СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекарственные животные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по биологии

«Лекарственные животные».

Цветкова Лидия Ивановна, учитель биологии МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» Сургутского района

 

Учитель:    В заголовке ошибки нет - речь пойдёт именно о животных, а не о примелькавшихся уже,  лекарственных растениях. И для начала лучше всего заглянуть в сказки с их чудесными снадобьями.  Даже не очень квалифицированная Баба Яга, если вдруг оставит помело, и натрёт себе ноги? Так вот, чем лечиться?  В скандинавской сказке об этом говориться: «Она берёт лягушачью икру, мышиный помёт, подмешивает туда порошок растёртых зубов летучих мышей, добавляет немного болотной воды и долго кипятит на открытом огне. Потом она смазывает этой мазью  больные места, приговаривая заклинания из колдовской книги. И раны молниеносно заживают!» Сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Давным-давно, когда не было ни аптек, ни поликлиник, заболевшие люди обращались к знахарям, к шаманам. Чем же лечились в те давние времена? Лекарства тогда делали из минералов, трав, животных. Безусловно, всем вам известны лекарственные растения, а есть ли лекарственные животные? Каких животных использует современная медицина для профилактики и лечения некоторых заболеваний, а так же для приготовления лекарств?

Учитель:       Богат и разнообразен животный мир, где всё взаимосвязано и где каждый, даже самый мелкий вид, имеет огромное значение для сохранения природного равновесия. Всего  на Земле насчитывается 42 лекарственных животных - от букашки до кита.

Учитель:        А сейчас послушайте  загадки о животных.

·         По лесным тенистым тропам гордо ходит ________антилопа.                      

·         Хоть зубаст, но очень добр, он речной строитель_________бобр                     

·         Нет в пустыне вкусных блюд  ест колючки наш _________ верблюд                 

·         От голодных волчьих стай влез на пихту _________горностай.

·         В тишине морских глубин гордо плавает _________дельфин.

·         Не учил,  не знает нот, не умеет петь __________енот.

·         Букву ё всегда найдёшь, в норке, где зимует________ёж.

·          С высока, как важный граф, на меня смотрел ____________жираф.

·         Не цветёт в саванне верба, но зато живет там__________зебра

·         По горам, в родной кишлак шёл с поклажею __________ишак

·         Опускается туман, просыпается __________кабан.

·         Леса хвойного краса- рыжехвостая ________лиса.

·         Если даже захотеть трудно рявкнуть, как ___________медведь.

·         Под собой,  не чуя ног, спит усталый _________носорог.

·         От банана, до банана ловко скачет ________обезьяна.

·         Пусть давно зиме конец в шубу прячется _________песец.

·         Нам из джунглей шлёт поклон чемпион по весу________слон.

·         На неё не крикнешь:  «Брысь!»- рассердиться может _______рысь.

·         На охоте не до игр посмотри, как грозен _______тигр.

·         У него утиный нос он зовётся _________утконос.

·         Ну и хитрый он зверёк, юркий маленький ________хорёк.

·         Прогуляться вышел в сквер пёс породы _______фокстерьер.

·         Из густых кустов без страха выползает ________черепаха.

·         У подножья диких скал, словно тень, скользит _____шакал.

·         На лужайке,  как звонок, заливается _______щенок.

    Учитель:  Ребята, мы вспомнили животных, среди которых встречаются лекарственные.

Сейчас мы поговорим  о некоторых из них, об их пользе для человека.  А сейчас послушайте загадку о первом лекарственном животном.

1.      Что за домик маленький

Без крыльца, завалинки.

Вместо двери и окна

Только щель внизу видна.

А жильцы вокруг летают, сок янтарный добывают (ответы учащихся) Пчелиный улей .    Слайд 1

Учитель:      Да, речь идёт о пчёлах. Какими лекарствами делится с человеком пчела?

(Ответы учащихся)

Мед-простуда, кожные заболевания.

Пчелиный яд - обезболивающее средство.

 Прополис - снимает воспаление. Например, в грузинских селениях    прополисом избавлялись от болячек во рту. А ещё  тёплую лепёшку из прополиса клали на пупок новорожденного,  чтобы в крохотное тельце не проникла бацилла.

Учитель:     2. У норы она сидит

                     И добычу сторожит.

                    Сама мохнатенькая, да усатенькая 

                    Зелёные глаза - всем мышам гроза.                                                                             

                        (ответы учащихся)                          Кошка                                                         Слайд 2

Учитель:        А какую пользу приносит домашняя кошка?   (ответы учащихся)

Учитель:       А знаете ли вы: из шерсти  каких животных человек изготовляет  лечебную одежду?

                                               (ответы учащихся)

Из собачьей и верблюжьей шерсти -шерстяные жилеты,

платки - помогают от приступов радикулита.                                                                 Слайды 3, 4

Учитель :     Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир? (ответы учащихся)

(Он содержит витамин  Д, который необходим для правильного формирования скелета).

Гусиный жир - наносят на обмороженные участки кожи, а еще используют

медвежий,   суслиный,  барсучий  жир, жир нерпы                                             Слайды 5,6,7,8,9

Учитель:         Чёрная икра- роскошь или лекарство?      (ответы учащихся)

Учитель:        (дополняет ответы учащихся)   Повышает количество гемоглобина в крови,

                      употребляют для восстановления здоровья у прооперированных больных.

Учитель:      А какие рыбы содержат чёрную икру? (Ответы учащихся)

                      Рыбы семейства осетровых.                                                                              Слайд 10

Учитель :      Какое животное лечит от рака?

Для лечения опухолей современная медицина использует акулий хрящ.                         Слайд 11

Учитель:         Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар?

    (ответы учащихся   медицинскую пиявку).                                                                       Слайд 12

Всасывая кровь, они способствуют снижению кровяного давления.

Учитель:       Каких ядовитых змей и для чего выращивает человек? (ответы учащихся)

Яд кобры - хорошее болеутоляющее средство, помогает больным, страдающим бронхиальной астмой.                                                                                                                                       Слайд 13

Яд гремучей змеи - для лечении эпилепсии.                                                                        Слайд 14

Яд гадюки - обладает кровеостанавливающим свойством.                                                Слайд 15

Учитель:     Какое лекарство изготовляют из рогов северных оленей?                             Слайд 16

 Пантокрин для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Учитель:      На  Дальнем востоке живут удыгейцы, которые утверждают, что сырая  речная рыба хороша при ангине.

 Учитель:      Узнай животных  гьсу (гусь)

                                                      дюгака (гадюка)

                                                      мезя(змея) 

                                                      абыр (рыба)

                                                     явпика(пиявка)

                                                     кашок (кошка)

   Подведение итога  мероприятия                

Литература:     Мишель Кюизен                            Тайная жизнь животных

                           Т.А.Руденко                                   Большая энциклопедия животных

                           С.Ф.Старикович                            Замечательные звери

                          В.Д.Голубчикова и др.                  Арктика-мой дом