Внеклассное мероприятие по биологии
«Лекарственные животные».
Цветкова Лидия Ивановна, учитель биологии МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» Сургутского района
Учитель: В заголовке ошибки нет - речь пойдёт именно о животных, а не о примелькавшихся уже, лекарственных растениях. И для начала лучше всего заглянуть в сказки с их чудесными снадобьями. Даже не очень квалифицированная Баба Яга, если вдруг оставит помело, и натрёт себе ноги? Так вот, чем лечиться? В скандинавской сказке об этом говориться: «Она берёт лягушачью икру, мышиный помёт, подмешивает туда порошок растёртых зубов летучих мышей, добавляет немного болотной воды и долго кипятит на открытом огне. Потом она смазывает этой мазью больные места, приговаривая заклинания из колдовской книги. И раны молниеносно заживают!» Сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Давным-давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались к знахарям, к шаманам. Чем же лечились в те давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав, животных. Безусловно, всем вам известны лекарственные растения, а есть ли лекарственные животные? Каких животных использует современная медицина для профилактики и лечения некоторых заболеваний, а так же для приготовления лекарств?
Учитель: Богат и разнообразен животный мир, где всё взаимосвязано и где каждый, даже самый мелкий вид, имеет огромное значение для сохранения природного равновесия. Всего на Земле насчитывается 42 лекарственных животных - от букашки до кита.
Учитель: А сейчас послушайте загадки о животных.
· По лесным тенистым тропам гордо ходит ________антилопа.
· Хоть зубаст, но очень добр, он речной строитель_________бобр
· Нет в пустыне вкусных блюд ест колючки наш _________ верблюд
· От голодных волчьих стай влез на пихту _________горностай.
· В тишине морских глубин гордо плавает _________дельфин.
· Не учил, не знает нот, не умеет петь __________енот.
· Букву ё всегда найдёшь, в норке, где зимует________ёж.
· С высока, как важный граф, на меня смотрел ____________жираф.
· Не цветёт в саванне верба, но зато живет там__________зебра
· По горам, в родной кишлак шёл с поклажею __________ишак
· Опускается туман, просыпается __________кабан.
· Леса хвойного краса- рыжехвостая ________лиса.
· Если даже захотеть трудно рявкнуть, как ___________медведь.
· Под собой, не чуя ног, спит усталый _________носорог.
· От банана, до банана ловко скачет ________обезьяна.
· Пусть давно зиме конец в шубу прячется _________песец.
· Нам из джунглей шлёт поклон чемпион по весу________слон.
· На неё не крикнешь: «Брысь!»- рассердиться может _______рысь.
· На охоте не до игр посмотри, как грозен _______тигр.
· У него утиный нос он зовётся _________утконос.
· Ну и хитрый он зверёк, юркий маленький ________хорёк.
· Прогуляться вышел в сквер пёс породы _______фокстерьер.
· Из густых кустов без страха выползает ________черепаха.
· У подножья диких скал, словно тень, скользит _____шакал.
· На лужайке, как звонок, заливается _______щенок.
Учитель: Ребята, мы вспомнили животных, среди которых встречаются лекарственные.
Сейчас мы поговорим о некоторых из них, об их пользе для человека. А сейчас послушайте загадку о первом лекарственном животном.
1. Что за домик маленький
Без крыльца, завалинки.
Вместо двери и окна
Только щель внизу видна.
А жильцы вокруг летают, сок янтарный добывают (ответы учащихся) Пчелиный улей . Слайд 1
Учитель: Да, речь идёт о пчёлах. Какими лекарствами делится с человеком пчела?
(Ответы учащихся)
Мед-простуда, кожные заболевания.
Пчелиный яд - обезболивающее средство.
Прополис - снимает воспаление. Например, в грузинских селениях прополисом избавлялись от болячек во рту. А ещё тёплую лепёшку из прополиса клали на пупок новорожденного, чтобы в крохотное тельце не проникла бацилла.
Учитель: 2. У норы она сидит
И добычу сторожит.
Сама мохнатенькая, да усатенькая
Зелёные глаза - всем мышам гроза.
(ответы учащихся) Кошка Слайд 2
Учитель: А какую пользу приносит домашняя кошка? (ответы учащихся)
Учитель: А знаете ли вы: из шерсти каких животных человек изготовляет лечебную одежду?
(ответы учащихся)
Из собачьей и верблюжьей шерсти -шерстяные жилеты,
платки - помогают от приступов радикулита. Слайды 3, 4
Учитель : Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир? (ответы учащихся)
(Он содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета).
Гусиный жир - наносят на обмороженные участки кожи, а еще используют
медвежий, суслиный, барсучий жир, жир нерпы Слайды 5,6,7,8,9
Учитель: Чёрная икра- роскошь или лекарство? (ответы учащихся)
Учитель: (дополняет ответы учащихся) Повышает количество гемоглобина в крови,
употребляют для восстановления здоровья у прооперированных больных.
Учитель: А какие рыбы содержат чёрную икру? (Ответы учащихся)
Рыбы семейства осетровых. Слайд 10
Учитель : Какое животное лечит от рака?
Для лечения опухолей современная медицина использует акулий хрящ. Слайд 11
Учитель: Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар?
(ответы учащихся медицинскую пиявку). Слайд 12
Всасывая кровь, они способствуют снижению кровяного давления.
Учитель: Каких ядовитых змей и для чего выращивает человек? (ответы учащихся)
Яд кобры - хорошее болеутоляющее средство, помогает больным, страдающим бронхиальной астмой. Слайд 13
Яд гремучей змеи - для лечении эпилепсии. Слайд 14
Яд гадюки - обладает кровеостанавливающим свойством. Слайд 15
Учитель: Какое лекарство изготовляют из рогов северных оленей? Слайд 16
Пантокрин для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Учитель: На Дальнем востоке живут удыгейцы, которые утверждают, что сырая речная рыба хороша при ангине.
Учитель: Узнай животных гьсу (гусь)
дюгака (гадюка)
мезя(змея)
абыр (рыба)
явпика(пиявка)
кашок (кошка)
Подведение итога мероприятия
Литература: Мишель Кюизен Тайная жизнь животных
Т.А.Руденко Большая энциклопедия животных
С.Ф.Старикович Замечательные звери
В.Д.Голубчикова и др. Арктика-мой дом