СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы в рамках реализации компонента агробизнес-образования

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о реализации агробизнес - компонента на уроках русского языка. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы в рамках реализации компонента агробизнес-образования»

Кузнецова Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Уваровщинская сош»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы в рамках реализации компонента агробизнес-образования

Образовательная система должна вобрать в себя

самые современные знания и технологии.

Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить

переход к образованию, отвечающему

требованиям современной инновационной экономики

В.В. Путин

В последние десятилетия во многих странах мира образовательные реформы объединяет общая цель: ориентация образовательного учреждения на более эффективную подготовку молодежи к жизнедеятельности в современном высокотехнологическом обществе. Изменения касаются и содержания программ, которые специалисты в области образования максимально пытаются приблизить к реалиям современной экономики и производства. Огромное значение в данном аспекте имеет ориентация на производственную сферу региона.

Современная политика администрации Тамбовской области направлена на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области центра продовольственной безопасности страны. Эффективность работы данного центра зависит, прежде всего, от качественного кадрового обеспечения. Поэтому проблема подготовки кадров для региона является наиболее важной. Создание в Тамбовской области системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий – решение данной проблемы.

Мичуринским государственным аграрным университетом разработана Концепция развития системы непрерывного агробизнес-образования Тамбовской области. Одной из стратегических целей агробизнес-образования является повышение конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений области на рынке сельскохозяйственного труда.

МБОУ «Уваровщинская сош» является одной из экспериментальных площадок реализации проекта непрерывного агробизнес-образования, которое осуществляется посредством последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные предметы.

Над вопросом реализации компонента агробизнес-образования работают и на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предметам. На данный момент есть возможность поделиться некоторым опытом.

Цель педагогического опыта: осуществление личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы через материал агротехнологического содержания посредством новых образовательных технологий.

Задачи:

  • способствовать формированию и развитию ключевых компетенций, УУД, особенно личностных, посредством новых технологий, приемов на материале агротехнологической тематики;

  • способствовать повышению мотивации обучающихся к труду в агросфере, жизни в сельской местности на фоне формирования личностных УУД;

  • укреплять интерес к агросфере путем вовлечения обучающихся в конкурсы и мероприятия, связанные с агробизнес – образованием;

  • готовить обучающихся к продолжению образования в учреждениях СПО, ВПО по программам агробизнес-образования.

Опыт формировался с учетом основных положений ФГОС, Профессионального стандарта «Педагог», Концепции развития системы непрерывного агробизнес-образования Тамбовской области, рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература», также учитывалась опытно-экспериментальная работа коллектива школы по теме.

В работе с элементами агробизнес-образования на уроках русского языка и литературы выделяются следующие этапы:

  • 5-7 классы – работа с элементами агробизнес-образования в рамках одного из этапов урока (целью данной работы является становление духовно-нравственных ценностей, формирование уважительного отношения к сельскохозяйственному труду, людям, занимающимся данным трудом, осознанного понимания его важности);

  • 8-11 классы - работа в рамках модуля «Комплексный анализ текста агротехнологической тематики» (цель – обогащение словарного запаса обучающихся словами-терминами, которыми оперируют в сфере АПК; знакомство с целью непрерывного агробизнес-образования, с ролью каждого из участников в данном процессе; самоопределение обучающихся).

Анализ рабочих программ по предметам позволил разработать систему уроков, которые могут быть использованы в качестве ресурсов по реализации агробизнес-компонента в образовательном процессе.

Предмет

Класс

Тема, элемент урока

Примечания

Русский язык

5

Словарный диктант.

Задание: Запишите слова, подчеркните орфограммы.

Зеленеть, зерновой, тонна, труженик, юннат, территория, газон, ландшафт, косьба, бороздки, молотьба, огород, морковь, доход, кризисный, пастбище.



Выборочный диктант + Творческая работа

Задание: Выпишите слова с «ь», объясните его правописание.

Камыш.., рож.., тиш.., молодеж.., грач.., мощ.., кос..ба, сел..ский, молот..ба, стебел..ки, много училищ.., шипуч.., богач..

Задание: Составьте текст на тему «Сельская молодежь», используя выписанные слова.



Объяснительный диктант

Задание: Объяснить написание гласных в корне в зависимости от лексического значения. Выделите корни, подчеркните проверяемые безударные гласные.

Разр..дить грядки – разр..дить атмосферу, ув..дать от жары – ув..деть друга, вып..лоть сорняки – вып..лить из пушки и т.д.



Распределительный диктант

Задание: Выпишите глаголы в 2 столбика: а) с –ТЬСЯ, б) с –ТСЯ. Объясните правописание.

Волнует..ся пшеница, колос готов склонит..ся, стремит..ся к успеху, он заботит..ся о растениях и т.д.



Контрольный диктант

В поле

Мы подъезжаем к колосившемуся полю. Дорога шла в объезд вокруг огромного моря колосьев. В одном месте она шла на подъем. Оглянувшись с пригорка, мы невольно залюбовались чудесной картиной: необъятная ширь ржаного поля открылась нам. Нива уже играла золотистой рябью: легкое дуновение ветерка пробегало по ней; точно пчелы, жужжали колосья, кивая своими головками. Мы уже подъехали к деревне, миновав холмы, а нива, точно раздолье степи, без межей и границ, шла рядом с нами. У въезда в колхоз, на разъезде трех дорог, мы привязали лошадь и пошли в деревню.



Закрепление изученного правила в игровой форме + Творческое домашнее

задание

Орфографическое лото «Чередование букв О-А в корне –раст-/-рос-»

Ответ:

1.

2.

3.

О

4.

5.

О

6.

7.

О

8.

9.

1.Выр..щенный

2. Отр..сль

3. Разр..сшийся

4. Взр..щенный

5. Р..сток

6. Прор..сти

7. Зар..сли

8. Р..стение

9. Подр..стала


Творческое домашнее задание: Составьте со словами из лото текст на тему « На огороде».

Литература

5

И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Работа по вопросам.



Р/р. Сочинение-рассуждение «Как человек должен относиться к природе? Почему?»

Один из пунктов: Как можно развивать аграрную сферу, не нанося вред окружающей среде, природе?



Русские поэты ХХ века о родной природе.

Анализ стихотворения И. С. Никитина «Утро»

Русский язык

6

Те же виды работы (с другим словарным наполнением)


Литература

6

Послови­цы и пого­ворки

Работа с пословицами и поговорками о сельском хозяйстве, труде:

Какова земля, таков и хлеб.

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

Овёс любит ходить в воду да в пору.

Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку.

Рожь кормит сплошь, а пшеница - по выбору. И т.д.



Родная природа в стихо­творениях поэтов XX века

Анализ стихотворений А.А.Блока «Летний вечер», Н.М Рубцова «Звезда полей».



А.П. Пла­тонов. Сказка-быль «Не­известный цветок»

Работа по вопросам. Один из них: Как в произведении раскрывается тема «Человек и природа».

Русский язык

7

Те же виды работы (с другим словарным наполнением)


Литература

7

Урок

внеклассного

чтения.

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе

Анализ, выразительное чтение стихотворений о природе, о труде.



Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

Работа по вопросам. Один из них: Что можем сделать мы для развития нашего края, нашей малой родины?

Русский язык

8

Те же виды работы (с другим словарным наполнением)




Модуль «Комплексный анализ текста агротехнологической тематики»

Примеры текстов в папке «КАТ агротехнологической тематики»

Литература

8

Л.К. (литературное краеведение) Поэзия родной природы. Державин Г.Р., Пушкин А.С., Баратынский Е.А., Жемчужников А.М.

Анализ стихотворений о природе, труде

Русский язык

9

Те же виды работы (с другим словарным наполнением)


Литература

9

Русская поэзия «серебряного века».


Анализ стих-й о природе и труде



Л.К. Поэзия 2 половины 20 – начала 21 веков, ее связь с историей края.


Анализ стих-й о природе и труде

Русский язык

10

Те же виды работы (с другим словарным наполнением)




Модуль «Комплексный анализ текста агротехнологической тематики»

Примеры текстов в папке «КАТ агротехнологической тематики»

Литература

10

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы.


Анализ стих-й о природе и человеке



Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.(Творчество А.А.Фета)



Анализ стих-й о природе и человеке

Русский язык

11

Те же виды работы (с другим словарным наполнением)




Модуль «Комплексный анализ текста агротехнологической тематики»

Примеры текстов в папке «КАТ агротехнологической тематики»

Литература

11

Беседы по современной литературе. Ч. Айтматов «Материнское поле»

Работа по вопросам



«Тихая лирика» Николая Рубцова Тема родины в лирике Н.Рубцова

Анализ стих-й



На конкретных примерах отдельных уроков, этапов урока осуществляется личностно-ориентированный подход в рамках реализации агробизнес-компонента посредством отдельных образовательных технологий, их приемов. Предпочтение отдается технологии РКМЧП, игровым технологиям, проблемному обучению.

На уроках русского языка практикуется сочетание традиционных видов работы со словарным материалом (объяснительного, выборочного, словарного, контрольного диктантов и других) с последующей работой в рамках того или иного приема технологии РКМ: «Письмо по кругу», «Рассказ-предположение на основе ключевых слов», «Синквейн». Закрепление знания ранее изученных орфограмм в игровой форме «Орфографическое лото» с последующим применением словарного материала в задании творческого характера. Словарным материалом данных видов работы является лексика сельскохозяйственной тематики.

Работа в рамках модуля «Комплексный анализ текста агротехнологической тематики» ведется в двух направлениях:

  • работа с текстом по заданиям: анализ темы, основной мысли, стиля, типа речи, языковых средств, анализ орфограмм и пунктограмм, все виды разбора и лексическая работа со словами агротехнологической тематики (агробизнес, импортер, экспортер, агротуризм, экотуризм, франчайзинг и т.д.);

  • работа с текстом по заданиям в форме КИМов ОГЭ и ЕГЭ + элемент проблемного обучения (эссе или сочинение-рассуждение по данному тезису, например, «Труд работников АПК нужен и важен»)

В качестве материалов для данного модуля используются тексты-фрагменты из художественных произведений (М.А.Шолохова, Ч. Т.Айтматова, В. Ф Тендрякова и др.), тексты документов, статей. На данный момент сформированы папки с данными текстами.

На уроках литературы в процессе работы с художественными произведениями, содержание которых связано с сельскохозяйственным трудом, жизнью в сельской местности используются также приемы технологии РКМЧП.

Например, на уроке по теме «Пословицы и поговорки» в 6 классе работа с данными малыми жанрами фольклора проводилась через прием технологии РКМЧП «Кубик». Обучающиеся на предыдущем уроке были разделены на группы, каждая должна была найти пословицы и поговорки на определенную тему: 1 группа – о труде, 2 группа – о природе, 3 группа – о родине. Затем найденные пословицы они записали на гранях заранее склеенных кубиков. На уроке группы обменялись кубиками. Каждая группа, выкидывая кубик и объясняя смысл выпавшей в очередной раз пословицы, должна была подвести итог о том, какую главную мысль несут эти мудрые высказывания по каждой теме. Такой вывод делали дети и после работы с пословицами и поговорками о труде.

На уроках развития речи по литературе после изучения разделов «Русские поэты о Родине, родной природе и о себе» используется прием технологии РКМЧП «Эссе» и элементы проблемного обучения. Дается задание детям написать эссе по одной из предложенных тем о Родине, природе и их значении в жизни человека, а одной из микротем данного эссе должен стать ответ на предложенный проблемный вопрос (Как можно развивать аграрную сферу, не нанося вред окружающей среде, природе? Что можем сделать мы для развития нашего края, нашей малой родины? Рассматриваете ли вы одним из способов процветания нашей малой родины развитие АПК?)

Интересным видом работы считают обучающиеся ведение трехчастных дневников при прочтении художественных произведений. Так, при работе с повестью Ч.Айтматова «Материнское поле» обучающимся 11 класса было дано задание выписать фрагменты из текста повести, в которых говорится о труде, работе, определить точку зрения автора по прочитанному и высказать свою точку зрения относительно данного фрагмента.

Итогом всех этих видов работы является создание обучающимися устных и письменных ответов, в которых они отражают свое отношение к сельскохозяйственному труду, к работе в АПК, отмечают необходимость развития АПК района, области, демонстрируя свою активную гражданскую позицию, готовность быть участниками данного процесса. И это важный результат!

Результатом работы в данном ключе также является успешное участие обучающихся в конкурсах и мероприятиях, связанных с агробизнесом: в конкурсе сочинений-эссе «Экономическая – культура. РФ», во II Управленческой Ассамблее "Молодежная волна"(г. Тамбов), в работе НОУ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях с агробизнес – проектами, во внеурочной деятельности, реализующей агрокомпонент, ежегодное поступление обучающихся в учебные заведения СПО И ВПО, осуществляющие агробизнес-образование.

Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы в рамках реализации агробизнес-компонента способствует самоопределению обучающихся, формированию готовности продолжить образование в учреждениях СПО, ВПО по программам агробизнес-образования, дает возможность повысить конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения на рынке сельскохозяйственного труда.