СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Легенды о цветах» сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС (интеграция биологии, экологии и досуга)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы разработки предлагают увлекательную форму интегрированного внеклассного мероприятия в форме музыкального спектакля-сказки, где каждому найдётся дело по душе. Роли в спектакле исполняют педагоги и старшеклассники. Концертные номера готовятся заранее и подбираются в зависимости от природных способностей учащихся. Костюмы выполнены учащимися под руководством педагогов гимназии.

 

Просмотр содержимого документа
««Легенды о цветах» сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС (интеграция биологии, экологии и досуга)»

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации г. Липецка

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой


«Легенды о цветах»

сценарий внеклассного мероприятия в условиях реализации ФГОС

(интеграция биологии, экологии и досуга)


Сценарий:

Кудашевой Людмилы Ивановны,

методиста, педагога ДО,


Невежиной Светланы Леонидовны,

учителя биологии


Для старшего школьного возраста


ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческого

потенциала учащихся посредством интеграции биологии и досуга.


ЗАДАЧИ:

  1. Развитие творческих способностей учащихся.

  2. Воспитание чувства уважения и любви к природе, окружающему миру, как единому живому организму.

  3. Формирование мотивации к познанию окружающего мира.

  4. Развитие эстетического вкуса детей.


«ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»

(интеграция биологии, экологии и досуга)


(Ведущий находится в зале среди зрителей; звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите»; потом Ведущий встаёт и становится лицом к зрителям.).


Ведущий: Как необычен сегодняшний день! И если вы захотите, то сможете побывать в удивительном царстве – царстве цветов, в таком многообразии форм и красок. Хотите встретиться с богиней Флорой? (Зал отвечает). А помогут нам в этом сказочные феи: нимфы лесов, садов и полей. Без их помощи нам не обойтись. Добро пожаловать в царство ФЛОРЫ…


(Под звуки «Красоты мира» в зал входит богиня Флора):

Флора: Цветов неинтересных в мире нет,

Их судьбы – как истории людей.

Судьба – это особое, своё, и нет других, похожих на неё.


Ведущий: Значит, у цветов, как и у людей, свои истории, своя жизнь?


Флора: Конечно. И сегодня я приглашаю Вас в путешествие по моему царству.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Прелестные наследники природы –

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья.

И мы цветы должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья (отходит в сторону).


(Пока Флора произносит эти слова, Ведущий берёт Волшебную Книгу жизни растений, открывает её и начинает читать на фоне русской мелодии):


Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве

Жил-был царь-отец, в каждом деле – молодец.

(Выходит царь-отец, садится на край сцены).

И страна-то у него волшебная,

И вода-то в его реках целебная,

И народ мастеровой: всяк с руками, с головой…

И было у него три дочери…

Как-то царь в дорогу срочно собирается с утра.

Всё готово. На дорогу царь присел…

Царь: «Теперь пора!» (встаёт)


Ведущий: И велел он поскорей звать к нему трёх дочерей.

(Появляются три дочери, походят к нему, по очереди кланяются)

Миг прошёл, и три девицы, низко кланяясь отцу,

Улыбались лучезарно, словно браву-молодцу,

И стояли перед ним, пред царём – отцом своим.


Царь: Еду, дочери, далече: в царство Флоры путь лежит.

Говорите, что в гостинец привезти вам надлежит?

И по праву старшинства хочу выслушать тебя.

(Оборачивается к старшей дочери):

Говори, что ты желаешь? Что в подарок привезти?


1-я дочь: Вот мой, батюшка, ответ:

Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.

Привези одно из них.

Говорят, весной, в лесах, среди снега, у проталин

Появляется подснежник, самый первый из цветов,

Очень хрупкий, очень нежный, символ счастья и надежды.

Привези ты мне его!


Царь: Что ж, я очень постараюсь всё в дороге превозмочь.

Привезу тебе подснежник.

(Обращается к средней дочери): Говори, вторая дочь.


2-я дочь: Вот мой, батюшка, ответ:

Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.

Привези одно из них.

Говорят, в садах чудесных, рано утром, на рассвете,

Распускаются бутоны самых лучших роз на свете.

Как они благоухают, как росинкой к себе манят,

Но шипы их защищают, рвать бутоны не пускают.

Свет мой, батюшка, прошу: привези ты мне одну!


Царь: Эта просьба – так уж просьба (чешет в затылке).

И не знаю, как помочь? Ничего не обещаю.

(Поворачивается к младшей дочери): Говори, меньшая дочь.


3-я дочь: Вот мой, батюшка, ответ:

Ты объедешь целый свет и увидишь много дива.

Привези одно из них.

Путь не близок, не далёк. В мире ж есть такой цветок.

В поле, средь хлебов широких,

Будто синие глазки, растут чудо-васильки.

Привези мне василёк, полевой простой цветок!


Царь: Выполню я вашу просьбу, хоть полсвета обойду!

Дочерям своим любимым эти я цветы найду.

(Дочери кланяются отцу-батюшке).


Ведущий: Царь три раза поклонился (кланяется три раза),

Дочерей благословил (каждую из дочерей осеняет крестом),

Не спеша перекрестился (глядя в угол, крестится),

Вышел вон и в путь отбыл…

Время шло… В пути наш царь видел множество чудес.

Наконец, пред взором царским встал волшебный русский лес.

(Слышатся звуки леса: шум деревьев, журчанье ручья, голоса птиц).


Царь: Я в край вошёл душистый и прекрасный,

Родной страны неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

А сколько здесь загадок и чудес!

(Появляется Нимфа лесов). Кто ты, прелестное созданье?

Нимфа лесов: Хозяйка леса я, лесная нимфа.

Ты не знаком мне, чужестранец.

Зачем пришёл ты в лес? Что ищешь ты по свету?


Царь: Прошу я у тебя для дочери своей

Весенний, скромный и лесной подснежник.

Ведь это самый первый из цветов!

Как говорили мне, он символ счастья и надежды…


Нимфа лесов: Послушай же легенду о цветке…

(Звучит «Подснежник» из музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского)

Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала, и Подснежнику достался белый-белый костюм (богиня Флора накидывает на плечи белоснежную пелерину Подснежнику).

Но Зима тоже захотела принять участие в празднике, хотя наряда ей не полагалось. Тогда она стала упрашивать растения поделиться одеянием с ней. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу. И только Подснежник укрыл её своей мантией (Подснежник дарит накидку Зиме).

Вместе кружились они в хороводе цветов под прекрасную музыку… Снег постепенно таял от счастья, а Подснежник расцветал всё больше и больше…


Царь: Прошу тебя подснежник подарить!


Нимфа лесов: Ты попросил цветок, а не без спроса взял.

Поэтому он твой, бери его в подарок!

Счастливого пути! (Мелодия «Подснежника» затихает.)

И помни мой рассказ! (Нимфа лесов уходит)


Ведущий: Долго был в пути наш царь. Преодолел он множество преград.

И вот увидел на Востоке долгожданный летний сад.


Царь: Кто поможет, кто подскажет, где найти цветок прекрасный?

(Звучит «Баллада»: появляются Крапива, Репейник, Колючка)

Что за чудные цветочки показались предо мной?

Почему вы не на клумбе? (к Колючке): Что качаешь головой?


Сорняки: К а к м ы р а д ы!

Крапива: Как я рада, что мы встретились с тобой.

Репейник: Я – репейник!

Колючка: Я – колючка!

Крапива: Я же жгучая крапива!

Сорняки: Мы в с е – д и в о, так уж диво!


(Царь в изумлении отступает, «Баллада» затихает, появляется Нимфа садов)

Нимфа садов: Сорняки, уйдите прочь! Он не в силах вам помочь.

Вас за то никто не любит, что в душе вас злоба губит.


Крапива: Ах, не трогайте меня, – я на вас обижена.

Вы не любите меня. Вами я унижена!


Репейник: Среди цветов я злой и колкий. На мне – различные иголки.

И пусть на вид невзрачный я, но полюбите вы меня!


Нимфа садов: Дело – в вас самих, друзья, и помочь бессильна я.

Что ты хочешь, чужеземец? Что желаешь получить?


Царь: Отыскать хочу я розу и в подарок привезти.

Помоги мне, Нимфа сада, розу дочери найти

(становится перед ней на колено).


Нимфа садов: Отыскать её не трудно. Довезёшь ли, - вот вопрос?

Сохранить ведь Розу свежей никому не удалось.

Смотри и слушай, чужестранец!

(Две девочки исполняют восточный танец; появляется Мудрец, садится на золотой коврик, раскрывает перед собой Волшебную Книгу жизни растений и читает):


Мудрец: По преданию, Лакме, самая красивая девушка на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 маленьких лепестков…

(Звучит мелодия оркестра п/у П. Мориа; на сцене вокруг Розы - три Росинки; танцевальная зарисовка).


1-я красавица: Почему красный цвет мы привыкли считать естественным цветом Розы?

Мудрец: По одной из древних легенд Роза покраснела оттого, что на её лепестки упала капля крови богини любви Афродиты.


Царь: Мне, кажется, что в этой розе радость.

Мне, кажется, любовь дышала в ней.

Прошу тебя, отдай мне эту розу – я отвезу её для дочери моей.


Нимфа садов: Пусть будет так! (взмахивает волшебной палочкой).

Бери цветок, он твой! Но зря цветов не рви, они – живые!

Всё чувствуют они, как люди, какие б ни были цветы:

Садовые, лесные, полевые…

(Звучит восточная мелодия, Нимфа садов, Мудрец и красавицы уходят)


Ведущий: Из садов в поля широкие направляется наш царь.

Нет подарка младшей дочери, опечален государь…

Но увидев Нимфу Ниву, василёк он просит в дар.


Нива: Так послушай же легенду, и найдёшь ты свой цветок

В поле, средь хлебов широких, этот чудо-Василёк.

(Звучит р.н.песня «Я в садочке была» в обработке Каравелли. Появляется Небо.)

Однажды Небо упрекнуло меня в неблагодарности.


Небо: Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне свои песни, цветы – благоуханье и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.


Нива: Я очень тебе благодарна. Я украшаю пашню вечно волнующей зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви…


Небо: Хорошо. Раз ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.


Нива: И вот случилось чудо: среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом с пронзительно-синим небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба василькам и шепчут им нежные слова любви и благодарности…


(Звук усиливается, полевые цветы исполняют танец;

Царь танцует вместе с ними и в «Ручейке» оказывается рядом с Васильком).

Царь: Забирай свой Василёк, полевой простой цветок.

Он среди колосьев хлеба, будто голубое небо.

Я дарю тебе цветок, синеглазый Василёк!


(Звучит «Красота мира»,

Флора подходит к Царю; он кланяется ей по русскому обычаю)

Царь: Я очень рад, что мне хватило сил со всех земель собрать цветы

В один, единственный букет, достойный Вашей красоты!


Флора: Легенды эти не забудь. И помни мир цветов,

Такой чудесный и прекрасный мир!..

Он создан для людей, для счастья и добра.

Об этом помнить должен ты всегда!


(Появляются дочери, кланяются царю-батюшке):

Царь: Исполнил вашу просьбу, дочери мои,

Всё царство Флоры обошёл.

Вам, дочерям моим послушным,

Цветы в подарок я нашёл! (Протягивает цветок каждой дочери).

Ведущий: Дело близится к развязке. Скоро бал, как в каждой сказке!


Царь: (обращается к Флоре):

Что ж, богиня, гости в сборе. Званный бал начнётся вскоре.

(обращается к дочерям):

Гостей ровно привечайте. Кротко, ласково встречайте.

(обращается к зрителям):

Вы, друзья, не уходите, с нами праздник разделите!

Ради радости такой – потанцуйте-ка со мной!


(Звучит «Полонез» Ф. Шопена. Все участники спектакля танцуют;

по окончании танца Флора обращается ко всем сидящим в зале):

Флора: Сегодня вы побывали в гостях у Флоры. Цветы так же, как и люди, радуются, грустят, чувствуют доброту и ощущают жестокость. Они заклинают вас: «Берегите Природу! Любите Животных! Не рвите понапрасну цветы…».

(Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы!»;

участники спектакля поют песню все вместе).

_______________________________________________


Внеклассное мероприятие подготовлено Театром моды исторического костюма детского т/о «СПЕКТР» МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г.Липецка, руководитель педагог дополнительного образования Л.И.Кудашева.


Костюмы выполнены учащимися под руководством педагогов гимназии.


Роли в спектакле исполняют педагоги и старшеклассники.

_______________________________________


Список использованной литературы:


  1. Неизвестное об известном. Редакторы Л.А. Румянцева, И.Б. Шустова, Н.И. Кондакова. Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: ООО «Росмэн». Издание на русском языке, 1995г.


  1. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.


  1. Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник; [ил.А.Воробьева, Ю.Золотаревой, Ю.Школьник]. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. :ил.


  1. Школьник Ю. К. Животные. Полная энциклопедия/Ю.К.Школьник. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. :ил.


В тексте использованы стихотворения Е.Евтушенко «Берегите эти земли, эти воды» и С.Никулиной «Русский лес», песня «Подмосковные вечера», в которые были внесены небольшие изменения в соответствии с целями и задачами экологической тематики спектакля.

6