личностно-ориентированное обучение
АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
- На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЭТО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТ:
- самобытность ребёнка
- самоценность ребёнка
- субъективность процесса учения
ЦЕЛЬ ЛОО ЗАЛОЖИТЬ В РЕБЁНКЕ МЕХАНИЗМЫ:
- самореализации
- саморазвития
- адаптации
- саморегуляции
- самозащиты
- самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа
В ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕЖИТ ПРИЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РАЗВИТИЕ НЕ КАК «КОЛЛЕКТИВНОГО СУБЪЕКТА», НО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, КАК ИНДИВИДА, НАДЕЛЕННОГО СВОИМ НЕПОВТОРИМЫМ СУБЪЕКТИВНЫМ ОПЫТОМ.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО:
- признание учителем приоритета личности перед коллективом;
- создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;
- признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;
- отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других
ЛО ОБРАЗОВАНИЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДХОДЫ:
ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ
Среди технологий, направленных на повышение социальной компетенции, можно выделить три типа:
- прямое обучение социальным навыкам;
- организация групповых видов активности;
- формирование социальных навыков через подражание
ПРЯМОЕ ОБУЧЕНИЕ
- При прямом обучении социальным навыкам учитель обуча ет детей правильному поведению через правила и примеры. Очень важно научить детей договариваться о правилах взаимоотношений с ребенком с ОВЗ.
- ПРИМЕР. Слабослышащий ребенок не понял просьбу своего одноклассника. Тот его стукнул. Оба пришли жаловаться учителю.
Учитель – однокласснику:
-Покажи, как ты обратился к Игорю.
-Я стоял сзади и попросил его отойти в сторону. Учитель:
-Помнишь, мы говорили о том, что к Игорю надо обращаться, стоя к нему лицом, чтобы он тебя видел, иначе ему трудно понять, что ты ему говоришь.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ВИДОВ АКТИВНОСТИ
- При организации групповых видов активности, таких как дежурство, подготовка к празднику, работа в учебных группах, помощь в выполнении заданий, передвижение по школе и за школой учитель планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
- выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
- контролирует и корректирует
групповую активность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ВИДОВ АКТИВНОСТИ
- Учитель предлагает здоровым сверстникам по очереди сопровождать незрячего ребенка по школе, сначала он сам выбирает тех детей, которые могут это делать – ответственных и доброжелательно относящихся к ребенку. Потом учитель обучает детей, как надо сопровождать незрячего ребенка по школе. При этом он может воспользоваться тренинговым упражнением «Слепой–поводырь». Зрячему ребенку завязывают глаза и проводят по школе. После чего обсуждают его впечатления, что ему было сложно. Потом рассказывают правила сопровождения незрячих людей по коридорам, лестницам, помещениям с мебелью, улице. Когда ребенок подготовлен, ему предлагают сопровождение. Сначала учитель контролирует процесс, задает вопросы и подсказывает где необходимо, как и что надо делать. Потом предоставляет детям самим передвигаться по школе.
В дальнейшем обученный таким образом сопровождению ребенок может обучить всех остальных.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ
- Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра.
Когда дети могут учиться, например, на физкультуре, в одном темпе совершать одни и те же действия, у ребенка с РАС определенный навык сформируется быстрее.
- Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Принцип недопущения перегрузок;
- Переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;
- Исключение принуждения;
- Активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность;
- Организация совместной деятельности, обеспечение диалогового общения.
Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Материал однотипный
Материал разного типа, вида и формы
Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму)
Преобладают проблемные, неоднозначные задания
Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию
Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный
Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для « сильных » учеников)
Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением
Чаще фронтальная или самостоятельная работа
Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)
Класс делится учителем на « сильных » , « средних » , « слабых »
Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМУ УРОКУ
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
- Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Заключение
- На рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
- личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;
- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.