СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Перспективный план работы «Применение игровых технологий в учебно - воспитательном процессе»
Семенкова М.А.
2022 г.
Для успешного обучения младших школьников необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. В связи с этим ведутся поиски таких педагогических технологий, которые действовали бы в органическом единстве. Одним из возможных средств достижения этой цели видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает детская игра.
Использование ресурсов игровых технологий при создании благоприятного эмоционального фона, ориентации на конкретного ученика, его возможности и интерес, несомненно, способствуют коррекции разных сторон личности ребёнка и его социальной адаптации. Игра является мощным воспитательным средством, естественно тренирующим здоровые стороны ребёнка и ослабляющим его недостатки. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании школьника, в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, содействии умственному развитию.
Разумеется, лишь одна или несколько игр не смогут обеспечить успеха в решении всех стоящих задач. Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности в работе с младшими школьниками является использование систематизированных наборов коррекционно-развивающих игр, направленных на достижение тех или иных задач.
Где используется игра | Цель игры | Название игры |
| Формирование навыка осмысленного чтения предложений, развитие скорости чтения. | Помоги слову найти последнюю букву |
Коррекционные занятия | Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, и активизировать усвоенные ранее слова. | Наоборот |
Учить детей раскрывать лексическое значение слова, обогащать словарный запас детей. | Отгадай и прочитай |
Учить детей подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значение, соотносить родовые и видовые понятия. | Кто знает, пусть продолжает |
Упражнять детей в выделении звука в слове — в начале, в середине, в конце. Формирование звуковой культуры речи. | Универмаг |
Формирование навыка быстрого чтения. | Займи свой домик |
Формирование умения определять количество слогов в слове. Закрепление первоначальных навыков чтения. | Слог или слово |
Упражнять детей в нахождении одинаковых слогов в словах; развивать внимание и мышление. | Слова-братья |
развитее навыков чтения простых предложений с пониманием прочитанного. | Поймай выделенное слово |
Упражнять детей в чтении слов, развивать память, внимание. | День и ночь |
Уроки русского языка | Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса обучающихся, развитие логического мышления. | Шифровальщики |
Формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён. | Клички |
Развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. | Найди лишнее слово. |
Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. | Выбери три слова |
Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. | Почтальон |
Развитие воображения, устной и письменной речи, закрепление учебного материала посредством использования игровой мотивации. | Кто больше придумает |
Развитие зрительного сосредоточения, воображения, письменной речи. | На что похоже? |
Развитие письменной речи, воображения. | Два слова |
| Учить придумывать свой вариант окончания предложения; упражнять детей в составлении предложений. | Закончи предложение |
Уроки математики | Обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд. | Математический бег по числовому ряду. |
| Ознакомление с переместительным законом сложения. | Было – стало. |
| Раскрытие понятия переместительного свойства сложения. | Карусель. |
| Ознакомление с составом числа 8. Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду. | Числа, бегущие навстречу друг другу. |
| Ознакомление с составом числа 10. | Диспетчер и контролёры. |
Закрепление приёма образования каждого числа в ряду чисел от 1 до 10 путём прибавления (вычитания) единицы, формирование и закрепление умения читать простейшие математические выражения вида: 1 + 2, 3 + 2. | Угадай место игрушки. |
| Закрепление приёма сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Украсим ёлочку шарами. |
| Закрепление навыков прибавления числа 8 к однозначному числу с переходом через разряд. | Лучший космонавт. |
| Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка. | Волшебная яблоня. |
| Обобщение любых вычислительных навыков. | Вырастим сад. |
| Формирование вычислительных навыков по изучаемой теме. | Помоги парашютисту. |
| Обучение составлению примеров на сложение и вычитание. | Кому подаётся мяч? |
| Обобщение приёмов сложения и вычитания в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд. | Числовые домики. |
Уроки «Мир природы и человека» | Закрепить знания детей о листьях разных деревьев. | Листопад |
| Закрепить знания о разных видах растений. | Узнай растение по описанию |
| Учить детей угадывать предмет по описанию. Развивать словарное творчество. | Узнай, о чём я говорю |
| Закрепить знания по темам «Фрукты» и «Овощи». | Зелёные загадки |
| Закрепление умения распознавать ягодные культуры наших лесов и садов. | Узнай ягоды |
| Закрепить знания о растениях. | Вставь недостающие части растения |
| Уметь различать животных леса и тундры. | Животные леса и тундры |
| Уметь различать перелётных и зимующих птиц. | Перелётные и зимующие птицы. |
| Систематизировать и углубить знания по теме «Птицы наших лесов». | Птицы наших лесов |
| Закрепить знания по темам «Дикие животные», «Домашние животные». | Дикие и домашние животные |
Уроки-экскурсии в природу | Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам, закрепление знаний о названиях растениях. | Два паровозика |
Развитие чувственного восприятия природы. | Слепая гусеница |
Закрепление знаний о названиях растениях. | Букет |
Закрепление знаний о названиях растениях. | Шишки, желуди, орехи |
Сплочение детей, знания объектов природы. | Лес, болото, озеро |
Сплочение детей, закрепление знаний о растениях (объектов природы). | Узнай растения |
Закрепление знаний о названиях растениях. | Угадай растение |
Закрепление знаний о названиях растениях. | Найди растение по плодам и листьям |
Развитие воображения, знания объектов природы. | Пестрый мир |
1. Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации – М.: МГОУ, 2003 – 180 с.
2. Баев И. М. Играем на уроках русского языка [Текст] / И. М. Баев. – М.:МПО, 2004. – 113 с.
3. Барташникова И. А. Учись, играя [Текст] / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. – Харьков, 1997. – С. 45.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2009. № 6. – С.25 – 34.
5. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов.-М.:ВАКО, 2006 г.