СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностное ориентирование

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Личностное ориентирование»






План-конспект урока по истории

на тему:

«Россия в 1900 – 1916 гг.»

(9 класс)











Подготовил учитель

истории и обществознания

Фомичева Е.А.













Цели урока:

- обобщить знания, полученные учащимися при изучении темы «Россия в 1900 – 1916 гг.», нацелив их на рефлексию личностно-смысловых отношений к проблемам России начала XX века и современной актуальной действительности;

- продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, работать с историческими источниками;

- на примере событий российской истории начала XX века воспитывать патриотизм и нравственную культуру учащихся.


Оборудование урока:

- компьютерная презентация урока;

- коллаж, выполненный учащимися, на тему «События и личности России начала XX века»;

- выставка книг по теме урока;

- учебники: В.А.Шестаков «История России XX – начала XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под редакцией А.Н.Сахарова. М., Просвещение, 2009 – 2010 г. »;

- распечатки материала из учебников А.А.Данилова, А.В.Филиппова «История России 1900 – 1945 гг. 11 класс. М., Просвещение, 2009 г.»; В.С.Измозник, С.Н.Рудник «История России. 11 класс. М., Вентана-Граф, 2009 г.»


Технологии: личностное ориентирование


Подготовка к уроку:

В начале изучения темы класс делится на 4 творческих группы. Каждая группа получает долгосрочное задание, по которому отчитывается на данном уроке. На уроке класс рассаживается по группам.

Задание первой группе: создать коллаж из портретов и событий начала XX века, в котором через цвета и символы выразить свое понимание их места в данном историческом периоде.

Задание второй группе: изучить план модернизации России П.А.Столыпина и определить, насколько он применим в современной России.

Задание третьей группе: определить похожие проблемы в политической, социально-экономической и культурной жизни России начала XX века и современной России.

Задание четвертой группе: определить спорные вопросы и оценки изучаемого периода.


Ход урока


Вступительное слово учителя: Мы заканчиваем изучение очень важного периода в истории нашей страны. Первые 16 лет XX века были наполнены войнами, революционными событиями, реформами, потрясениями, колоссальными изменениями во всех сферах жизни. Нас от этой эпохи отделяет всего лишь сто лет. На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем не просто обобщить все, что мы изучили, но и дать оценку тем событиям с точки зрения людей XXI века. Наша задача найти то общее, что связывает нас с поколениями, жившими сто лет назад, пропустить это через свой личный жизненный опыт, и постараться извлечь определенные исторические уроки, которые помогут нам не повторять ошибок наших предков.

Класс разделен на четыре творческих группы, каждая из которых выполняла к сегодняшнему уроку определенное задание, полученное в начале изучения темы. Урок будет проходить в виде дискуссии, в которой могут принять участие как группы, так и каждый в отдельности.


1. Микромодуль образно-символического обобщения темы

Учитель: Давайте составим «линию времени» - назовем по порядку наиболее важные события начала XX века в России, повлиявшие на жизнь страны (ответы учащихся, на экране иллюстрации к событиям).

Учитель: В жизни каждого человека большое значение имеют определенные образы, символы, цвета, ассоциации. Первая творческая группа получила задание образно представить изучаемую эпоху.

Выступление первой группы (о значениях разных цветов по классификации Макса Люшера, защита коллажа).

Учитель: Давайте определим, кому из исторических личностей начала XX века могут принадлежать данные высказывания, и что они имели ввиду. При этом я прошу называть не только фамилию, но и должность, которую данный человек занимал.

Фронтальная беседа с классом по цитатам на экране

- «Как бы не рухнуло…» (Николай II)

- «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»

(В.К.Плеве – министр внутренних дел)

- «Сердцем я за самодержавие, умом за конституцию. Самодержавию я всем

обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна конституция»

(С.Ю.Витте – министр финансов, первый председатель Совмина России)

- «Опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность

правительственного труда основана на благожелательном отношении к

общественным и сословным учреждениям и к населению вообще»

(П.Д.Святополк-Мирский – министр внутренних дел)

- «Сначала – успокоение, а потом реформы!» (П.А.Столыпин – премьер-

министр России)

- Дайте нам организацию революционеров – и мы перевернем Россию!»

(В.И.Ленин – лидер большевиков)

- «Интеллигенция и пролетариат без крестьянства бессильны, в союзе с

крестьянством они могут достигнуть всего» (В.М.Чернов – лидер партии

социалистов-революционеров)

- «Против участия безответственных людей в решении государственных дел,

за правительство, ответственное перед народными избранниками» (лозунг

лидера партии октябристов А.И.Гучкова, выдвинутый в 1912 г.)

- «Что это, господа? Глупость или измена?» (П.Н.Милюков – лидер партии

кадетов, из речи в Думе в 1916 г.)

Учитель: Итак, первая группа продемонстрировала свое представление об изучаемой нами эпохе. А если изобразить в цвете сегодняшнюю Россию и сравнить с изображением России сто лет назад, что можно сказать?(цветовая гамма такая же, пестрый политический состав, множество различных идей).


2. Микромодуль предметной актуализации знаний.

А)Учитель: Одной из попыток решения российских проблем «сверху» сталадеятельность П.В.Столыпина. Вторая творческая группа изучала программу деятельности Столыпина.

Выступление второй группы.

Учитель: - В чем вы видите актуальность опыта реформирования России в

кризисные годы начала XX века Столыпиным в наши дни?

Фронтальная беседа с классом (укрепление власти, международного

авторитета России, правовой порядок, гражданское общество, частная

собственность, воспитание патриотизма).

Учитель: Вопрос ко второй группе: что помешало Столыпину осуществить

задуманное?

Ответ второй группы (нет 20-ти лет мира и покоя, поддержки царя,

политических партий, социальной базы)

Б) Учитель: Вступив в XX век, Россия должна была в короткий срок пройти дистанцию большого исторического масштаба: завершить индустриальную модернизацию, обновить социальные и политические отношения, найти достойный ответ на новые внешние угрозы. Но на этом пути образовалось немало внутренних и внешних препятствий.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что, по вашему мнению, мы можем отнести к этим препятствиям? (русско-японская и первая мировая войны, первая русская революция)

- Какие из этих событий непосредственно связаны друг с другом?

- Можно ли оценить итоги первой русской революции как отрицательные для дальнейшего развития России? (нет, главный результат ПРР – введение государственно-правовых институтов и либерально-ориентированных общественных порядков, что могло бы стать началом формирования конституционной монархии в России).

- Какие проблемы в жизни России обострила Первая мировая война? (отчуждение власти и народа, переход либеральных и более левых партий к радикальным методам борьбы, начало общенационального кризиса).

В) Учитель: Поговорим о проблемах российской жизни начала XX века и начала XXI века. Третья группа рассматривала разные сферы общественной жизни и занималась поиском общих проблем.

Выступление третьей группы

(экономика: значительное отставание от Запада, рост экономической зависимости от Запада, иностранные инвесторы вкладывают деньги в сырьевые отрасли, экономические кризисы, отсталость сельского хозяйства; социальные отношения: медленные темпы формирования среднего класса, большой разрыв в уровне жизни богатых и бедных, большинство населения – бедные, низкий уровень материального положения бедных, неразвитое гражданское общество;

политические отношения: слабый диалог власти и общества, борьба между либеральными, консервативными, социалистическими силами, спор между западниками и славянофилами о путях развития страны, реальное осуществление прав и свобод населения, коррупция, низкий уровень политической и правовой культуры населения;

культура: низкий культурный уровень населения).

Учитель: Связь между низким уровнем политического сознания народа и самодержавием подметил писатель начала XX века В.Гиляровский:

В России две напасти:

Внизу власть тьмы,

А наверху – тьма власти (на экране)

- Видите ли вы связь с Россией современной?

3. Микромодуль предметной персонификации.

Учитель: Четвертая группа получила задание рассмотреть спорные вопросы изучаемой эпохи. Оценки современников и историков последующих времен не всегда совпадают.

Выступление четвертой группы

( - аграрная реформа Столыпина: 1) Ленин: вела к разорению крестьян,

насильственному слому общины;

2) другие: вела к модернизации страны.

- 1) Зырянов: общая неудача реформы;

2) Кабанов: реформа прервана войной и

революцией.

- государственный строй России с октября 1905 г.: 1) конституционная

монархия;

2) самодержавие.

- культура «серебряного века»: 1) достижения и творческий подъем;

2) вела к разрушению общества).


4. Подведение итогов урока.

Учитель: Завершая сегодняшний разговор о России начала XX века и ее связи с Россией начала XXI века, обратимся к стихотворным строкам советских поэтов ( на экране)

Я на жизнь взираю из-под столика,

Век двадцатый – век необычайный:

Чем он интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Николай Глазков

Есть время одно – это люди,

Живущие рядом сейчас.

Давай к нему бережней будем –

Другого не будет у нас!..

Наум Коржавин

Как вы думаете, по чему этими словами я решила закончить наш урок?

Выставление оценок за урок (рефлексия)

Домашнее задание: подготовка к тестированию по теме.