Доклад подготовлен
учителем английского языка
Галанниковой И.С.
«Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников английскому языку в свете требований ФГОС»
В настоящее время широкое распространение получил термин “личностно-ориентированное обучение”. Это означает, что современный урок должен строиться с учетом индивидуальности каждого ребенка . И урок иностранного языка не исключение.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированного подход на уроках английского языка позволит достигнуть следующих положительных результатов:
- ребята с удовольствием будут посещать занятия английского языка, - не останется таких детей, которые не будут желать готовить домашние задания, - повысится инициативность обучающихся, они смело будут поднимать руки, отвечать, не боясь ошибиться, с удовольствием помогая друг другу; - обучающиеся, особенно старших классов, охотнее будут участвовать в предметных олимпиадах, при этом демонстрировать хорошие знания английского языка.
Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
• Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
• Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
• Использование проблемных творческих заданий.
• Стимулирование ребят к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
• Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающихся, но и анализ того, как ребенок рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
• Преобладающая форма общения с классом-диалог, полилог.
• Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
• Отметка, выставляемая ученику в конце урока одноклассником, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
• При задании на дом ребенком выбирается не только форма и объем задания, но и подробно разъясняется, в некоторых случаях даже дается алгоритм, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Позиции ученика на уроке с личностно-ориентированной направленностью также изменяются - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.
Деятельность обучающихся на уроке с личностно-ориентированной направленностью:
• Осознание смысла деятельности (зачем я это делаю).
• Постановка личной цели (предвосхищающий результат).
• Составление плана деятельности.
• Реализация плана.
• Рефлексия (осознание собственной деятельности)
• Оценка.
• Корректировка или переопределение целей.
Для достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения успешно применяются следующие педагогические технологии:
•педагогика сотрудничества;
•игровые технологии;
•технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
•гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;
•технология проблемного обучения;
•технология проектного обучения;
•технология развития критического мышления;
•технология развивающего обучения;
•технология уровневой дифференциации;
•технология индивидуального обучения.
Рассмотрим некоторые приемы и стратегии данных технологий, способствующие развитию творческой личности, развитию индивидуальных познавательных способностей каждого обучающегося.
1.Таблица «Инсерт». Смысловой анализ текста, маркировка текста по мере его чтения: «v»-уже знал, «+»-новое, «-»-думал иначе, «?»-не понял, есть вопросы.
2. Дерево предсказаний. Помогает строить предположения. Правила работы: ствол дерева -тема, ветви-предположения, листья обоснования предположений.
3. Стратегия «зигзаг». Систематизация и изучение большого по объему материала. • Группа делится на подгруппы. Подгруппе выдаются тексты различного содержания и 5 различных вопросов по данному тексту. • «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные»под группы. • «Экспертная» подгруппа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для «рабочей» подгруппы. • На свои места, эксперты отвечают на «свои» вопросы. • Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.
Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, необычная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения задания и т.п.
Заключение
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Но урок с применением современных технологий это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию познавательного интереса учащихся, повышает качество обучения.
Любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра « большая», со своими правилами и атрибутами. Она является благоприятной формой для проявления личностного начала ребенка. В игровой деятельности на материалах школьного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения.