ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Подготовила
Учитель начальных классов
Акимова Л.В.
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности
Цель – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.
Основные задачи:
Инициирование развития субъектного опыта ученика.
Раскрытие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве мотивационных механизмов.
Содействие реализации личностной познавательной траектории обучаемых в процессе изучения математики .
Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
Наличие комфортных и безопасных условий обучения
Осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности
Формирование и развитие мышления
Учет уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения
Адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся
Личностно-ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока.
Сравнительная характеристика деятельности педагога при проведении традиционного и личностно-ориентированного урока
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.
Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.
Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми.
Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле.
Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.
Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.
Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных.
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.
Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.
Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.
Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.
Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Личностно-ориентированный подход в обучении математике осуществляется тогда, когда изучаемое становится личностно значимым для обучаемого. Для этого необходимо, чтобы каждый учащийся мог осваивать математику в зоне своего ближайшего развития, опираясь на свой индивидуальный, субъектный опыт.
Для реализации личностно-ориентированного урока требуется учитывать следующие подходы:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе?
- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.
- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.
- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.
Поэтому личностно ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.
Следовательно, занимаясь по личностно - ориентированной системе обучения, ученик:
- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;
- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Личностно - ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно - ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Личностно - ориентированное обучение позволяет:
- Повысить мотивированность учащихся к обучению математике.
- Повысить их познавательную активность.
- Построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности.
- Создать условия для самостоятельного управления ходом обучения.
- Дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс.
- Создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися.
- Вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса.
- Отследить динамику развития учащихся.
- Учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ