Доклад на заседании МО
Личностно – ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы
Подготовила Любимская Оксана Романовна
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали и добровольно, и творчески. 2
Почему в современной школе отдано предпочтение ЛО технологии обучения?
Во-первых, ЛО технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.
Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.
В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
3 Важнейшие вопросы ЛО обучения.
Как сделать уроки русского языка и литературы личностно-ориентированными?
Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями?
Как научить их понимать себя, другого человека?
Ответы на эти вопросы помогут нам, педагогам, понять своих воспитанников.
5 Основная цель ЛО обучения: разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни, создать формулу успеха.
6 Принципы ЛО обучения: принцип самоактуализации, принцип индивидуальности; принцип субъектности; принцип выбора; принцип творчества и успеха; принцип веры, доверия и поддержки.
7 В рамках ЛО обучения как самостоятельные технологии можно выделить:
а)разноуровневое обучение,
б) сотрудничество,
в)коллективное взаимообучение,
г)модульное обучение.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.
8 Признаки личностно- ориентированного подхода:
1. Учет потребностей ученика.
2. Диагностическая основа обучения (что ученик уже знает по подготовительным темам).
3. Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить).
4. Сотрудничество и сотворчество.
5. Создание ситуаций выбора.
6. Учет физиологии и забота о здоровье учащегося.
7. Приспособление методик к учебным возможностям ученика (с разными группами по- разному).
8. Стимулирование развития и саморазвития.
9. Рефлексия (самооценка, самоанализ).
9 Особенности работы учителя в личностно- ориентированных группах.
1. Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ученика (с учетом практической направленности).
2. Атмосфера повышенного интереса.
3. Ученик имеет право на неправильный ответ.
4. Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов.
6. Создание ситуаций общения, диалога.
7. В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия.
8. Эмоциональный настрой (что понравилось).
9. Рациональное домашнее задание.
10 Данная технология позволяет использовать различные типы уроков: урок-диалог (доминирующий тип); урок-размышление; урок- игра: урок-презентация ;урок-защита проекта.
11 Нетрадиционные методы, применяемые на ЛО уроках : образные разговоры, написание мини-сочинений, исследовательский метод, форма работы - групповая. метод проблемного изложения.
12 Психологический климат урока - это необходимый элемент личностно- ориентированной технологии.
13 Вывод: большинство из нас чаще запоминает не то, чему нас учат, а то, КАК нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, КАК он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое дело, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд.
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.
Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы», ставлю перед собой задачи:
• Как сделать урок радостным и интересным ? • Как активизировать деятельность учащихся на урок? • Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Свою работу выстраиваю следующим образом:
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому, в наибольшей степени, способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки
. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала,
во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока). Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности.
В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение.
Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.
В условиях групповой работы школьники учатся оперировать материалом, приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтролю, совершенствуют умения совместной деятельности, при этом воспитываются коллективистские свойства личности.
Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс.
Работая в старших классах, много времени уделяю подготовке к написанию сочинений. Я люблю давать темы непривычные, неожиданные. Такие, чтобы у детей не было возможностей переписывать критические статьи, методические пособия.
Например : «Чем я похож на Обломова?»,
« Как бы я поступила на месте Татьяны Лариной, когда Евгений признаётся ей в любви», «Какие черты характера я бы позаимствовал у Мцыри», .« Мой самый добрый литературный герой» и другие.
Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.
Используя эти методы в обучении, реализую личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы.
Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Учебный материал организовывается мной таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.
Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно ориентированного урока, освоенных мною. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке цели и задач урока или к организации совместного целеполагания.
Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:
Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Какие задачи вы ставите перед собой?
Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
Можно использовать разные приемы совместного целеполагания на уроках русского языка:
1.Работа с материалом учебника (учащимся предлагается прочитать подзаголовки параграфа, вопросы к нему и определить цель познания)
2.Актуализация знаний (определить тему урока по заданию, приготовленным учителем)
3. “Скрытая ошибка” (предложить задание со скрытой ошибкой)
4.“Эпиграф” (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока)
5.“Опрос-кроссворд” (необходимо заполнить кроссворд по изучаемой теме).
6. “Удивительное рядом” (предлагается яркий текст)
Например, урок в 6 классе по теме “Правописание корней с чередованием -гар-гор” начинается с чтения сказки.
Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – Гор и Гар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: “Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден”. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж Гар, а без ударения – Гор.
Затем ученики отвечают на вопросы:
Какое орфографическое правило зашифровано в данной сказке?
Какой закономерности подчиняется правописание корней -гар-, -гор-?
При формулировке цели урока необходимо осознавать не только то, чего хочет достичь ученик, но и каким образом он может это сделать. Использование разнообразных приемов целеполагания создает атмосферу, где уважается любое мнение, развивается критическое отношение к различной информации, превращая учащихся в активных субъектов процесса обучения.
Мы работаем в небольших сельских школах. Классы небольшие. Но и в таких маленьких классах есть ребята с разным уровнем интеллектуального развития. Работа с учениками разных возможностей предполагает тщательную организацию их учебной деятельности. Личностно -ориентированное обучение включает необходимость разноуровневого обучения для сильных, средних и слабых учеников. Именно это позволяет заинтересовать всех учащихся процессом обучения. Разноуровневые задания с успехом могут быть использованы при изучении нового материала, контроле за усвоением знаний, умений и навыков, при проверке знаний.
Какие же особенности учитываю при работе в уровневых группах:
1.Обязательно при подборе домашних заданий. Типовые задания позволяют развить слабого ученика, помогают ему в овладении общеучебными навыками.
Для сильного ученика усложняется задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества. Выполняют задания, требуемые рассуждений и анализа, с привлечением дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся, выделению связей с другими темами и предметами.
На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр.
3. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся,
На любом этапе изучения темы применяю обучающие тесты, помимо своей основной задачи – систематизации знаний, тесты направлены на психолого-педагогическую адаптацию к прохождению контроля в тестовой форме.
Тест. Проанализируйте уместность употребления выделенных слов в тексте. Выберите предложение, соответствующее нормам литературного языка.
1) Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.
2) Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.
3) Спортивные общества выполняют большую роль.
4) Спортивные общества играют большую роль.
5) Спортивные общества имеют большое значение.
6) Спортивные общества играют большое значение.
Тест 4. Найдите примеры речевой избыточности.
1)Памятный сувенир. 2) Мёртвый труп лежал без движения. 3) Информационное сообщение. 4) По песку ступали ступни её ног. 5) Грусть-тоска меня съедает. 6) Расцвели белые цветы. 7) Машинный парк обновили новыми машинами.
4.На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного, знания учащихся систематизируются, обобщаются, поднимаясь на более высокий уровень. Именно на этом этапе важно, чтобы задания были разноуровневые. На уроках такого типа использую формы фронтального и индивидуального опроса.
Например: На обобщающем уроке по теме «Имя существительное»
Почему имя существительное как часть речи определяется по трём признакам? Можно ли определить его по одному признаку, например, смысловому? Если нельзя, то почему?
Почему при разборе имени существительного как части речи нужно строго придерживаться схемы, помещённой в учебнике? Можно ли сначала называть тип склонения, а затем род существительного? Или вначале указать падеж, число, а затем остальные признаки существительного?
Вопросы должны быть проблемного или исследовательского характера
Углублённая работа над понятиями обучает общим приёмам анализа учебного материала. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.
Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…
Можно дать ребятам сделать самоанализ своей работы, начиная словами:
– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться комплиментом: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Всегда нужно помнить о том, что на уроке учитель- дирижёр, музыка звучит из уст воспитанников. Каждый ученик – человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.
Таким образом, личностно -ориентированное обучение - это приоритетное направление педагогической деятельности. А в целом вся работа учителя должна быть направлена на то, чтобы из стен
школы вышли грамотные, эрудированные, творческие, порядочные и добрые люди, чтобы каждый из них мог сказать:» Я - человек, и в этом мое призвание.»