ТЕМА: «Личностно-ориентированный подход в преподавании английского языка
(1 уровень обучения)
Выполнила:
учитель английского языка
МБОУ «Школа №91»
Советского района г.о. Самара
Томчина Ирина Валентиновна
АКТУАЛЬНОСТЬ темы доклада определяется тем, что мы рассматриваем личностно-ориентированный подход как системообразующее звено в преподавании английского языка в школе, и он формируется в процессе преподавания предметов как специального, так и общеобразовательного цикла, а также в процессе учебной и внеучебной воспитательной работы. Мы понимаем, что особая роль в этой работе отводится иностранному языку в силу специфических особенностей данного учебного предмета. Таким образом, личностный подход в преподавании английского языка является, с одной стороны, конечной целью работы, а, с другой стороны, показателем качества работы учебного заведения.
НЕДОСТАТКАМИ реализации личностно-ориентированного подхода при изучении английского языка являются:
- Неоднозначность понятия личностно-ориентированный подход.
- Недостаточность публикаций, адресованных учителю.
-Необеспеченность школ дидактическими средствами, соответствующими личностно-ориентированному подходу.
- Отсутствие соответствующей профессиональной подготовки и переподготовки учителя.
- Неготовность учащихся к личностно-ориентированному обучению.
- Объективные недостатки личностно-ориентированного обучения.
- Несоответствие личностно-ориентированного подхода и реальных критериев оценки деятельности школы и отдельного учителя.
Выявленные недостатки появились от сложившихся ПРОТИВОРЕЧИЙ :
1. между объективной потребностью в развитии личностного потенциала современного школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы, отсутствием опыта работы в этом направлении в практике учителей иностранного языка;
2. традиционной образовательной деятельностью учителя иностранного языка и целями личностно-ориентированного образования;
3. между необходимостью в теоретическом обосновании, методическом обеспечении процесса гуманизации образовательной деятельности учителя иностранного языка и отсутствием реальной готовности учителя осуществлять личностно-ориентированную образовательную деятельность.
Противоречия создали следующую ПРОБЛЕМУ: Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности.
ЦЕЛЬЮ данной работы является попытка рассмотреть некоторые положения методики обучения английского языка как частнопредметной с точки зрения личностно-ориентированного развивающего обучения.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие ЗАДАЧИ :
- Рассмотреть методы и подходы личностно-ориентированного образования.
- Определить отличия традиционного подхода от личностно-ориентированного подхода.
- Изучить личностно-ориентированный подход в обучении английского языка
Отличия личностно-ориентированного подхода от традиционного обучения
Традиционный подход
Личностно-ориентированный подход
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)
Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Вектор развития задан
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития
Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учению
Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными свойствами
Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию
Основными направлениями дальнейшего развития являются:
- Положительный результат для формирования аналитических умений студентов находится в прямой зависимости от средств и условий, в которых будет формироваться данное качество. Выделяются следующие условия:
- 1) индивидуальный подход к ученику;
- 2) создание комфортных (психологических) условий, в которых будет раскрываться творческий потенциал студентов;
- 3) тщательный отбор учебного материала, значимый и интересный для студентов;
- 4) применение новых технологий в обучении иностранным языкам (групповая, парная работа, индивидуальная).
особенности создания своеобразной образовательной среды
- использование на всех уроках английского языка ТСО;
- предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях;
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей;
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности
Спасибо за внимание!