Просмотр содержимого документа
«Лексическое значение слов»
Лексическое значение слов
Зименкин Лев, ученик 7Б класса МАОУ СОШ №28 г.Томска
Руководитель: Аветисян Э. П.
Разделы науки о языке
- Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.
- Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.
- Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.
- Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.
- Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.
- Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).
- Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.
- Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.
- Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.
Типы лексических значений слов в русском языке
- по значению
- по времени возникновения слов и по происхождению
- по сфере употребления
По значению
- Омонимы.
- Синонимы.
- Антонимы.
- Паронимы.
Прямое значение
- Прямое значение – это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.
- Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться.
- Например, слово ,,стол” имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’,
Переносное значение
- Переносное значение – это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.
- Например, у слова “осадок” прямое значение – «твёрдые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания», а переносное значение – «тяжёлое чувство, остающееся после чего-нибудь».
Омонимы
- Омонимы – это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию.
- Например, клуб – ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб – ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте – это специальный стилистический приём.
Синонимы
- Синонимы – это слова, близкие друг другу по значению.
- Синонимы образуют синонимический ряд, например, предложение – гипотеза – догадка – допущение.
- Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое.
- Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами.
- ИХ в языке немного, это или научные термины (например, орфография – правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем(например, сторожить – стеречь).
Антонимы
- Антонимы – это слова, противоположные по значению и написанию.
- Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова ,,старый’’ в словосочетании ,,старый человек’’ антонимом является слово ,,молодой’’, а в словосочетании ,,старый ковёр’’ - ,,новый’’).
- Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.
Паронимы
- Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
- Например, слова невежа и невежда. Слово ,,Невежа”- ,,Грубый, невоспитанный, невежливый человек”. А слово ,,Невежда”- ,, Малообразованный человек”.
Алгоритм анализа слова
Чтобы постоянно пополнять свой словарный запас и точно знать, что обозначают те или иные слова, можно привить у себя привычку анализировать слова по следующему алгоритму:
1. Выясните лексическое значение слова, которое оно имеет в контексте предложения, и запишите его.
2. Определите, сколько значений у этого слова: много или одно.
3. Установите, какое значение: прямое или переносное, - имеет анализируемое слово.
4. Подберите синонимы.
5. Подберите антоним.
6. Определите происхождение слова.
7. Установите, насколько широко оно употребляется (общеупотребительное / ограниченное в употреблении, например, профессионализм).
8. Определите, относится ли слово к устаревшим.
9. Узнайте, входит ли это слово в состав устойчивых выражений и фразеологизмов.