Михайлова Елена Александровна
учитель начальных классов
Бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 137»
г. Омск, Омская область
Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников.
За последние 20 лет в связи с переходом общества от культуры полезности к культуре достоинства (выражение А.Г. Асмолова), а в образовании – от авторитарной к педагогике сотрудничества, заметное развитие получил личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Особенно актуален этот подход в сфере новых образовательных стандартов. Поэтому, на мой взгляд, одной из наиболее признанных и логичных является концепция личности, разработанная известным отечественным психологом К.Н. Платоновым. Согласно его взглядам, личность предстаёт в единстве четырёх подструктур, имеющих разную степень зависимости от социальных влияний на человека.
В данной статье мне бы хотелось поговорить о личностно –ориентированном подходе в обучении и воспитании младших школьников, который я применяю много лет в своей педагогической деятельности.
Первая – биологическая – объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Свойства, входящие в эту структуру, практически не поддаются переделке.
Вторая – психологическая – охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, воли, эмоций, ощущения восприятия и мышления.
Две рассмотренные подструктуры объединяют психобиологические особенности личности.
Третья – подструктура опыта – включает знания, умения, навыки, привычки, приобретённые в личном опыте и в процессе обучения. Социальное влияние здесь преобладает над биологическим.
Четвёртое – подструктур направленности – объединяет направленность, отношения и моральные черты.
а) интересы;
б) стремление;
в) склонности;
г) установки;
д) идеалы;
е) ценностные ориентиры;
ж) убеждения;
з) принципы;
и) высшие духовные потребности;
к) мировоззрение.
Любой человеческий поступок определяется всеми четырьмя подструктурами, но степень влияния каждой из них различна.
Психобиологические особенности личности сами по себе мало влияют на выбор поступков.
Решающую роль в выборе определённой линии поведения играют не они, а социально обусловленные качества личности. Именно ими определяются отношение индивида к нравственным и правовым нормам общества, содержание его потребностей и способы их удовлетворения.
Остановимся подробнее на понятии «личность».
Сегодня вряд ли можно найти человека, который не был бы наслышан о том, что личность, с её задатками, способностями и наклонностями, закладывается в самом нежном возрасте.
Что же, собственно говоря, представляет из себя конкретный учащийся и почему он «такой»?
Порой, мы даже мысли не можем допустить, что другой человек – это целый мир, и что самое важное – он имеет право быть таким!
Всё начинается с личности! И можно сколько угодно кивать на социум, на острую дефицитность нравственности, но ничего не изменится, пока не научимся её выращивать, как диковинный и прекрасный цветок.
Здесь, конечно, главное «не перегнуть палку», необходима золотая середина. Как её найти? Где нащупать? Это не только сложнейший, но крайне длительный и трудоёмкий процесс. Нужно воспитывать личности, соответственно, отношения строить не субъект – объектные, а личностно – ориентированные.
Существует такое понятие, как «формирование личности», «развитие личности». По меткому выражению учёного В.А. Караковского, «развивать можно то, что уже есть. Пустое место развивать нельзя. Дано ребёнку что – то, вот это и надо развивать». Делаем вывод, что мы формируем в ребёнке какие – то ценности, какие – то черты личности и затем пытаемся их развить.
Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием, прежде всего, родителей, личности педагога. Педагогическая мудрость, мастерство заключается в том, что воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется не «в лоб», не авторитарно, а в процессе диалога, под влиянием живого слова (убеждения, внушения), примера (образа), организуемой, значимой для ребёнка, отвечающей его потребностям деятельности, создаваемых в школе (микросоциуме) отношений умелого использования и конструирования педагогических ситуаций.
Что же представляет собой личностно – ориентированный подход в обучении?
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций. На мой взгляд, ориентировка в обучении на «среднего» ученика порождает отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности. Для школьника учение остаётся личностно не значимым процессом, все побуждения идут не от него самого, а от учителя.
Как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться и в его глазах горел огонёк желания познания нового и неизведанного?
Использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников позволяет проявить творчество учителя и ученика, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. Данный педагогический метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками.
Совершенно очевидно, что наитруднейшим вопросом, который встаёт передо мной, когда я набираю 1 класс и беру курс по этому направлению, с чего начать?
Очевидно, что на 1 этапе надо дифференцировать детей. Но по какаим критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны?
Решение появилось однажды в процессе совместной работы с психологом в начале очередного учебного года. Было проведено исследование готовности к обучению детей. На основании результатов учащиеся были распределены в 3 условные группы:
1 группа учащихся характеризуется слабой подготовкой к школе, недостаточной сформированностью 2 – 3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объёмом знаний и умений. Этим учащимся требуется определённая помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.
Далее пошёл непрерывный развивающийся процесс изучения каждого ребёнка. Параллельно велась тесная работа с родителями, воспитателями дошкольных учреждений.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Это создаёт для меня возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности.
Следующим этапом является разработка стратегии взаимодействия учителя с разными группами. Работа с учащимися каждой из трёх групп имеет свою специфику. 3 группа пользуется «привилегией» наиболее чаще работать самостоятельно. Ребята этой группы, как правило, чаще всего на уроках выбирают задания повышенной сложности, с огромным желанием готовят совместные проекты. Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование самоанализа. Именно этим детям я предоставляю возможность задавать вопросы перед изучением новой темы, ставить цели и задачи урока, делать выводы урока, обобщать результаты. Задания, обязательные для учеников 3 группы, предлагаются в качестве добровольных. Как правило, к концу уже 1 класса или в начале 2 класса наиболее успевающих детей второй группы, которых я «выращивала» целый год, словно цветочки в парнике, «пересаживаю» на более благодатную почву 3 группы. Ученики 1 группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно.
Напомню, что формирование групп условно. Внутри каждой группы непрерывно осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку в зависимости от личных особенностей учащегося.
На уроках математики и русского языка я пытаюсь создавать обстановку индивидуального подхода тех или иных проблем. На уроках окружающего мира, трудового обучения – совместной творческой деятельности. Такой подход вызывает настроенность учеников на позитивное общение с педагогом и предметом преподавания.
Обращаясь к опыту других педагогов, я сделала вывод, что личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников бесспорно даёт положительные результаты. Я много лет в своей педагогической деятельности держу курс по этому направлению. Такой подход мне позволяет повысить не только учебную, но коммуникативную и культуроведческую компетенцию учащихся, формировать и развивать систему диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьников как основу перевода учебного процесса в учебно – исследовательский.
Смело могу гордиться своими личными победами. Особенно это касается работы с учениками так называемой 1 группы. Например, бывало, что на этапе «Обучения грамоте» не читающие дети к удивлению собственных родителей охотно и быстро научились читать, как только поняли, как это важно, что они легко с этим справятся. Нужно было только найти ту «кнопочку» в ребёнке, «нажатие» которой дало старт этой работе и положительный результат.
Занимаясь каллиграфией с некоторыми учащимися 1 группы, казалось, что положительный результат не будет достигнут никогда! Со временем, когда ребёнок становится мне понятен «изнутри», когда удаётся найти «корень зла» - дела «идут на поправку».
А как интересна работа с ребятами из третьей группы! Как радуешься победам ребят из второй группы! Об этом надо писать отдельную статью. Хочу сделать главный вывод: лучшим показателем личностно - ориентированного подхода в моей педагогической деятельности является результативность обучения. К 3 классу воображаемые границы между 3 группами практически становятся не заметными. Сильным ученикам важно не снизить уровень планируемых результатов, остальные ученики незаметно тянутся к этому высокому уровню в обучении. И на данном этапе мы уже можем говорить о сплоченности классного коллектива, где каждая личность работает сообща. Это будет темой моей следующей статьи.