
Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации — период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.
Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура — информационное общество. Информационное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, — принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
Потенциал НИТ в образовании проявляется многопланово, открывая следующие основные возможности: совершенствования методологии и стратегии отбора содержания школьного образования, развития предмета «Информатика», а также внесений в обучение традиционным дисциплинам; повышения эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения; совершенствования управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, модернизации механизмов управления системой образования. Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала НИТ для развития личности обучаемого, повышения его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению,
формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.
Методическая система обучения информатике претерпевает существенные изменения. Если вначале курс был однозначно ориентирован на изучение алгоритмов, программирования и информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.
Когда в учебном заведении появились современные компьютеры, поменялись не только средства обучения, но и содержание. Мне пришлось много заниматься самообразованием, переработкой материала и выработкой методических принципов при подготовке урока. Я осознавал, что обучать владению суперсовременными программными средствами еще не значит готовить людей, ориентирующихся в море информации. Облегчение способов доступа к информации — лишь средство достижения более глобальных целей. Ставить цель — умение зрелого человека, развитой личности. А потребление информации само по себе, при отсутствии сильного мотивационного стержня, скорее всего, приведет к формированию интеллектуального иждивенца.
На мой взгляд, именно умению делать выбор из разноречивой информации следует учить на современном этапе преподавания информатики, а именно развивать системное мышление воспитанников, формировать их самостоятельность, творчество.
Как же реально развить системное мышление? Естественным, но медленным путем оно формируется в результате накопления жизненного опыта. Но ряд поставленных перед собой учебных целей позволяют увереннее продвигаться в этом направлении. Для себя я поставил следующие задачи, над которыми работаю по сей день:
ставить для обучаемых сложную исследовательскую задачу, для решения которой они должны использовать знания, полученные на разных предметах школьного курса;
формировать устойчивый интерес к обучению ввиду значимости результатов исследования;
развивать творческие способности обучаемых; прививать исследовательские навыки;
реализовывать индивидуальный подход в обучении;
совершенствовать навыки самостоятельной работы в поиске и подборе учебной литературы, способность обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи;
научить сотрудничеству;
обеспечить право воспитанника на свой темп в работе.
Жизнь показывает, что преуспевает только тот, кто умеет активно применять свои знания и опыт. Сейчас уже никого не удовлетворяет простой пересказ фактов. Требования к умениям воспитанников совершенно изменились: раньше читать, писать, считать; теперь — уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию.
Анализ результатов преподавания на новой технике, показал, что обучаемые с большим вдохновением и рвением изучают новейшие информационные технологии, такие как обработка текстовой, графической и табличной информации. Приложение № 1
Содержание курса «Основы информатики и вычислительной техники» имеет в настоящее время две ярко выраженных составляющих. Первая — это теоретическая информатика, являющаяся в настоящее время одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая у учащихся системно-информационный подход к анализу окружающего мира, включающий алгоритмическое мышление и программирование .
Вторая-составляющая — это информационные технологии, которые представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение, она выполняет социальный заказ общества на подготовку воспитанников к жизни в информационном обществе.
Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Модульное построение курса позволяет в максимальной степени учесть быстро меняющееся содержание, оснащенность компьютерами и программным обеспечением.
Методическая проблема, над которой я работаю, звучит так:
«Возможности развития обучаемого при использовании методик личностно-ориентированного подхода в обучении информатике».
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути предполагает необходимость дифференциации обучения ориентации на личность обучаемого, его интеллектуальное и нравственное развитие.
Функциональные механизмы психики и соответствующие им психические процессы являются основой опыта личности. К ним относятся такие механизмы, как восприятие информации, мышление, память, психомоторика, регуляции высшего уровня, обеспечивающие управление психическими процессами, поведение человека, включающие в себя механизмы эмоций, внимание, волю и т.д. Опыт личности предполагает характеристику знаний, умений, навыков, привычек, направленности личности, познавательных, эстетических, других качеств. Другая сторона личности характеризует такие ее свойства, как характер, темперамент, способности, онтогенетические особенности развития.
Таким образом, можно сказать, на какие стороны и свойства личности следует ориентироваться при разработке адекватной этой личности системы обучения. Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным, наиболее эффективным, оно должно быть нацелено на:
уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;
особенности психического склада личности (памяти, восприятия, мышления, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
• особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным. На уроках информатики это легко реализовать.

Я считаю, что личностно-ориентированные методики приоритетны в развитии интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, особенно на уроках информатики, где ярко можно оценить степень усвоения материала по следующим показателям:
самостоятельность мышления;
быстрота и прочность усвоения учебного материала;
быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных задач;
глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Как видно, разработанные психологической наукой критерии оценки умственного развития воспитанника дают в руки преподавателя действенный инструмент отслеживания динамики развития личности обучаемого в плане его интеллектуального развития. Даже самые незаинтересованные в обучении воспитанники проявляют неподдельный интерес к изучению информатики.
Содержание любого урока информатики важно не только для формирования функциональной грамотности, социализации обучаемых, последующей деятельности выпускника, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, межпредметных, общеучебных умений.
Личностно-ориентированный подход в обучении информатики рассматривает обучаемого как субъекта жизнедеятельности, предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.) таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни — настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию.
Специфика личностно-ориентированного образования в отличие от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности обучаемого, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития.
Методика личностно-ориентированного подхода в обучении информатике применена в новом профильно-углубленном курсе, на котором изучаются способы и приемы создания презентаций. В основу изучения данного модуля положен метод проектов, являющийся ярким примером творческо-поисковой работы обучающихся. Даже несколько составленных презентаций на одну и ту же тему неповторимы по своему исполнению.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е гг. XX столетия в США. Его также называли методом проблем. Чрезвычайно важно показать обучаемым их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль обучаемых в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результат практического проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный результат, готовый к внедрению или последующему применению. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях я определяю тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, кстати, достигается, вполне, естественная интеграция знаний, реализуется межпредметная связь. Приложение №2.
Информатизация образования, являясь составной частью глобального процесса информатизации общества, определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных (к которым в первую очередь относятся мультимедиа и гипермедиа) и телекоммуникационных технологий.
Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации (мультимедиа и телекоммуникационные технологии).
Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках, в частности — информатики. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. Кроме того, это способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между обучаемыми. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где обучаемые, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Появившаяся и постоянно пополняющаяся медиатека кабинета информатики является результатом изучения темы «Создание презентаций». Содержание презентаций я использую на конкретных уроках по темам предмета и как обучающую программу, и как дидактический или раздаточный материал. Воспитанниками школы-интерната составлены компьютерные презентации по следующим разделам информатики: компьютер, информация и информационные процессы, информационные технологии, алгоритмы, моделирование. Приложение № 3
Выбранный исследовательский метод требует высокого уровня педагогической квалификации. Сами обучающиеся формируют проблему (тему), разрешению которой посвящается отрезок учебного времени. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отмечются глубиной, прочностью, действенностью, межпредметной связью.
Для дальнейшего развития ученика как личности важно умение диагностировать как обучаемость, так и обученность. Я подразумеваю диагностику как общий подход и диагностирование как процесс практической педагогической деятельности.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором.
Я считаю, что важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности воспитанников являются объективность, систематичность, наглядность
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к нему, а также об объективности педагога.
Для продуктивной познавательной деятельности обучаемых с учетом их интересов, наклонностей и потребностей я выбираю различные формы проведения урочных занятий (лекция; уроки самостоятельных теоретических и практических работ; экскурсии; контрольные работы; зачет в различных формах (устный, письменный, компьютерный, игра); устные и письменные работы; урок-семинар). Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучаемых проводится следующая внеурочная работа: подготовка материала к предметной декаде, подготовка обучаемых к участию во внутришкольной олимпиаде по информатике, разработка сценариев и проведение предметных игр «Эрудит», «О, счастливчик!», «Путешествие по файловой системе», «Домино по информатике», компьютерной игры «О, счастливчик!», выпускается школьная газета «Ласточка». Приложение № 4.
С целью обеспечения качественного обучения информатики, глубокой и специализированной подготовки обучаемых я использую следующие методы обучения: монологический (лекция, рассказ, демонстрация), диалогический (беседа, дискуссия), работа с книгой, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, практический метод, метод упражнений, метод программного обучения, метод проектов.
Но чаще всего выбираю эвристический метод. Преимуществом использования данной методики является возможность эффективной реализации принципов:
индивидуализация работы обучаемых;
гибкость организации учебного процесса;
постоянство обратной связи в ходе обучения;
• интенсификация учебной деятельности.
Составленные практические задания обеспечивают создание реальных условий для индивидуализации обучения. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе и делает атмосферу на уроке психологически комфортной.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Применяемые технологии направлены на реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов; освоение обучаемыми интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.