ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Бирюкова А.Е.
МОУ «Ольховатская средняя
общеобразовательная школа»
Поныровского района
Курской области
Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Разработка и осмысление концепций профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей. Образование как один из видов социальной практики всегда зависело от общественных изменений. И если сегодня состояние российского общества характеризуется как переходное от постиндустриального к информационному, как системный кризис и системные изменения, то это означает, что в образовании существует тенденция системных преобразований. Решение проблем развития образования и качественного его изменения связывается с изменением педагогической деятельности. Современный педагог является важнейшим ресурсом экономического и социального развития. Именно от педагога во многом зависит будущее нашей страны. Велика роль учителя географии. И.П.Герасимов писал: « Учитель географии расстается со своими учениками. Но выпускник школы не расстается с потребностью в географических знаниях, необходимых ему в течение всей жизни, знаниях, полученных в школе…»
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».
К ключевым компетенциям, которые формируются в процессе обучения, относятся ценностно-смысловые, общекультурные, образовательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции личностного самосовершенствования.
В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетентность (обладание человеком совокупностью знаний, умений и навыков,способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личного саморазвития,включающей его личностное отношение к предмету деятельности) и компетенция (готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач). Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно - ориентированного обучения, так как именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока (по Якиманской И.С.) являются: -
использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Необходимо в центр внимания ставить личность ученика, стараться развивать неповторимую индивидуальность каждого ребёнка, оказывать помощь детям в решении их проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, жизненным самоопределением. На уроках географии обучающиеся самостоятельно добывают знания, анализируют различные карты, статистические материалы, географические тексты. Они учатся ставить цели перед уроком. Учащиеся выбирают задания и успешно с ними справляются. Например, обучающиеся 6 класса при изучении темы «Атмосфера» по выбору чертят на доске розу ветров, диаграмму облачности, график хода температуры. В результате все учащиеся научатся это делать. Нельзя забывать, что карта- половина географии. Без карты изучать географию практически невозможно. Учитель должен научить учеников работать с различными картами. Для этого можно использовать задания творческого характера. Например, при проведении урока обобщения знаний по теме «Африка» в 7 классе, можно убрать все карты и на доске нарисовать контур материка. За несколько минут ученики на этой карте нарисуют и обозначат горы, реки, озёра, моря, т.е. всю географическую номенклатуру. Делают они это с большим удовольствием и очень рады своей карте, которую потом сравнивают с физической картой Африки.
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал при создании проекта с использованием Интернет-ресурсов. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 11 классе при изучении темы «Австралия», учитель дает индивидуальное задание школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проект для туриста, посещающего Австралию. На первом уроке учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса. При выполнении задания можно использовать вузовский учебник В.П.Максаковского «Географическая картина мира».Урок по данной теме целесообразно провести в форме заочного виртуального путешествия.
В 10-11 классах необходимо использовать лекционно-семинарско-зачётную образовательную технологию, подготавливая при этом учащихся к обучению в вузах. Например, при изучении темы «Зарубежная Европа» несколько уроков проходит в виде школьной лекции. В конце темы можно провести семинарское занятие: «Характеристика отдельных стран Европы». Материала в учебнике нет. Обучающиеся используют энциклопедии, «Интернет», медиотеку «К/М»-школы, вузовский учебник В.П.Максаковского «Географическая картина мира». С большим интересом они готовятся к семинару. Урок проходит эмоционально, интересно. Обучащиеся дают характеристику Франции, Великобритании, ФРГ, Ватикана, Италии.
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества»
Преподавать географию необходимо на основе принципа межпредметности, используя краеведческий материал, проблемные ситуации. При изучении нового материала необходимо использовать ранее приобретённые знания, умения и навыки.
Необходимо раскрыть творческие возможности каждого ученика в процессе обучения. Это и есть показание школы, а также результат работы всех современных педагогов.
Литература
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. 2002.
2.Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата образования. //Высшее образование сегодня. №5. 2003.
3.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно -ориентированной парадигмы//Народное образование. №2. 2003.с.58-64.