СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексикон учащихся 8-11 классов Новомирской школы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность : -  ограниченная лексика  распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено  в школьных учебниках русского языка; -    молодежный сленг и жаргонизмы –явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; -  исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; - работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу , а также выявить  причины использования учащимися подобной лексики.

Просмотр содержимого документа
«Лексикон учащихся 8-11 классов Новомирской школы»

  МБОУ Новомирская СОШ Азовского района     Тема исследования:  Лексикон учащихся 8-11 классов Новомирской школы   Работу выполнила:  Малышева Юлия, ученица 8 класса   Руководитель: Алексеева Т.Н.,  учитель русского языка и литературы

МБОУ Новомирская СОШ Азовского района

Тема исследования:

Лексикон учащихся

8-11 классов Новомирской школы

Работу выполнила:

Малышева Юлия,

ученица 8 класса

Руководитель: Алексеева Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

Актуальность :  -   ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;  -    молодежный сленг и жаргонизмы –явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;  -  исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;  - работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу , а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.

Актуальность : -   ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка; -    молодежный сленг и жаргонизмы –явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; -  исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; - работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу , а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.

Цель проекта:  проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики.  определить пути пополнения словарного запаса учащихся моей школы.

Цель проекта:

  • проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики.

  • определить пути пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Задачи исследования: Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика - диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся. 2. Определить понятия

Задачи исследования:

  • Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика - диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся.

2. Определить понятия "жаргон" и "сленг".

3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 8-11 классов школы с целью определения :

  • круга наиболее употребительных слов молодёжного сленга,
  • частотности употребления этих слов,
  • причин употребления школьниками жаргонизмов.

4.Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. 5.Систематизировать материал. 6.Сделать выводы по теме исследования.

4.Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.

5.Систематизировать материал.

6.Сделать выводы по теме исследования.

 Гипотеза:  в речи учащихся присутствует ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

Гипотеза: в речи учащихся присутствует ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.

Методы и приемы работы : чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.     Объект исследования  – устная речь учащихся 8-11  классов МБОУ Новомирской СОШ .

Методы и приемы работы : чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики.

Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.

Объект исследования – устная речь учащихся 8-11

классов МБОУ Новомирской СОШ .

 Теоретические исследования.   1. Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:  ЛЕКСИКА  Если слово в современном русском языке употребляется свободно, неограниченно не вошло в состав свободно употребляемой лексики Общеупотребительная лексика Диалект- ная лексика у потребляется на определенной территории  Жаргонная лексика (молодёжный сленг) Профес сиональная лексика употребляется определенной группой лиц употребляется в определенной сфере деятельности

Теоретические исследования.

1. Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:

ЛЕКСИКА

Если слово в современном русском языке

употребляется свободно,

неограниченно

не вошло в состав свободно

употребляемой лексики

Общеупотребительная лексика

Диалект- ная лексика

у потребляется на определенной территории

Жаргонная лексика (молодёжный сленг)

Профес

сиональная лексика

употребляется определенной группой лиц

употребляется в определенной сфере деятельности

Общеупотребительные : вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.  Необщеупотребительные слова . К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.

Общеупотребительные : вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.

Необщеупотребительные слова . К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. Это такие слова, как : курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк (свекла),дите (ребенок) ,управляться (кормить животных), и другие.

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.

Это такие слова, как :

курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк (свекла),дите (ребенок) ,управляться (кормить животных), и другие.

Причины редкого употребления диалектов: Одни утверждают, что диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста; Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и , как говорят ребята, «старомодно»; Некоторые ответили « не знаю» что такое  диалектизмы.

Причины редкого употребления диалектов:

  • Одни утверждают, что диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;
  • Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и , как говорят ребята, «старомодно»;
  • Некоторые ответили « не знаю» что такое

диалектизмы.

Профессиональные слова в лексиконе учащихся. К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель .

Профессиональные слова в лексиконе учащихся.

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами.

Например, дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель .

Жаргон Жаргон м. франц. наречье, говор, местная речь, произношенье (из словаря В.И.Даля)  Жаргон -а, м. Речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж. II прил. жаргонный, -ая,-ое. (из толкового сл.Ожегова.) Жаргон  `Словарь синонимов` Жаргон, джайв, блатная музыка, сленг, социальный диалект, циркон, кент, радиожаргон, феня, арго, блатной язык

Жаргон

Жаргон

м. франц. наречье, говор, местная речь, произношенье (из словаря В.И.Даля)

Жаргон

-а, м. Речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж. II прил. жаргонный, -ая,-ое. (из толкового сл.Ожегова.)

Жаргон  `Словарь синонимов`

Жаргон, джайв, блатная музыка, сленг, социальный диалект, циркон, кент, радиожаргон, феня, арго, блатной язык

Сферы употребления жаргонов: профессиональные жаргонизмы: окно, пара, белочка, жмурик, дух, путеец и другие. жаргон простого общения: салют, пофиг, превед, ацтой, греби отсюда (сюда) и другие. криминальный жаргон: мусор, висяк, братан, фраер, мелкий и другие. молодёжный жаргон: контроша, тусовка, физра, литра, джинсы, косуха, модный прикид и другие.

Сферы употребления жаргонов:

профессиональные жаргонизмы: окно, пара, белочка, жмурик, дух, путеец и другие.

жаргон простого общения: салют, пофиг, превед, ацтой, греби отсюда (сюда) и другие.

криминальный жаргон: мусор, висяк, братан, фраер, мелкий и другие.

молодёжный жаргон: контроша, тусовка, физра, литра, джинсы, косуха, модный прикид и другие.

Сленг  - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг  - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.

Молодёжный сленг  — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Школьный сленг  - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе.

Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

Школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе.

Здорово Здравствуй Клава Зеньки Клавиатура Чувак Глаза Человек Супер, класс Чел Отлично Человек Пацик Деваха Юноша Краб Девушка Рука Бабло Локаторы Деньги Уши

Здорово

Здравствуй

Клава

Зеньки

Клавиатура

Чувак

Глаза

Человек

Супер, класс

Чел

Отлично

Человек

Пацик

Деваха

Юноша

Краб

Девушка

Рука

Бабло

Локаторы

Деньги

Уши

Лошара Глупый Домашка Супер Домашнее задание Отвянь Очень хорошо Оставь в покое Мент Предки Милиционер Родители Хавчик Стрёмно Еда В реале Некрасиво По-настоящему Шестёрка Фигня Предатель Очень просто, ерунда

Лошара

Глупый

Домашка

Супер

Домашнее задание

Отвянь

Очень хорошо

Оставь в покое

Мент

Предки

Милиционер

Родители

Хавчик

Стрёмно

Еда

В реале

Некрасиво

По-настоящему

Шестёрка

Фигня

Предатель

Очень просто, ерунда

3% Практические исследования 39% Используешь ли ты слова молодёжного сленга в своей речи? 58% 1.Что такое сленг?

3%

Практические исследования

39%

Используешь ли ты слова молодёжного сленга в своей речи?

58%

1.Что такое сленг?

11% 35% С какой целью вы употребляете молодёжный сленг? 24% 30%

11%

35%

С какой целью вы употребляете молодёжный сленг?

24%

30%

Могли бы ли вы обойтись без этих слов? 8 класс Да- 37% (6 чел) Нет – 56% (9 чел)  Не думал-7% (1 чел)  9 класс Да- 18% (2чел)  Нет – 36% (4 чел) Не думал-45% (5 чел)  10 класс Да- 70% (7 чел) Нет – 30% (3 чел)  Не думал-0% 11 класс Да- 22% (2чел) Нет – 33% (3чел)  Не думал-44% (4 чел) Результат по школе: Да-37% Нет-42%  Не думал-21%

Могли бы ли вы обойтись без этих слов?

8 класс

Да- 37% (6 чел) Нет – 56% (9 чел) Не думал-7% (1 чел)

9 класс

Да- 18% (2чел) Нет – 36% (4 чел) Не думал-45% (5 чел)

10 класс

Да- 70% (7 чел) Нет – 30% (3 чел) Не думал-0%

11 класс

Да- 22% (2чел) Нет – 33% (3чел) Не думал-44% (4 чел)

Результат по школе:

Да-37% Нет-42% Не думал-21%

Когда вы станете взрослыми, будете ли употреблять молодёжной сленг? 37% 48% 15%

Когда вы станете взрослыми, будете ли употреблять молодёжной сленг?

37%

48%

15%

Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения . Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения .
  • Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения . Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения .

Список использованной литературы С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.  3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).  4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.  5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.  6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.  7. Материалы Интернет

Список использованной литературы

С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989

В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.

3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).

4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.

5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.

6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.

7. Материалы Интернет

Приложения   Вопросы анкеты для учащихся:     1.Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)   2.С какой целью вы их употребляете?  а) Считаете, что модно, современно.  б) Нужны в речи для связи слов.  в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.  г) Делают речь понятнее для друзей.  д) Помогают самоутвердиться.  е) Придать своей речи живость, юмор.  3. Могли бы ли вы обойтись без этих слов?  4.Когда вы вырастете, будете ли употреблять молодёжной сленг?  

Приложения

Вопросы анкеты для учащихся:

   1.Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)

  2.С какой целью вы их употребляете?

а) Считаете, что модно, современно.

б) Нужны в речи для связи слов.

в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

г) Делают речь понятнее для друзей.

д) Помогают самоутвердиться.

е) Придать своей речи живость, юмор.

3. Могли бы ли вы обойтись без этих слов?

4.Когда вы вырастете, будете ли употреблять молодёжной сленг?

 

Выводы:  Итак, я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно, гипотеза , которую я выдвигала, верна: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко.

Выводы:

  • Итак, я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла.
  • Следовательно, гипотеза , которую я выдвигала, верна: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко.