КУЛЬТУРА
Культура – достижения людей в области науки и техники, образования и искусства.
Функции культуры:
познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе и т.д.;
оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (мораль, поведение);
информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение;
социализации – усвоение индивидов системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Виды культуры:
материальная – производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и т.д.;
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль и т.д.
Типология культуры:
по связи с религией:
по региональной принадлежности:
западная
восточная
отдельных регионов
по этническим особенностям:
по сфере жизни или виду деятельности:
экономическая
политическая
художественная
педагогическая….
по связи с территорией:
по принадлежности к историческому типу общества:
по хозяйственному укладу:
охотников и собирателей
земледельцев
скотоводов
индустриальная
по уровню мастерства и виду аудитории:
формы культуры:
создаётся привилегированной частью общества либо профессиональными творцами
по заказу привилегированной части общества
доступна не всем
не всем понятна
сложность и противоречивость
создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки
содержится большая часть народной мудрости и опыта
ориентация на массового зрителя
ориентация на моду и запросы масс
ориентация на заработок (коммерческое кино)
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
+:
утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;
её произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается «демократичностью»: её «продуктами» пользуются представители разных социальных групп;
отвечает запросам, потребностям многих людей, в т.ч. и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке;
имеет свои «вершины» - литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.
-:
снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека»;
ведёт к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей;
рассчитана на пассивное потребление, т.к. не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере;
насаждает мифы в сознании людей (Золушка, принц на белом коне);
формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности;
используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определённые представления и предпочтения.
Разновидности культуры:
А. субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущая определённой группе (религиозные, этнические, половозрастные, профессиональные, криминальная);
Б. контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, фашисты).
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «КУЛЬТУРА»
А 1. Культура в широком смысле – это:
уровень развития общества в определённый момент истории
всё, что относится к деятельности в сфере искусства
степень воспитанности определённого человека, коллектива
все достижения человечества с момента его возникновения
А 2. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:
народной
массовой
национальной
элитарной
А 4. Проявлениями какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?
массовой
народной
экранной
элитарной
А 5. Произведения, создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре:
экранной
народной
массовой
духовной
В 4. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру:
выражение изысканных вкусов привилегированной части общества
коммерческая направленность
сложность и противоречивость
общедоступность
расчёт на узкий круг знатоков
анонимность
В 7. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры:
школьные анекдоты
исторический роман
легенда о Степане Разине
песни-колядки
бразильский телесериал
С 7. Звезда телесериалов снялась в некоммерческом чёрно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.
С 8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме: «Культура». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
СМИ
СМИ – совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени), радио, ТВ, кинематограф, видео, Интернет; совокупность всех жанров реализации содержания массовой информации: заметка, интервью, репортаж, отчёт, беседа, ток-шоу и т.д.
Функции СМИ:
коммуникативная – установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию
непосредственно-организаторская – отражение роли СМИ как четвёртой власти в обществе
идеологическая (социально-ориентирующая) – оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения
культурно-образовательная – участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры
рекламно-справочная – удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоёв общества (огород, туризм, шахматы)
рекреативная – создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СМИ»
А 1. К СМИ относится:
литература
телевидение
театр
киноискусство
А 2. Верны ли следующие суждения о СМИ:
А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.
Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием СМИ.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
А 3. Верны ли следующие суждения о СМИ:
А. СМИ способствуют поддержанию преемственности развития общества.
Б. Содержание информации, распространяемой СМИ, отражает запросы определённой аудитории.
1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
В 1. Завершите фразу:
Средства систематического распространения информации (через печать, радио, телевидение, кино, компьютерные сети, звукозапись, видеозапись и др.) называются средствами ________ .
ИСКУССТВО
Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Специфические черты искусства:
образность и наглядность
использует особые способы воспроизведения окружающей действительности и средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет);
играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.
Теории происхождения искусства:
биологизаторская – из потребности привлечения внимания противоположного пола;
игровая – потребность расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии;
магическая – искусство – форма различных видов магии, внедрённой в повседневную деятельность ещё первобытного человека;
трудовая – как результат труда: полезные качества произведённых предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Функции искусства:
общественно-преобразующая – включает людей в направленную деятельность по преобразованию общества, оказывая на них идейно-эстетическое воздействие;
художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;
воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей;
эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;
утешительно-компенсаторная – способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности, восстанавливает гармонию в сфере духа, утраченную человеком в реальной действительности;
функция предвосхищения – предвосхищает будущее;
внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;
гедонистическая – доставляет людям удовольствие;
познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке.
Виды искусства:
1. архитектура (зодчество) 2. живопись (портрет, натюрморт, пейзаж и т.д.)
3. скульптура 4. декоративно-прикладное искусство 5. литература 6. музыка
7.театр 8. цирк 9. балет 10. кино 11.фотоискусство 12. эстрада
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ИСКУССТВО»
А 1. Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется:
правдоподобностью результатов
созданием художественных образов
ясностью и целостностью выражения
созданием материальных ценностей
С 6. Перечислите 5 основных видов (форм) искусства.
НАУКА
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Характеристики науки:
социальный институт со своей структурой – особая система общественных организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы);
отрасль духовного производства – система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания;
особая система знаний (научные представления, понятия), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов;
основная продукция – понятия, законы, теории.
Особенности научного познания:
объективность добываемого знания
развитость понятийного аппарата (категорийного)
рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)
проверяемость
высокий уровень обобщения знаний
универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Законы науки:
- преемственность – сохранение положительного содержания старых знаний в новых
- чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)
- сочетание процессов дифференциации и интеграции
- углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.
Функции науки:
1. культурно-мировоззренческая – научные представления – часть общего образования, культуры, помогают человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение;
2. познавательно-объяснительная – осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;
3. социальная (прогностическая, управления и развития) – осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
4. производственная (технико-технологическая) - внедрение инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли..
Виды наук:
по предмету и методу познания:
науки о природе – естествознание
науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки)
науки о познании и мышлении – логика, диалектика
технические науки и математика
по «удалённости» от практики:
фундаментальные науки – отсутствует прямая ориентация на практику
прикладные науки – присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «НАУКА»
А 1. Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки:
программирование развития общества
разработка новых средств коммуникации
разработка проблемы происхождения жизни на Земле
прогнозирование социальных последствий реформ
А 2. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки:
борьба за соблюдение авторских прав
неоднозначность последствий научных открытий
появление новых научных направлений
стремление к научной истине
А 3. Верны ли следующие суждения? Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в:
А. формировании представлений человечества об окружающем мире
Б. создании научно-технической базы для развития производительных сил общества
1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
А 4. Что отличает науку от других областей культуры?
1. выстраивание системы объективных знаний о мире
2. использование художественных образов
3. обращение к сверхъестественным силам
4. оценка фактов с позиции добра и зла
В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

наука
фундаментальная ………………..
В 3. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
Признак | Отрасль культуры |
А. образность | 1. наука |
Б. логическая доказательность |
В. эстетическое освоение мира | 2. искусство |
Г. воздействие на эмоции человека |
Д. комплексное описание объекта |
С 6. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование – получение людьми знаний, приобретение умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).
Функции образования:
1. экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества: осваивание научных и технических новшеств и эффективное использование их в профессиональной деятельности
2. социальная – социализация личности, воспроизводство социальной структуры личности
3. культурная – использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.
Компоненты системы образования в России:
совокупность образовательных стандартов и программ
органы управления образованием
сеть образовательных учреждений:
- дошкольные образовательные учреждения
- общеобразовательные школы (гимназии)
- профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
- учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, дома творчества)
- духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты)
- университеты, технические школы
- учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, центры)
- гуманистический характер образования
- приоритет общечеловеческих ценностей
- право личности на свободное развитие
- единство федерального образования при праве на своеобразие образовательных национальных и региональных культур
- общедоступность образования
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых
- светский характер образования в государственных учреждениях
- свобода и плюрализм в образовании
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. дошкольное
2. основное общее
3. профессиональное
4. дополнительное
Общие тенденции в развитии образования:
1. демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование, образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
2. рост продолжительности образования – современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
3. непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
4. гуманизация образования – внимание школы, педагогов к личности учащегося, к его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
5. гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
6. интернационализация процесса образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
7. компьютеризация процесса образования – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных систем глобального масштаба
Пути развития образования:
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗОВАНИЕ»
А 1. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования:
дошкольное, общее
дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное
дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное
основное, профессиональное
А 2. Укажите признак, характеризующий среднее образование в РФ:
среднее образование является обязательным в РФ
государство гарантирует всем гражданам РФ изучение русского языка
преподавание на иностранных языках является обязательным
учащийся не может быть исключён из образовательного учреждения
А 3. Гуманитаризация образования предполагает:
особое внимание к социальным дисциплинам
унификацию требований к оборудованию школ
разнообразие типов образовательных учреждений
учёт возможностей и интересов ребёнка
А 4. Экстенсивный путь развития образования состоит в:
увеличении разнообразия типов образовательных учреждений
слияния нескольких учебных дисциплин в одну
повышении качества образовательных услуг
увеличении количества дисциплин, изучаемых в школе
В 4. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:
сокращение продолжительности образования
гуманизация образования
усиление сословного характера образования
гуманитаризация образования
отказ от преподавания общественных наук
6. создание единой системы образования для разных стран
РЕЛИГИЯ
Религия – вера в Бога, в духов, в сверхъестественные силы.

Религия
монотеизм политеизм
вера в одного Бога вера в множество божеств
Теории происхождения религии:
богословско-теологический подход – религия – особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом, появляется вместе с человеком, существует исконно;
материалистический подход – религия – продукт развития человеческого сознания, возникшая из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял.
Признаки религии:
- вера в сверхъестественное
- организованное поклонение высшим силам
- стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.
Функции религии:
мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание
компенсаторная (терапевтическая) – восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования; психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
коммуникативная – обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.
регулятивная – упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность
интегрирующее-дезинтегрирующая – объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более-менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом. Наоборот, разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии
культурно-транслирующая – способствует развитию определённых основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
легитимирующее-разлегитимирующая – узаконивает некоторые общественные порядки и институты, отношения, нормы, образцы как должное; или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них.
Виды религий:
родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день.
Ранние формы религии:
тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику
анимизм – вера в духов и душу
фетишизм – религиозное поклонение, суть которого – в приписывании отдельным предметам (амулетам, фигуркам) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата
национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм
мировые религии: буддизм; христианство; ислам.
Христианство

православие католицизм протестантизм

Ислам
суннизм шиизм
Признаки мировых религий:
- огромное число последователей во всём мире
- эгалитарность – проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп
- пропагандистская активность и прозелитизм – стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания
- космополитичность – носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств.
Мировые религии
Линии сравнения | буддизм | христианство | ислам |
этимология | От санскр. «будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению | От греч. «христос» - Мессия | Араб. букв. Предание себя воле Бога, покорность |
время и место зарождения | 6-5 вв. до н.э., Индия | 1 в. н.э., Восточные провинции Римской империи | Начало 7 в н.э., Азия, Аравийский п-ов |
территория проживания верующих | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России – Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Ближний Восток, Северная Африка. В России – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
источники вероучения | Типитака | Библия | Коран, Сунна, Шариат – мусульманское законодат-во |
основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей – любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо в противном случае возрастает вражда и страдание. | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путём молитвы и покаяния. Проповедь смирения, прощения, поощрения обид. | Человек – существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остаётся уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, предписывает такую же покорность земным властям. |
Количество верующих | Ок. 500 млн. человек | 2 млрд. человек | Ок. 1,5 млрд. человек |
Атеисты – люди, не верящие в Бога и отрицающие его существование.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «РЕЛИГИЯ»
А 1. Верны ли следующие суждения о религии? Специфическим свойством религии является:
А. связь с миром переживаний человека
Б. вера в сверхъестественное
1. верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны
В 1. Завершите фразу:
Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, - это _______ .
В 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «религия». Укажите термины, «выпадающие» из этого ряда.
Верование, 2. обряд, 3. магия, 4. знание, 5. политеизм, 6. Семья