Цели:Коррекционно-развивающие:Закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сделана, свойствах материала. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, учить согласовывать существительные в роде, учить составлять распространенные предложения.Коррекционно-развивающие:Развитие диалоговой речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, координации речи с движением, артикуляционной моторики.Коррекционно-воспитательные:Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, опрятности, аккуратности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.Оборудование:Мяч, солнце, тучи, логопедическая ширма, диски «звуки природы» и «инстументальная музыка», магнитофон, ноутбук, прищепки, квитанции, таз, одежда кукольная, одежда из бумаги, редметные картинки, плакат одежда, стойки.
Тема: Одежда.
Организационный момент.
- Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
- Логопед:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
(дети встают в круг).
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.(дети передают мяч правой рукой, держа его большим пальцем и мизинцем, здороваются).
- Дети: Доброе утро, Катя!
Доброе утро, Ваня!
Затем мяч возвращается логопеду.
- Логопед: Доброе утро, дети!
- Логопед: Какое сейчас время года?
- Дети: Поздняя осень.
- Логопед: А какая погода бывает осенью?
- Дети: Хмурая, дождливая, холодная, пасмурная, колючая, ветренная…
- Логопед: А какая погода сегодня?
- Дети: Дождливая…
- Логопед: Дети, прогоним тучи прочь!
- Дети: Да.
Дыхательное упражнение «Хорошая погода».
- Логопед и дети:
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь!
(на столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты, пенопласта).
- Логопед: Дети посильнее дуйте, разгоняйте тучи..
- Логопед: Молодцы, ребята, справились, разогнали все тучи.
- Логопед: Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мною повторяйте.
Самомассаж лица.
- Логопед и дети:
Ручки растираем,
И разогреваем,
И лицо теплом своим
Мы умываем.
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем вверх
И вниз мы быстро,
Щечки разминаем,
Чтобы надувались,
Губки растираем,
Чтобы улыбались.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Стук в дверь. Появляется Незнайка.
-Незнайка: Здравствуйте, ребята.
- Дети: Доброе утро .
- Незнайка: Я проходил мимо, решил зайти
- Логопед: Одежда у тебя очень красивая, но посмотри – у наших детей тоже много разной одежды..
(Перечислить одежду детей).ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ОДЕЖДА».
- Мы одежду называем,
(дети выполняют по два движения указательным пальцем правой руки, потом левой).
-Называем все, что знаем:
Рубашка, платье, юбка, шорты.
(загибают пальцы, начиная с большого, правой, а затем левой руки).
- Сарафан, пиджак и кофта,
Куртка, плащ, пальто и шуба.
Я одежду называю.
(ритмично хлопают обеими руками).
- Называю то, что знаю.
- Буратино: Да, но моя одежда все равно лучше.
- Логопед: Конечно, дорогой Незнайка, твоя курточка хороша, но мы сейчас посмотрим, чья одежда прочнее и надежнее – твоя из бумаги или наша – из ткани.
(Дети подходят к столу логопеда, на котором стоит таз с водой, разложены кусочки бумаги и ткани. Они рвут бумагу, мнут ткань, опускают их в воду, делают выводы о том, что одежда из бумаги непрочная и ненадежная.
- Незнайкао, Да, вы, правы, спасибо, что помогли мне разобраться.
- Логопед: Вот сколько белья мы выстирали. Будем на верёвочку развешивать. (Логопед достает предметы одежды из тазика, предлагает детям посмотреть и сказать, что это и повесить сушить на верёвочку).
- 1-ый ребёнок: Это платье
- 2-ой ребёнок: Это юбка и т. д.
- Логопед: А как всё это можно назвать одним словом?
- Дети: Одежда
- Логопед: А ты, как думаешь, Вика?
- Дети: Я думаю, одежда
- Логопед: Чтобы одежда быстро высохла, нужен ветер (включается запись). Превращаемся в ветерок и сушим одежду. Губки вытянули — дуем, дуем – сильнее, сильнее.
- Логопед: А пока белье сохнет предлагаю вам послушать сказку «О весёлом язычке».
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед произносит стихотворные тексты для артикуляционных упражнений, одновременно показывая то или иное упражнение в центральном окошке ширмы с помощью модели языка (красной варежки, надетой на руку),а дети, надев перчатки и вставив лицо в отверстия выполняют упражнения:
- Логопед: Молодцы, ребята! Незнайка, тебе понравилась наша зарядка для Язычка?
-: Да, очень!
А теперь давайте-ка, поиграем с вами в мяч. Подумайте, что можно делать с одеждой? Я бросаю мяч и тот, кто его поймает, говорит, что можно делать с одеждой и возвращает мяч мне (дети должны вспомнить глаголы – носить, надевать, завязывать, гладить, стирать, сушить и т.д.).
- Логопед: Незнайка , как много слов подобрали наши дети. Продолжаем играть. Игра называется «Закончи предложение» — сядет тот, кто закончит предложение:
- У Яны новое нарядное шелковое……(платье)
- Уже зима, а у Вики ещё нет тёплой, меховой……(шубы)
- Логопед: Молодцы! Все справились с заданием.
- Логопед: Ещё одна игра вам хорошо знакома. Она называется «Четвёртый лишний». Послушайте внимательно и посмотрите, что здесь лишнее и почему? (показ слайдов)
- Незнайка Да, интересно было на вашем занятии. Я много нового узнал.
- Дети: Много брюк, много курточек, много рубашек….
А теперь дети идем на прогулку по интернату:
УПРАЖНЕНИЕ «Собираемся на прогулку» (имитация движений под стихотворный текст).
- Логопед: Повторяйте стихотворение за мной:
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишко,
Надеваем куртки –
Готовы для прогулки!
- Логопед: Готовы на прогулку?
- Дети: Да
- Логопед вместе с детьми обращается к гостям:
- До свиданья, в добрый час!
Вам понравилось у нас?
Приходите к нам ещё
Будем рады горячо!