей из трёх-четырёх звеньев, нахождение периметра многоугольника (треугольника, четырёхугольника), адекватный выбор инструментов для измерения длины, ширины и другое. Известно, что компетенции приобретаются в процессе деятельности. Учащимся уже знакомы единицы измерения длины, как сантиметр, дециметр, миллиметр. Они знают, что в практической деятельности люди используют для измерения длин отрезков разной величины такие инструменты, как мерная лента (метр), портняжный метр, столярный метр. Предлагаю учащимся выполнить самостоятельно задания:

(извлекая пользу из опыта своих знаний)

1. Измерить длину своей ступни, длину ступни своей сестры, мамы и т.д.

2. Рассказать, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно это сделать одному?

3. Определить длину руки от локтя до конца среднего пальца. Как называлась эта мера длины в древности? (локоть).

4. Найти информацию о таких измерениях длины, как «локоть».

5. Определить размер: а) своей шапки; б) шапки соседа по парте.

Выбрать подходящий инструмент для измерения.

Для того, чтобы повысить интерес учащихся к математике, предложила им найти информацию о мерах длины, которые использовались в древности. (Ученики могут получить эти сведения от родителей, а также используя энциклопедическую литературу).

Аналогичную работу провожу и при изучении такой единицы измерения, как метр. Предложила учащимся изучить историю появления метра. Детям было предложено принести складной метр (столярный, портняжный метр, рулетку).

Рассматривая деревянный метр, учащиеся устанавливают, что 1 м = 10 дм = 100 см

  1. Предложила учащимся разбиться на группы по 2 человека и измерить длину и ширину парты. Результаты записать в тетради.

  2. Измерить рост друг друга и записать данные в тетрадь (В записи используются и метры, и сантиметры, например: 1 м 25 см).

  3. Измерить длину и ширину класса, шкафа, доски и т.п.

  4. Выбрать измерительный инструмент, которым удобно выполнять измерения.

  5. Результат записать в тетрадь.

Такая работа вызывает интерес учащихся, формирует умение сотрудничать и работать в группе, способствует саморазвитию школьников, а также вырабатывает навыки пользования подходящими измерительными инструментами.

Подводя итоги вышесказанного, хочу отметить, что я уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) Овладение универсальными учебными действиями даёт обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Анализируя уроки, пришла к выводу, что в ходе использования технологий обучающиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:

  1. Обучающиеся, находясь в поиске по решению поставленной проблемы, научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.

  2. Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.

  3. Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.

  4. Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.


Таким образом, метод проблемного обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж-Ж Руссо.

Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приёмы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряжённости работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу. Учу ребят, что самый лучший день – сегодня; самый большой дар – любовь; самое большое богатство – здоровье! Мои ученики знают, что быть здоровым – это модно! На протяжении 3 лет в Центре психолого-педагогической поддержки с большим интересом изучали «Цветок здоровья». Результатом нашей совместной деятельности стал проект «Цветок здоровья», где собраны все секреты этого удивительного цветка и наши творческие зарисовки к этим секретам.

Научить ребёнка мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях мне помогает метод проектов. В межаттестационный период работала по программе «Школа России», в которой уже предусмотрена проектная деятельность. В ней заложен большой учебно-воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты групповой и индивидуальной самостоятельной работы в различных формах: ролевая и деловая игра, спектакль, реклама, защита и другие. Грамотно организованная проектная деятельность даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка. При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта). Мною была разработана и предложена ребятам памятка для работы над проектом.

Памятка начинающему исследователю

  1. Выбери тему исследования;

  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы;

  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы;

  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы;

  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы;

  6. Сделай выводы;

  7. Оформи результаты своей работы;

  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Разработанная и реализуемая мной во внеурочной деятельности система индивидуальных и коллективных проектов ориентирована на развитие личности в соответствии с ФГОС, формирование ценностно-смысловых установок и личностный выбор. Мои обучающиеся успешно выступали на школьной научно-практической конференции с исследовательскими проектами «Наследники Галилео. Влияние воды на разные материалы и их свойства», «Семейные ценности»; в творческо-познавательных проектах «Зимующие птицы», «Творчество писателей и поэтов», «Водоёмы нашего края», «Имена прилагательные в загадках», «Тайна моего имени», «Я живу на планете Земля», «Математика в числах», « Моя любимая буква», «Родословная» и д.р; в творческих проектах «Осенний букет», «Окно в зимнюю сказку», «Новогодний снеговик», «Моё увлечение»; театрализованных постановках «Телефон» по произведению К.И.Чуковского, «Кошкин дом» по произведению С.Я.Маршака, «Золушка на новый лад»; практико-ориентированных проектах «Красота из отходов», «Достопримечательности Североуральска», «Мой помощник светофор», «Покормите птиц» и д.р. Разработала программу вариативного курса «Волшебный мир оригами», в содержание которой включила выполнение творческих и проектных заданий на социализацию и развитие ценностных ориентиров. Свою задачу вижу в прогнозировании дальнейшего самостоятельного практического и творческого применения учениками знаний и учебных действий, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт обучающихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, способствует повышению уровня компетентности обучающихся.

Мои обучающиеся являются членами отряда ЮИД и ведут активную пропаганду правил дорожного движения. Ежегодно являются участниками и призёрами муниципального конкурса «Звездный фейерверк». В 2017г члены отряда ЮИД вместе с автоинспекцией организовали и провели акцию «Письмо водителю». Несколько лет сотрудничали с МАУ ДО Центр «Остров», развивая творческие способности в кружке «Экодизай».

Собственные наблюдения показывают, что в процессе этой деятельности мои ученики приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Формирование социальной одарённости, которая проявляется в сопричастности и милосердии, - важное направление моей работы. Благотворительные акции «Подари открытку другу», акция «10000 добрых дел», «Передай добро по кругу», акция «Бессмертный полк», « Открытка ветерану», вахты Памяти героям-землякам, акции милосердия и другие оставляют живой отклик в детских душах.

Но даже самые полные и эффективные методики - это только инструмент в руках учителя. И, как показывает опыт, лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Показателями правильно выбранной мною педагогической стратегии выступают результаты участия моих обучающихся в городских, всероссийских, международных конкурсах, олимпиадах.  

Продолжая обучаться в среднем звене, мои ученики подтверждают свои знания, показывают высокие результаты учебной деятельности, творческого развития. Многие из них в дальнейшем являются победителями городских и областных предметных олимпиад. В классах моего выпуска есть медалисты, ученицы, которые решили посвятить себя педагогике.

Одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. В классе каждый ребёнок выполняет определённые функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребёнка к жизни за стенами школы.

Обучающиеся моего класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Все мероприятия в начальной школе и нашего образовательного учреждения проходили с активным участием моих учеников. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятие в своём классе, подготовить поздравление для родителей, одноклассников в виде презентаций.

В условиях реализации нового стандарта исключительно важной стала роль родителей. С одной стороны - родители заказчики образовательной услуги и её эксперты,а учитель – исполнитель заказа. С другой стороны - мы партнеры по проектированию, организации и исполнению учебно-воспитательных задач. Нас объединяют общие заботы, проблемы. Мои родители – мои первые помощники. Постоянное сотрудничество с родителями учащихся даёт возможность сделать процесс образования и воспитания ребёнка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Поэтому важным направлением в работе определяю создание и формирование содружества «Семьи и школы». Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования; при привлечении резервов семейной педагогики помогают реализовать цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в реальном мире.

Каждодневное сотрудничество с родителями учащихся стараюсь наладить не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. Встречи на праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах стараюсь организовать совместно с родителями, реализуем задуманное и анализируем результаты вместе.

В заключение хочу привести слова Е.И. Рериха, что чем выше и дальше каждый из нас идёт, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни. Апробировав образовательные технологии и выявив эффективные, я не могу работать по-старому, мои уроки - это творческое общение с учениками и учеников между собой. Да, инновации требуют огромной затраты сил, времени, но это то, что делает нас современным своему времени. Моя задача, как учителя, - увидеть, разглядеть в ребёнке всё лучшее, помочь ученику найти себя, раскрыть свои способности, стать творческой и ответственной личностью. Слагающие моего успеха: вера, надежда, любовь. Я верю в свои силы и возможности, верю в  учеников. И я счастлива, что вижу результаты своего труда!

Заключение.


Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям, развитию. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к специалистам. Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т.е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образование. Использование инновационных технологий в начальной школе способствует решению главнейшей задачи в образовательной системе: научить  ребёнка умению учиться самостоятельно. Современный урок - это мастерство самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности.

Избранные мною педагогические приёмы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребёнка.

Уверена, что успехи в образовании зависят, прежде всего,   от учителя, от его умения адаптироваться  к изменяющимся условиям в современном мире, желания осваивать новые формы и методы работы с детьми, инновационные технологии в обучении и воспитании. Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!». Я твёрдо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, доброты, слова учителя, силы личного примера, справедливости - основы доверия, способности прощать ребёнка.


















Список литературы

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

  3. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. К., 2004.

  4. Иванов Н. Педагогика коллективных творческих дел. - Киев, 1992.

  5. Игнатенко М. Современные образовательные технологии // Математика в школе,- 2003. №4.

  6. Игры - обучение, тренинг, досуг. - М., 1994.

  7. Ковалёва Г.С., О.Б.Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения). 

  8. Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.

  9. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991

  10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979.









20