СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно-оринтированная технология Ш.А. Амонашвили

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-оринтированная технология Ш.А. Амонашвили»

Опыт работы по технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми ( Ш.А.Амонашвили)


Цель использования образовательной технологии.

  Организовать поддержку индивидуальности, интересов, потребностей ребенка, развитие творческих способностей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучия. Формировать личность через развитие ее духовного и нравственного потенциала.

Этапы реализации технологии:

   На первом этапе педагог изучает и анализирует индивидуальные, возрастные особенности дошкольников, происходит осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

  Проходит предварительная диагностика 

    На втором этапе необходимо правильно подобрать методы, формы работы с дошкольниками, правильно мотивировать деятельность своих воспитанников, определить зону ближайшего развития, необходимо правильно мотивировать и организовать деятельность дошкольников. 

   Третий этап рефлексивный. Необходимо осмыслить, что получилось, над чем еще надо поработать, как дети восприняли информацию или ситуацию.

      Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время среди педагогической общественности широкое распространение.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
       Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности, добре и ласке, как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного и образовательного процесса.

 Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику как к личности
Личностно – ориентированный подход осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, беседы, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества.
Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: «Любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство».        Следовательно, можно предположить, что для педагогического подхода, ориентированного на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:

  • смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие;

  •  изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

  •  основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка, как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности.

  • содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социально-культурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения.



В своей работе воспитатель должен:

      
постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

        своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

       максимально опираться на собственную активность личности;
сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

        развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность.


       Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения, обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной жизни. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей.


      Личностно - ориентированный подход предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка.

  • Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:
    не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

  • мой голос не доминирует над голосами детей;

  • приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

  • служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.


      В общении с детьми проявляю уважение к личности каждого ребенка, стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.


     У нас в группе созданы центры для личностно – ориентированного развития детей, что включает в себя: игровые центры, театральный центр, конструктивный центр, дидактический центр, художественно – эстетический центр, спортивный центр.

 

      В них дети учатся жить в коллективе, общаться друг с другом, высказывать свою точку зрения, придерживаться своего мнения, считаться с мнением других. 
      Таким образом, эти центры помогают дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое «я», научиться строить на гуманистической основе взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, привычных бытовых ситуациях повседневного общения.
Раньше дошкольное образование было ориентировано только на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности. Поэтому основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

 

Используемая литература

1. Я. Корчак " Как любить детей"
2. Е.В. Михеева "Современные технологии обучения дошкольников"
3. Е.Н. Степанов "Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование".