Просмотр содержимого документа
«Личностно- ориентированный подход к обучению младших школьников»
Личностно- ориентированный
подход к обучению
- Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя.
К. Д. Ушинский
В 60-е гг. ХХ в. Л. В. Занков разрабатал технологию развивающего обучения в начальных классах, способствующую общему психическому развитию школьников.
- Учебные игры. Моделирование процесса реальной или имитационной проблемной ситуации, формирование процесса самостоятельного принятия решения и оценочной деятельности при анализе принятых решений и достигнутых результатов.
- Инвариантные этапы данной технологии :
- 1. Ориентация (представление изучаемой темы; знакомство с правилами игры, обзор её общего хода).
- 2. Подготовка к проведению (знакомство с общим сценарием игры, её задачами, правилами, ролями; каждому участнику объясняется функциональное описание роли и его задачи; наличие игровой атрибутики).
- 3. Проведение игры (исполнение учащимися своих игровых ролей, обсуждение хода игры, её сценария, награждение и штрафование её участников в соответствии с правилами игры).
- Виды учебных игр : игры-ситуации, сюжетные игры, игры драматизации, игры-имитации реальной деятельности, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии), игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).
- Технология ситуативного обучения. Назначение – создание личностно-ориентированной ситуации, в которой востребуется самостоятельное осмысление проблемы «примеривание» решения к собственной деятельности.
- Данную технологию в обобщённом виде представляю следующим образом:
- 1. Изучение предметного содержания предваряется описанием ситуации, оно обычно начинается словами: «Представьте, что вы попали в ситуацию …» Ситуация может излагаю сама или задаю текстом.
- 2. Анализ ситуации (учителем; группой детей; индивидуально) и формулирование проблемного вопроса:
- «Что нужно сделать, чтобы…»
- 3. Определение цели работы и путей достижения результатов.
- 4. Осуществление практических действий (поиск и изучение информации, наблюдения и опыты, имитация профессиональных действий).
- 5. Формулирование рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций, либо выполнение практической работы.
- Технология проблемно-поисковой направленности . Назначение – создать условия для эмоционального переживания, удивления перед парадоксальностью факта, стимулирования потребности в разрешении противоречия, высказывания собственной догадки, получения удовольствия от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности. Она включает следующие этапы:
- 1. Приёмы для создания проблемной ситуации (актуализация личного опыта ребёнка, предшествующего проблемной ситуации и вступающего в противоречие с наблюдаемым явлением; организация сбора фактов о явлении; организация работы по выполнению значимого и интересного задания, для решения которого у учащихся нет знаний и опыта; предъявление парадоксальной информации).
- 2. Формулирование проблемы (анализ ситуации, выявление противоречивых моментов; формулирование проблемы; планирование этапов и способов решения проблемы).
- 3. Выдвижение гипотез (индивидуальный или групповой сбор фактов, дающий основание для выдвижения гипотез; выдвижение гипотез методом «мозгового штурма»).
- 4. Поиск решения проблемы (индивидуальная или групповая проверка путём: дополнительного сбора фактов; подведения под известные теоретические знания; анализа и дедуктивного обоснования; экспериментальной проверки и наблюдения).
- 5. Формулирование выводов (оформление выводов в виде письменного: решения задачи; отчёта по эксперименту; логического обоснования и пр.).
- 6. Применение выводов на практике (самостоятельное составление заданий на применение нового знания; иллюстрирования верности найденного способа решения проблемы на задачах данного вида).
Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена требованием общества формирования в человеке не социально-типичного,
а индивидуального, позволяющего ребёнку оставаться самим собой.
В 60-80 гг. Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым была разработана концепция развивающего обучения школьников, основанная на становлении личности ребенка.
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.
обученность и образованность не тождественны по своей природе и
результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и
навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в
обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира,
широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке
фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых
ценностей и внутренних установок;
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения
представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности,
ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать
себя в познании, учебной деятельности, поведении;
личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и
саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Список используемых источников информации
https://infourok.ru/lichnostnoorientirovanniy-podhod-v-obuchenii-iz-opita-raboti-1991907.html
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/12/19/doklad-lichnostno-orientirovannyy-podhod-v
https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannye-podhody-v-obuchenii