Личностно-ориентированный урок алгебры в 10 классе слабослышащих учащихся с использованием ИКТ.
Тема урока. Квадратичная функция и её график.
Цель: проверить знания по теме «Квадратичная функция и её график», умения
применять знания в практической работе.
Задачи:
образовательные: повторить понятия «квадратичная функция», «график», «парабола», «вершина параболы», «ветви параболы», «нули функции», «промежутки знакопостоянства», «промежутки убывания функции», «промежутки возрастания функции», «область определения функции», «область значений функции»; уметь строить и читать графики;
коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление через умение выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать; развивать математическую речь;
воспитательные: воспитывать у учащихся коммуникативные навыки, культуру труда, дальнейшее формирование навыков самоорганизации.
Формируемые результаты:
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о квадратичной функции и её свойствах, навыки применения свойств функции при решении задач;
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; воспитывать критическое отношение к своим знаниям, учить сравнивать, делать выводы.
Метапредметные: формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности; формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики).
Личностные УУД: самоопредление, самовыражение;
Познавательные УУД: целеполагание, анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Организация работы: фронтальная, индивидуальная; устная, письменная.
Форма проведения: зачёт по теме «Квадратичная функция»
Методы обучения:
по виду источника знаний: словесный, наглядный, практический;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;
по форме деятельности: самостоятельная работа.
Оборудование урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, дидактический материал: карточки с самостоятельной домашней работой.
Учебник: Алгебра. 9 класс. Ю.Н. Макарычев , Н.Г. Миндюк и др, 2017 г.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
- Доброе утро, ребята! Свой урок я хочу начать со слов французского писателя Анатоля Франса: «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».(слайд):
- Как вы понимаете эти слова?
(Рассуждения детей, обобщение ответов учащихся).
-Давайте следовать совету писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они вам пригодятся в дальнейшей жизни. А девизом нашего урока пусть будут слова:
«Слушать и слышать,
смотреть и видеть,
думать и рассуждать»
II. Сообщение темы, задач и плана урока.
— Сегодня у нас урок — зачёт по теме «Квадратичная функция». Вы покажите не только знания по этой теме, но и умение применять их на практике, умение рассуждать, объяснять и правильно говорить.
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(Формулируем совместно задачи урока).
— Работать будем по плану (слайд).
План урока.
1. Фонетическая зарядка.
2. Повторение материала (ответы на вопросы).
3. Применение изученного:
4. Итог урока.
5. Оценка деятельности.
6. Домашнее задание.
III. Фонетическая зарядка.
— [Какой дежурный звук?1 Ч
— Повтори: [Квадратичная
[Числовой коэффициент
[Точка – вершина параболы
[Точки пересечения графика с осью абсцисс – это нули функции.
IV. Актуализация опорных знаний и умений. (слайды)
Слухоречевая зарядка. Ответить на вопросы (по рисункам).
— Будем отвечать на вопросы.
— [Какую тему мы изучали?
— [Какова формула квадратичной функции?
—
[Что является графиком квадратичной функции?
—[На каком рисунке изображен график квадратичной функции с коэффициентом
а ? Почему?
— [На каком рисунке изображен график квадратичной функции с коэффициентом
а 0? Почему?
— [Что является областью определения квадратичной функции?
(Фронтальный опрос. Ответы учащихся заслушиваются, обсуждаются учащимися, по необходимости корректируются)
V. Применение изученного.
Предлагаются задания проблемного содержания.
Назвать те из формул, которые задают квадратичную функцию. Объяснить. (слайд).
у = 4х 4) у = 2(х – 5)2 +3
у =
5) у =
x + 2)2
у= -х2 -7 6) у =
+3х-7
(Фронтальный опрос. Ответы учащихся заслушиваются, обсуждаются учащимися, по необходимости корректируются)
Установить соответствие между функциями и их графиками. Объяснить. (слайд).
у = х2 - 2 | у=(х-2)2 | у =(х+2)2 -3 | у = - (х-2)2 +3 | у = х2 | у=х2+2 | у =(х+2)2 -3 |
| | | | | | |
(Дети получают в таблице фамилию Соболев)
– Ребята, Соболев Сергей Львович - это советский математик, его основные труды по теории уравнений.
Диалог «ученик-ученик»:
Например, Маша спроси у Ромы, почему первая формула соответствует четвёртому
графику и т.д.
(Актуализируется субъектный опыт учащихся. Осуществляется взаимоконтроль и коррекция знаний. Учащиеся по очереди выходят и определяют соответствие формул и графиков на интерактивной доске Smart, по ходу комментируя свои действия. Остальные учащиеся слушают ответы и участвуют в диалоге. В случае неточности проводим корректировку).
Физминутка (выполнение упражнений для рук, шеи под музыку).
— Будем работать в тетрадях. Запишите «Классная работа», число.
3. Самостоятельная работа (слайд).
Построить график функции у = - 2х2+4. Найти нули функции, координату вершины параболы, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания функции.
I вариант.
Найти значения аргументов, соответствующих значению функции равному -4.
II вариант.
Найти значение функции при х = 2 и х = -2.
(Учащиеся выполняют задание самостоятельно, при необходимости учитель оказывает дозированную помощь, поощряет правильность выполнения. Проверка осуществляется по слайду).
Задача 120 стр.47 (работа по учебнику Алгебра, 9. Ю.Н. Макарычев и др.)
Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью v0 (м/с) с высоты h0 (м). Высота h(м), на которой окажется тело через t(с), выражается формулой
h = -
+ v0 t + h0 (g≈10 м/с2).
На рисунке показан график зависимости h от t для случая, когда h0 = 20, v0=15.
Найдите по графику:
а) сколько времени тело поднималось вверх;
б) сколько времени оно опускалось вниз;
в) какой наибольшей высоты достигло тело;
г) через сколько секунд тело упало на землю.
Ответ (слайд): а) 1,5 с б) 2,5 с в) 31 м г) 4 с
(График спроецирован на интерактивную доску через документ-камеру. Каждый из учащихся высказывает свое мнение, обосновывает его, демонстрируя на доске. В случае неправильного ответа: учащиеся корректируют, учитель оказывает помощь).
Тест (слайд).
(Учащиеся записывают ответы в тетрадях)
Квадратичной называется функция, заданная формулой
А) у = ах Б)у = ах2 +вх +с В) у = а(х +m) + n
Графиком квадратичной функции является
А) гипербола Б) прямая В) парабола
График квадратичной функции у = ах2 расположен в I и II четвертях, если
А) а 0
График квадратичной функции у = ах2 расположен в III и IV четвертях, если
А) а 0
В каком случае квадратичная функция не имеет нулей?
А) у = 2х2 + 6 Б) у = -2х2 + 6 В) у = 2х2 - 6
В каком случае квадратичная функция не имеет наибольшего значения?
А) у = -2х2 - 6 Б) у = -2х2 + 6 В) у = 2х2 - 6
7. График какой функции имеет ось симметрии х = 3?
А) у = -2(х + 3)2 Б) у = -3(х – 2)2 В) у = 2(х - 3)2
— Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку по слайду.
(Результаты взаимопроверки обсуждаются, оцениваются)
VI. Итог урока. Рефлексия.
— [Какую тему повторяли?
— [Какие трудности испытывали на уроке?
— [Что понравилось на уроке?
— Я считаю, что вы все сегодня хорошо работали на уроке.
VII. Оценка деятельности.
— А как вы оцениваете свою работу на уроке?
(Учащиеся характеризуют свои достижения на уроке, оценивают свою деятельность. Учитель комментирует.)
VIII. Домашнее задание.
По карточкам (по вариантам). Задание под буквой, а) выполнить обязательно,
под буквой б) по желанию.
(Учитель выясняет могут ли учащиеся сами выполнить домашнее задание, при необходимости проводится инструктаж по его выполнению).
1 вариант.
Постройте график функции у = 0,5х2 - 4.
а) С помощью графика определите, чему равно значение у при х = 2, при х = - 4?
Проходит ли график этой функции через точкуA(6; 14)?
2 вариант.
Постройте график функции
у = -0,5х2 + 4.
а) С помощью графика определите, чему равно значение у при х = 2, при х = -4?
Проходит ли график этой функции через точкуA(-6; 14)?
Анализ
урока алгебры в 10 классе слабослышащих учащихся.
№ | Этапы урока | Дидактические цели | Вид работы | Методы, приемы и формы обучения | Результаты достижения целей |
1. | Организацион-ный момент | Эмоциональный настрой на урок, включение в учебную деятельность, мотивация деятельности | Приветствие. Мотивационный настрой. | Словесный (беседа), наглядный (слайд компьютерной презентации), стимулирование. | Положительный настрой на урок, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента, полная готовность класса и оборудования к работе. |
2. | Сообщение темы, задач и плана урока | Осознание учебной задачи, создание условий для формирования учебной деятельности учащегося, заинтересованного в учении собственной деятельности. | Ответы на вопросы. Формулирование темы, задач урока. Сообщение плана урока. | Словесный (беседа), наглядный (слайд компьютерной презентации). Проблемная ситуация. | Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. |
3. | Фонетическая зарядка | Автоматизация произносительных навыков звука [Ч], развитие слухового восприятия речи. | Тренировочные упражнения на произнесение дежурного звука в словах, фразе. Работа по развитию слухового восприятия. | Развитие слухового восприятия и произношение. Фронтальная и индивидуальная работа над звуком, словом, фразой. | Автоматизация произносительных навыков звука [Ч]; подготовка учащихся к восприятию материала, который закрепляется на уроке. |
4. | Актуализация опорных знаний | Повторение изученного материала, включение в работу каждого ученика класса, формирование культуры общения, развитие слухового восприятия речи. | Слухоречевая зарядка. Ответы на вопросы ( по рисункам). Фронтальный опрос. | Развитие слухового восприятия с использованием экрана. Репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный (слайды компьютерной презентации). Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик». Создание ситуации выбора и успеха. Педагогическая поддержка. Приём обобщения. Способы обоснования истинности суждений. Фронтальная, индивидуальная организация учебной деятельности учащихся. | Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, компьютерные технологии, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. |
5. | Физминутка | Здоровьесбережение учащихся | Выполнение упражнений для рук, шеи под музыку. | Наглядный (показ учащимся). Музыкальное сопровождение. | Снятие напряжения, пауза. |
6. | Применение изученного | Умение применять теоретические знания на практике, формирование самостоятельных умений, способности отстаивать свою точку зрения, принимать решения. | Задания проблемного содержания: назвать те из формул, которые задают квадратичную функцию и объяснить; установить соответствие между формулами и графиками и объяснить. Ответы на вопросы «ученик-ученик». Самостоятельная работа (по вариантам). Решение задачи. Выполнение теста. | Словесный, наглядный (слайд компьютерной презентации), частично-поисковый. Практическая и самостоятельная работа. Фронтальные, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик». Способы обоснования истинности суждений. Педагогическая поддержка. Тестирование. Взаимоконтроль. Самоконтроль. | Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учёт индивидуальных особенностей учащихся. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). С предложенными заданиями учащиеся справились успешно. |
7. | Итог урока. Рефлексия | Осознание собственного мнения об уроке, о работе на нём, формирование положительного отношения к учению, умения анализировать, обобщать свою деятельность. | Ответы на вопросы. | Рефлексия. Словесный (беседа). Диалог «учитель-ученик». | Организация индивидуальной и групповой рефлексии в форме диалога, обсуждения. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. |
8. | Оценка деятельности | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса, создание ситуации успеха. | Ответы на вопросы. | Самооценка, взаимооценка. Анализ, рассуждение. Создание ситуации успеха. | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует, стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. |
9. | Домашнее задание | Закрепление и обобщение изученного материала. | Самостоятельная работа (по вариантам) по карточкам. | Дифференцированная самостоятельная работа. | Информация о домашнем задании дана, запись выполнена учащимися в дневниках. |
1 В квадратных скобках указываются фразы, предъявляемые на слух за экраном.
.