СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекции по обществознанию по блоку: "Духовная сфера жизни общества".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекции по обществознанию по блоку: "Духовная сфера жизни общества" с закрепляющими их тестами помогут подготовить учеников к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Лекции по обществознанию по блоку: "Духовная сфера жизни общества".»

КУЛЬТУРА


Культура – достижения людей в области науки и техники, образования и искусства.

Функции культуры:

  1. познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе и т.д.;

  2. оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

  3. регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (мораль, поведение);

  4. информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;

  5. коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение;

  6. социализации – усвоение индивидов системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Виды культуры:

  • материальная – производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и т.д.;

  • духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль и т.д.

Типология культуры:

  1. по связи с религией:

  • религиозная

  • светская

  1. по региональной принадлежности:

  • западная

  • восточная

  • отдельных регионов

  1. по этническим особенностям:

  • русская

  • американская

  1. по сфере жизни или виду деятельности:

  • экономическая

  • политическая

  • художественная

  • педагогическая….

  1. по связи с территорией:

  • сельская

  • городская

  1. по принадлежности к историческому типу общества:

  • традиционного общества

  • индустриального общества

  • постиндустриального общества

  1. по хозяйственному укладу:

  • охотников и собирателей

  • земледельцев

  • скотоводов

  • индустриальная

  1. по уровню мастерства и виду аудитории:

формы культуры:

  • элитарная – картина «День Помпеи»

  1. создаётся привилегированной частью общества либо профессиональными творцами

  2. по заказу привилегированной части общества

  3. доступна не всем

  4. не всем понятна

  5. сложность и противоречивость

  • народная – сказки, мифы, легенды

  1. создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

  2. содержится большая часть народной мудрости и опыта

  • массовая (кич) – телесериалы, ток-шоу

  1. ориентация на массового зрителя

  2. ориентация на моду и запросы масс

  3. ориентация на заработок (коммерческое кино)

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

+:

  • утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;

  • её произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

  • отличается «демократичностью»: её «продуктами» пользуются представители разных социальных групп;

  • отвечает запросам, потребностям многих людей, в т.ч. и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке;

  • имеет свои «вершины» - литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.

-:

  • снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;

  • ведёт к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;

  • рассчитана на пассивное потребление, т.к. не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере;

  • насаждает мифы в сознании людей (Золушка, принц на белом коне);

  • формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности;

  • используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определённые представления и предпочтения.

Разновидности культуры:

А. субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущая определённой группе (религиозные, этнические, половозрастные, профессиональные, криминальная);

Б. контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, фашисты).






ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «КУЛЬТУРА»

А 1. Культура в широком смысле – это:

  1. уровень развития общества в определённый момент истории

  2. всё, что относится к деятельности в сфере искусства

  3. степень воспитанности определённого человека, коллектива

  4. все достижения человечества с момента его возникновения


А 2. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:

  1. народной

  2. массовой

  3. национальной

  4. элитарной


А 4. Проявлениями какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?

  1. массовой

  2. народной

  3. экранной

  4. элитарной


А 5. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:

  1. экранной

  2. народной

  3. массовой

  4. духовной


В 4. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру:

  1. выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

  2. коммерческая направленность

  3. сложность и противоречивость

  4. общедоступность

  5. расчёт на узкий круг знатоков

  6. анонимность


В 7. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры:

  1. школьные анекдоты

  2. исторический роман

  3. легенда о Степане Разине

  4. песни-колядки

  5. бразильский телесериал


С 7. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом чёрно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.


С 8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме: «Культура». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

СМИ


СМИ – совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени), радио, ТВ, кинематограф, видео, Интернет; совокупность всех жанров реализации содержания массовой информации: заметка, интервью, репортаж, отчёт, беседа, ток-шоу и т.д.

Функции СМИ:

    1. коммуникативная – установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию

    2. непосредственно-организаторская – отражение роли СМИ как четвёртой власти в обществе

    3. идеологическая (социально-ориентирующая) – оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения

    4. культурно-образовательная – участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры

    5. рекламно-справочная – удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоёв общества (огород, туризм, шахматы)

    6. рекреативная – создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия






ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СМИ»


А 1. К СМИ относится:

    1. литература

    2. телевидение

    3. театр

    4. киноискусство


А 2. Верны ли следующие суждения о СМИ:

А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


А 3. Верны ли следующие суждения о СМИ:

А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.

Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определённой аудитории.

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


В 1. Завершите фразу:

Средства систематического распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети, звукозапись, видеозапись и др.) называются средствами ________ .




ИСКУССТВО


Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Специфические черты искусства:

  • образность и наглядность

  • использует особые способы воспроизведения окружающей действительности и средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет);

  • играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Теории происхождения искусства:

    1. биологизаторская – из потребности привлечения внимания противоположного пола;

    2. игровая – потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии;

    3. магическая – искусство – форма различных видов магии, внедрённой в повседневную деятельность ещё первобытного человека;

    4. трудовая – как результат труда: полезные качества произведённых предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Функции искусства:

  • общественно-преобразующая – включает людей в направленную деятельность по преобразованию общества, оказывая на них идейно-эстетическое воздействие;

  • художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;

  • воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей;

  • эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;

  • утешительно-компенсаторная – способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности, восстанавливает гармонию в сфере духа, утраченную человеком в реальной действительности;

  • функция предвосхищения – предвосхищает будущее;

  • внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;

  • гедонистическая – доставляет людям удовольствие;

  • познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.

Виды искусства:

1. архитектура (зодчество) 2. живопись (портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.)

3. скульптура 4. декоративно-прикладное искусство 5. литература 6. музыка

7.театр 8. цирк 9. балет 10. кино 11.фотоискусство 12. эстрада






ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ИСКУССТВО»


А 1. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется:

    1. правдоподобностью результатов

    2. созданием художественных образов

    3. ясностью и целостностью выражения

    4. созданием материальных ценностей


С 6. Перечислите 5 основных видов (форм) искусства.


НАУКА

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Характеристики науки:

  • социальный институт со своей структурой – особая система общественных организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы);

  • отрасль духовного производства – система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания;

  • особая система знаний (научные представления, понятия), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов;

  • основная продукция – понятия, законы, теории.

Особенности научного познания:

  • объективность добываемого знания

  • развитость понятийного аппарата (категорийного)

  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)

  • проверяемость

  • высокий уровень обобщения знаний

  • универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Законы науки:

- преемственность – сохранение положительного содержания старых знаний в новых

- чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)

- сочетание процессов дифференциации и интеграции

- углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Функции науки:

1. культурно-мировоззренческая – научные представления – часть общего образования, культуры, помогают человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение;

2. познавательно-объяснительная – осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;

3. социальная (прогностическая, управления и развития) – осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

4. производственная (технико-технологическая) - внедрение инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли..

Виды наук:

        1. по предмету и методу познания:

  • науки о природе – естествознание

  • науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки)

  • науки о познании и мышлении – логика, диалектика

  • технические науки и математика

        1. по «удалённости» от практики:

  • фундаментальные науки – отсутствует прямая ориентация на практику

  • прикладные науки – присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «НАУКА»


А 1. Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки:

          1. программирование развития общества

          2. разработка новых средств коммуникации

        1. разработка проблемы происхождения жизни на Земле

        2. прогнозирование социальных последствий реформ


А 2. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки:

          1. борьба за соблюдение авторских прав

          2. неоднозначность последствий научных открытий

          3. появление новых научных направлений

          4. стремление к научной истине


А 3. Верны ли следующие суждения? Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в:

А. формировании представлений человечества об окружающем мире

Б. создании научно-технической базы для развития производительных сил общества

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


А 4. Что отличает науку от других областей культуры?

1. выстраивание системы объективных знаний о мире

2. использование художественных образов

3. обращение к сверхъестественным силам

4. оценка фактов с позиции добра и зла


В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

наука

фундаментальная ………………..


В 3. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Признак

Отрасль культуры

А. образность

1. наука

Б. логическая доказательность

В. эстетическое освоение мира

2. искусство

Г. воздействие на эмоции человека

Д. комплексное описание объекта


А

Б

В

Г

Д







С 6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.







ОБРАЗОВАНИЕ


Образование – получение людьми знаний, приобретение умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Функции образования:

1. экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества: осваивание научных и технических новшеств и эффективное использование их в профессиональной деятельности

2. социальная – социализация личности, воспроизводство социальной структуры личности

3. культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

Компоненты системы образования в России:

  • совокупность образовательных стандартов и программ

  • органы управления образованием

  • сеть образовательных учреждений:

- дошкольные образовательные учреждения

- общеобразовательные школы (гимназии)

- профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)

- учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, дома творчества)

- духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты)

- университеты, технические школы

- учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров

- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, центры)

  • комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:

- гуманистический характер образования

- приоритет общечеловеческих ценностей

- право личности на свободное развитие

- единство федерального образования при праве на своеобразие образовательных национальных и региональных культур

- общедоступность образования

- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых

- светский характер образования в государственных учреждениях

- свобода и плюрализм в образовании

- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. основное общее

3. профессиональное

4. дополнительное

Общие тенденции в развитии образования:

1. демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование, образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

2. рост продолжительности образования – современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения

3. непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии

4. гуманизация образования – внимание школы, педагогов к личности учащегося, к его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

5. гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний

6. интернационализация процесса образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем

7. компьютеризация процесса образования – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных систем глобального масштаба

Пути развития образования:

  • экстенсивный – увеличение количества, а не качества

  • интенсивный – улучшение качества образования.





ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗОВАНИЕ»

А 1. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования:

    1. дошкольное, общее

    2. дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное

    3. дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное

    4. основное, профессиональное


А 2. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ:

      1. среднее образование является обязательным в РФ

      2. государство гарантирует всем гражданам РФ изучение русского языка

      3. преподавание на иностранных языках является обязательным

      4. учащийся не может быть исключён из образовательного учреждения


А 3. Гуманитаризация образования предполагает:

        1. особое внимание к социальным дисциплинам

        2. унификацию требований к оборудованию школ

        3. разнообразие типов образовательных учреждений

        4. учёт возможностей и интересов ребёнка


А 4. Экстенсивный путь развития образования состоит в:

          1. увеличении разнообразия типов образовательных учреждений

          2. слияния нескольких учебных дисциплин в одну

          3. повышении качества образовательных услуг

          4. увеличении количества дисциплин, изучаемых в школе


В 4. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:

  1. сокращение продолжительности образования

  2. гуманизация образования

  3. усиление сословного характера образования

  4. гуманитаризация образования

  5. отказ от преподавания общественных наук

6. создание единой системы образования для разных стран

РЕЛИГИЯ


Религия – вера в Бога, в духов, в сверхъестественные силы.

Религия

монотеизм политеизм

вера в одного Бога вера в множество божеств

Теории происхождения религии:

            1. богословско-теологический подход – религия – особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом, появляется вместе с человеком, существует исконно;

            2. материалистический подход – религия – продукт развития человеческого сознания, возникшая из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял.

Признаки религии:

- вера в сверхъестественное

- организованное поклонение высшим силам

- стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.

Функции религии:

  • мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание

  • компенсаторная (терапевтическая) – восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования; психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение

  • коммуникативная – обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.

  • регулятивная – упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность

  • интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более-менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом. Наоборот, разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии

  • культурно-транслирующая – способствует развитию определённых основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

  • легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает некоторые общественные порядки и институты, отношения, нормы, образцы как должное; или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них.

Виды религий:

            1. родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день.

Ранние формы религии:

  • тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

  • анимизм – вера в духов и душу

  • фетишизм – религиозное поклонение, суть которого – в приписывании отдельным предметам (амулетам, фигуркам) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата

            1. национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм

            2. мировые религии: буддизм; христианство; ислам.

Христианство

православие католицизм протестантизм

Ислам

суннизм шиизм

Признаки мировых религий:

- огромное число последователей во всём мире

- эгалитарность – проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп

- пропагандистская активность и прозелитизм – стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания

- космополитичность – носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств.

Мировые религии

Линии сравнения

буддизм

христианство

ислам

  1. этимология

От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению

От греч. «христос» - Мессия

Араб. букв. Предание себя воле Бога, покорность

  1. время и место зарождения

6-5 вв. до н.э., Индия

1 в. н.э., Восточные провинции Римской империи

Начало 7 в н.э., Азия, Аравийский п-ов

  1. территория проживания верующих

Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия

Преимущественно Европа и Северная Америка

Ближний Восток, Северная Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа

  1. источники вероучения

Типитака

Библия

Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодат-во

  1. основы учения

Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастает вражда и страдание.

Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Проповедь смирения, прощения, поощрения обид.

Человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям.

  1. Количество верующих

Ок. 500 млн. человек

2 млрд. человек

Ок. 1,5 млрд. человек

Атеисты – люди, не верящие в Бога и отрицающие его существование.




ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «РЕЛИГИЯ»

А 1. Верны ли следующие суждения о религии? Специфическим свойством религии является:

А. связь с миром переживаний человека

Б. вера в сверхъестественное

1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны


В 1. Завершите фразу:

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это _______ .


В 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «религия». Укажите термины, «выпадающие» из этого ряда.

    1. Верование, 2. обряд, 3. магия, 4. знание, 5. политеизм, 6. Семья