Муниципальное образовательное учреждение Назаровская средняя общеобразовательная школа муниципального образования – Чучковский муниципальный район Рязанской области
Урок русского языка в 5 классе
Лексическое значение слова. Толковые словари русского языка
Учитель русского языка и литературы:
Татанова Вера Андреевна
2012 г.
Цели:
Повторение и закрепление знаний учащихся по лексике;
Совершенствование навыков работы со словарями;
Воспитание интереса к слову, книге.
Оборудование: выставка лингвистических словарей, стенд «Литературная Рязань;табло «Проверь себя».
Раздаточный материал: чистые листочки, словари, карточки с заданиями.
Х О Д У Р О К А
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке.
А.Франс
Словарная разминка.
Игра «Дежурная буква». В течение двух минут вы должны записать слова на указанную Букву. Побеждает тот, кто больше запишет слов на эту букву. Пишите в столбик: это облегчит подсчет. Буква А! (Можно любую другую букву, но на каждом уроке разные буквы).
О пополнении словарного запаса.
- Мы знаем, что лексика русского языка постоянно пополняется. Появляются новые предметы, развивается техника и экономика, а вмести с этим приходят к нам и новые слова.
- А как вы пополняете свой словарный запас?
- Главный источник пополнения словарного запаса, конечно, - чтение. Произведения каких писателей вы читаете сейчас? Назовите, пожалуйста.
- Назовите, пожалуйста, поэтов и писателей, наших земляков.
- Мы не должны забывать, что на рязанской земле родились поэты Яков Полонский, Сергей Есенин, писатель Алексей Силыч Новиков-Прибой. В ХIХ веке несколько лет пост губернатора Рязанской губернии занимал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Мещерская сторона стала родной и любимой Константину Паустовскому, Аркадию Гайдару, Рувиму Фраерману. Судьба связала с Рязанью и таких писателей, как Константин Симонов и Александр Солженицын. Много современных писателей и поэтов живут и творят на рязанской земле.
Посмотрите на стенд «Литературная Рязань» (включается стенд). Вы видите, что во всех уголках области зажглись огоньки. Это значит, что здесь родились и продолжают писать свои произведения наши рязанцы.
Беседа о словарях.
- На каждом уроке, не замечая этого, вы пополняете свой словарный состав. Не отойдем мы и сегодня от этого, работая со словарями. Но сначала мне хотелось бы спросить вас о том, какие словари вы знаете и какими из них пользовались? С какой целью вы использовали эти словари?
Выставка словарей.
- Нашему уроку посвящаются слова французского писателя Анатоля Франца: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Как вы понимаете эти слова? Да, все слова, расположенные в словарях, зафиксированы в алфавитном порядке. Как вы думаете, с какой целью они так расположены? (ответы учащихся)
- Есть разные словари: технические, философски…. Но мы познакомимся с лингвистическими словарями, которые помогают нам изучать родной язык, пополнять словарный запас.
(Обзор словарей).
Физкультминутка.
- Пока мы проводим разминку, две пары учеников подготовят диалоги на тему «Разговор по телефону, употребляя этикетные обороты.
- физкультминутка: внимательно слушайте команды и выполняйте те, в которых есть волшебное слово «пожалуйста».
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите, пожалуйста руки вверх.
- Опустите руки.
-Опустите, пожалуйста, руки……. и т.д.
Слушание подготовленных диалогов и оценивание их учащимися.
Рассказ учителя о лингвистических словарях (толковые словари и словарь иностранных слов) их демонстрация.
- Среди толковых словарей особое место занимает «толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, изданный в 1863 году. Он содержит толкования 200 000 слов, приведено 30 000 пословиц. Собрал все эти слова человек, который не был языковедом, то есть человеком, изучающим язык. Он был врачом, служил в военном госпитале, но очень любил родной язык.
Долгое время это был единственный справочник такого рода по русскому языку. Только в 1935 году вышел словарь под редакцией Д.Н.Ушакова. В 1949 выходит еще один словарь под редакцией С.И.Ожегова.
Словарь иностранных слов представляет собой толкование иностранных слов, пришедших к нам из других языков. Это связано с развитием науки, техники, международных отношений. Из этого словаря мы можем узнать, из какого языка пришло к нам слово и что оно обозначает.
В словарях указано, как правильно произносить слово (делать ударение).
Практическая работа со словарями (групповая работа).
Задания группам: найти значения слов (задания на карточках). Каждая группа работает со своим словарем, учащиеся сами выбирают нужный словарь.
1-ая группа | 2-ая группа |
Толковые словари русского языка | Словари иностранных слов. |
котомка | алебарда |
дюны | клаксон |
метчик | пюпитр |
затон | маркетинг |
пимы | брокер |
За чистоту русского языка.
В нашей речи встречается очень много иностранных слов, употребляемых и оправданно, и неоправданно.. Порой мы даже не понимаем. О чем идет речь. Поэтому иностранные слова надо употреблять обдуманно, но и без них нельзя обойтись.
Обратимся к предложениям на экране:
По гульбищу шел высокий старик в мокроступах.
Каждый кандидат работает со своим электоратом.
Все ли вам понятно в первом предложении?
Что у вас вызывает затруднение?
Какие вы действия предпримите? (Найти слова в толковом словаре).
Та же работа проводится со вторым предложением.
- Какой вывод мы можем сделать? (В первом предложении уместно употребление иностранных слов (бульвар, галоши), а во втором лучше употребить слово «избиратели», так это слово всем хорошо знакомо).
Игра «Проверь себя».
Подобрать к иностранным словам уже известные слова. Если подбор осуществлен правильно, загорается лампочка.
Иностранные слова | Синонимы (должны быть размещены не по порядку) |
Аудитор | Ревизор |
Импорт | Ввоз |
Экспорт | Вывоз |
Эскулап | Врач |
Отель | Гостиница |
Фирма | Предприятие |
Референдум | Голосование |
Презентация | Представление |
Хобби | Увлечение |
Аргумент | Доказательство |
Комфорт | Уют |
Пакт | Договор |
Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Где вы можете применить новые знания?
Что вам было непонятно? Как мы с вами это преодолеем?
Задание на дом. Составить словарик вежливых слов (расположить по алфавиту).