Тема : «Личные местоимения».
Цели : расширить знания о местоимениях, развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи, сведения об особенностях склонения личных местоимений, развитие творческого и логического мышления, навыки обобщения изученного материала.
Наглядность: таблица, карточки, тесты, учебники.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Упражнение №274
3.Фронтальный опрос.
-Что такое местоимение?
- Каких разрядов местоимений вы знаете?
(учащиеся перечисляют разряды местоимений)
-Определите разряды местоимений в предложениях.
1. Арсен потерял мою ручку.
2. Тот мальчик покинул школу.
3. Они очень долго ждали победу.
4.Некто прошел мимо дома.
5. Какой же человек откажется от выгодного предложения?
6. Никакие вопросы не возникали у учащихся.
7. Себя надо уважать.
3. Сегодня мы остановимся на личных местоимениях и подробнее расскажем об особенностях этого разряда.
-Ребята, как вы думаете, что обозначают личные местоимения? Почему их называют личными?
(личные местоимения обозначают участников речевого общения: я-тот , кто говорит, ты-собеседник, мы и вы – группа лиц, куда входят участники речи, он, она, оно, они- предмет или лицо(лица) , о которых говорилось раньше)
-Какие морфологические признаки характерны для личных местоимений?
(род, число, лицо, падеж)
-Как склоняются личные местоимения?
(Супплетивизм - способ образования форм и основ слова от разных корней).
-Какими членами предложения выражаются личные местоимения?
Местоимения могут быть в предложении дополнениями, подлежащими, определениями.
Закрепление изученного материала.
Упражнение №276.
Какую роль играют местоимения в нашей речи?(Помогают нам избежать повторов).
4. Синтаксическая минутка.
Какими членами выражены местоимения в данных предложениях?
По вечерам мы идем на прогулку.
Нас пригласили в гости.
Который день отец ходил на речку?
В этой коробке лежали все письма матери.
Некто вышел из дома и отправился в сторону леса.
Ее не было дома.
Мы вынесли ее вещи.
Как вы думаете, почему в поэтической речи часто употребляется личное местоимение «я»?
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь!-
Но тем, что песни русские, родные
Я буду петь немолчно, до конца,
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.(К.К.Романов).
(В лирических произведениях поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях).
5.Работа по тестам.(7 мин)
6. Игра «Отгадай-ка»
1.В каком местоимении два звука, но одна буква?
2.Какие два местоимения мешают движению по дорогам?
3.Сколько личных местоимений в слове семья?
4. Первый слог личное местоимение 2 л, второй-звук, который издает лягушка.
5.Какое местоимение любят эгоисты?
6.16 кг+ новогоднее дерево-порода собак.
7.Главная песня страны + часть света- учебное заведение.
7.Словарная работа.
Князь- 1 вождь племени правитель государства2 почетный наследственный дворянский титул.
Пудель- одна из понятливых пород собак, с длинной курчавой шерстью.
8.Итоги урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
9.Оказывается местоимения…
9Домашнее задание.
Параграф 46,упр281.