СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 3 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решил выложить лекции для линивых студентов.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 3 по МДК 1.1. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики»

Глава 2

АВТОМОБИЛЬНЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

Из всех электротехнических устройств современного высоконадежного и дол­говечного легкового автомобиля аккумуляторная батарея — самое ненадежное и недолговеч­ное. Низкая надежность наиболее отчетливо проявляется зимой при попытке запустить про­мерзший двигатель в те дни, когда температура воздуха не превышает -30°С. К сожалению, двигатель может и не завестись. Виной тому, как правило, аккумуляторная батарея. Недолго­вечность всем хорошо известна: любой самый современный автомобильный аккумулятор рабо­тает не более трех-пяти лет. В чем же здесь дело? Давайте разберемся.

2.1. Общие сведения

Автомобильная аккумуляторная батарея (АКБ)1 — это обратимый (многократно заряжаемый) химичес­кий источник электрического тока, состоящий из ше­сти отдельных кислотно-свинцовых аккумуляторов, электрически соединенных последовательно и конст­руктивно скомпонованных в единый моноблок.

• По конструктивному исполнению (рис. 2.1) стар-терные АКБ подразделяют на: обслуживаемые, мало-обслуживаемые, необслуживаемые и монолитные.


Внешние отличительные признаки указанных че­тырех типов батарей следующие:

1. Обслуживаемая АКБ (рис. 2.1, а) имеет корпус­ной моноблок из черного эбонита, разделенный на несколько отдельных аккумуляторных банок. В каждую банку помещается один аккумуляторный элемент аккумулятор) борнами (токовыми выводами) вверх. Каждый аккумулятор накрывается защитной пласт­массовой пластиной с двумя отверстиями под борны и с одним центральным резьбовым отверстием под пробку для заливки электролита. Поверх пластины ак­кумулятор заливается разогретой до текучего состоя­ния термопластичной массой, например битумной ма­стикой. Выступающие вверх токовые выводы (борны) соединяются наружными свинцовыми перемычками, которые припаиваются к борнам. Соединения выпол­няются так, чтобы все аккумуляторы оказались соеди­ненными последовательно. На краевые борны напаиваются полюсные выводы (свинцовые выходные клеммы) батареи, которые имеют конусную форму и разные диаметры у вершины и основания.

Конструкция обслуживаемой АКБ позволяет про­водить проверку технического состояния каждого ак­кумулятора в отдельности (по плотности электролита и разрядному току на контрольную вилку) и в случае его выхода из строя — заменять на новый аккумуляторный элемент.

К основным недостаткам обслуживаемой АКБ отно­сятся: большие габариты и вес (в основном из-за при­менения тяжелого и массивного эбонитового корпуса); повышенное омическое сопротивление батареи (в том числе из-за наличия протяженных наружных соедине­ний); вероятность саморазряда по грязевым мостикам на наружных соединениях; наличие возможности про­сечек и испарения электролита через пробки.

2.Малообслуживаемая АКБ (рис. 2.1, б) собирается в полупрозрачном пластмассовом корпусном моноблоке (из полипропиленовой или полиэтиленовой термопластмассы) с применением внутренних соединений между отдельными аккумуляторами под общей герметичной крышкой. Это уменьшает габариты и
вес АКБ, а также исключает случайный саморазряд по внешним грязевым мостикам.

Каждый аккумулятор имеет отдельную заливную пробку, что позволяет контролировать его состояние то плотности и уровню электролита. Внутреннее сопротивление меньше, чем у обслуживаемых АКБ.

Главный недостаток малообслуживаемой АКБ — не­возможность измерить напряжение на каждом аккумуляторном элементе в отдельности и исключительная тудоемкость при его замене на новый аккумулятор.

3. Необслуживаемая АКБ (рис. 2.1, в) принципиально отличается от малообслуживаемой отсутствием пробок для заливки электролита и наличием на корпусе индикатора заряженности. Имеется также вентиляционный клапан. Батарея заправляется электролитом на заводе-изготовителе. Внутренние соединение
заполняются через стенки аккумуляторных банок. Необслуживаемая АКБ считается неремонтопригодной.
Основное преимущество — повышение эксплуатационной надежности из-за исключения потребности в доливке и в контроле за уровнем электролита и как следствие — более длительный срок службы.

4. Монолитная АКБ (рис. 2.1, г) — это новый тип автомобильной аккумуляторной батареи, созданный с применением ленточных электродов, которые после сборки аккумуляторных элементов и пропитки электро­литом сворачиваются в трубки. Основные внешние от­личия — аккумуляторы имеют цилиндрическую форму и внешние соединения с обеих сторон аккумуляторных цилиндров. Главные преимущества: малогабаритность, значительное увеличение тока холодной прокрутки, долговечность. Недостаток — высокая стоимость.

Основное назначение АКБ на борту автомоби­ля — это работа на электростартер при пуске двигате­ля внутреннего сгорания (ДВС). Именно поэтому ее ча­сто называют стартерной аккумуляторной батареей.

В исправной автомобильной стартерной батарее отдельные аккумуляторы совершенно идентичны. Это позволяет рассматривать устройство и работу батареи на примере одного аккумулятора.

Каждый аккумулятор в АКБ представляет собой активную электрохимическую систему:

[-Pb][H2S04 + Н20][+РЬ02], (2.1)

включающую в себя пластины из губчатого свинца РЬ и пластины из двуокиси свинца РЬ02, которые разделены друг от друга сепараторами, помещены в кислотостойкую аккумуляторную банку и залиты сер­нокислотным электролитом H2S04 + Н20.

В общем случае электролит — это жидкое, желе­образное или даже твердое химическое соединение, обладающее ярко выраженной ионной электропро­водностью. В таких веществах имеет место электро­литическая диссоциация, т.е. полный или частичный распад растворенного вещества на ионы вследствие его взаимодействия с растворителем.

В автомобильных аккумуляторах электролитом явля­ется 30%-ный водный раствор серной кислоты H2S04 в дистиллированной воде Н20 с массовой концентрацией в 28...40% и с плотностью 1,21. ..1,31 г/см3. Рабо­чая температура для такого сернокислотного электро­лита лежит в интервале -30...+50°С.

Конструктивно каждый аккумулятор содержит не­сколько положительных и несколько отрицательных пластин, которые по знаку полярности собраны в полублоки. Таким образом, каждый полублок представ­ляет собой аккумуляторный электрод, набранный из параллельно соединенных пластин. При сборке акку­мулятора полублоки вдвигаются друг в друга и тем са­мым образуют аккумуляторный моноблок. Внутри мо­ноблока все пластины разделены сепараторами.

Классическая конструкция аккумуляторного моно­блока показана в правой части рис. 2.1, а. Аналогич­ную конструкцию пластинчатых электродов имеют все современные батареи (рис. 2.1, б, в), кроме мо­нолитных. Известные конструкции электродов моно­литных аккумуляторов представляют собой длинные тонкие свинцовые ленты, между которыми проложе­ны пропитанные электролитом ленточные сепарато­ры, и все это свернуто в трубку (рис. 2.1, г).


2.2. Устройство аккумулятора

Как положительные, так и отрицательные пласти­ны аккумулятора содержат внутри жесткий каркас, выполненный в виде тонкой сетчатой решетки из ле­гированного сурьмой, мышьяком, кадмием, оловом или кальцием свинцового сплава, что делает решет­ку жесткой. Свинцовые решетки выполняют также роль внутренних электросоединителей. Оптимальная толщина свинцовых решеток в современных аккуму­ляторах не превышает 1,2 мм для отрицательных и 1,5 мм для положительных электродных пластин. Масса решеток составляет около половины от пол­ной массы электродов.

В ячейки решеток вмазываются пастообраз­ные активные массы.

Активная масса отрицательных пластин — губчато-пористый свинец РЬ с диаметром пор не более 5 мкм, а положительных пластин — мелкопористая двуокись свинца РЬ02 с ячейками 10...15 мкм.

Активные массы для электродных пластин форми­руются из свинцовых порошков сурика РЬ304 и глета РЬО, которые растираются в слабом водном раство­ре (5...8%) серной кислоты до пастообразного состо­яния. Приготовленные таким образом пасты вмазы­ваются в ячейки свинцовых решеток. Решетки су­шатся и формуются постоянным электрическим то­ком, в результате чего на пластинах с суриком обра­зуется красно-коричневая положительно сухозаря-женная двуокись свинца РЬ02, а на пластинах с гле­том — серо-бурая, отрицательно заряженная свинцо­вая губчатая поверхность. Адгезия (сцепление) ак­тивных масс с решетками достаточно высокая и при заливке аккумулятора электролитом еще несколько повышается за счет химического спекания.

Для увеличения площади соприкосновения электро­лита с электродами активные массы имеют пористую структуру. Такая структура на положительных пласти­нах РЬ02 создается добавлением в сурик РЬ304 расши­рительных волокон, например из полипропилена. По­мимо расширения, волокна армируют двуокись свин­ца. На отрицательных пластинах пористость создается вспениванием микрочастиц порошкового глета РЬО при его электротермическом преобразовании в губча­тый свинец в присутствии микрозернистого, например гуматного, расширителя и сернокислого бария BaS04.

Сразу после изготовления электродных пластин пористые ячейки в активных массах непроницаемы, так как между пустотами остаются тонкие пленочные перегородки. После первичной заливки аккумулято­ра пленочные перегородки протравливаются серной кислотой, что приводит к образованию микрокана­лов для проникновения электролита в глубину актив­ных масс. При этом в губчатом свинце образуются микроканалы с проходным сечением в 20...25 мкм2, а в массе двуокиси свинца, наполненной волокнис­тым расширителем, каналы достигают сечений в 250 мкм2. Микроканалы увеличивают рабочую по­верхность электродных пластин в 50-80 раз по срав­нению с их геометрическими размерами.

Технология изготовления ленточных электродов для трубчатых аккумуляторов аналогична производст­ву оксидных конденсаторов. Однако состав свинцо­вых сплавов для электродных лент и состав веществ для активных реагентов разработчиком и фирмами-изготовителями не публикуются.

• Сепаратор, расположенный между электродны­ми пластинами, — это легко проницаемая для элект­ролита и легко им смачиваемая сетчатая или крупно­пористая пластина из кислотостойкого изоляционно­го материала. В качестве сепараторов используются, например, полихлорвиниловые пористые пластины (мипласт), сетчатые пластины из тонкого листового эбонита (мипор). Для монолитных аккумуляторов в качестве сепараторов применяют натуральный шелк-сырец на стекловолоконной подоснове или стекло-войлок. Такие сепараторы обладают высокой гигро­скопичностью и легко сворачиваются в трубки.


2.3. Электрохимические процессы в аккумуляторе

Электрохимическую систему [-Pb][H2S04 + Н20][+РЬ02] свинцово-кислотного аккумулятора конструктивно можно представить в виде двух электродных пластин +РЬ02 и -РЬ, опущенных в банку с сернокислотным электролитом H2S04 (рис. 2.2).

• Из химии хорошо известно, что если свинцовую пластину опустить в раствор серной кислоты, то на ее поверхности начнет протекать химическая реакция растворения. Отходными продуктами этой реакции станут сульфат свинца PbS04 и атомарный водород Н:

РЬ + H2S04 → PbS04 + 2Н↑. (2.2)

Аналогичная реакция растворения будет иметь место и на поверхности пластины, которая покрыта двуокисью свинца:

РЬ02 + H2S04 → PbS04 + Н20 + О↑. (2.3)

Здесь отходные продукты — все тот же сульфат свинца, вода и свободный кислород. Стрелки вверх (↑) указывают на наличие газовыделения.

Однако химические уравнения (2.2) и (2.3) не со­держат информации о промежуточных электрохи­мических процессах, которые приводят к появле­нию электрических потенциалов на электродных пластинах аккумулятора.

Восполним этот пробел следующими замечаниями.

Появление электрической разности потенциалов в любом химическом источнике тока связано с про­теканием в нем окислительно-восстановительной ре­акции, при которой активное вещество отрицатель­ного электрода отдает электроны, т.е. окисляется, а активное вещество положительного электрода при­нимает электроны и тем самым восстанавливается. Вещество, отдающее электроны, называется восста­новителем электрохимической системы, а вещество, принимающее электроны — окислителем. При этом и окислитель, и восстановитель предварительно рас­творяются электролитом.

На положительной пластине (на окислителе) по­следовательность процесса растворения и появле­ния электрического потенциала связана с восстанов­лением ионов свинца РЬ4+ из двуокиси РЬ02 свинца. Сначала серная кислота, взаимодействуя с дистилли­рованной водой, диссоциирует, т.е. распадается на положительные ионы Н+ водорода и на отрицатель­ные ионы HS04- серной кислоты: (H2S04) Н20→ (HS04- + Н+) Н20. При этом электролитическая диссо­циация кислоты приводит к появлению свободных но­сителей зарядов в электролите:

H2S04 + Н20 = HSO4- + ЗН+ + 2е + О.

Ионизированный раствор серной кислоты HS04- является активным растворителем металлов и их окислов. Поэтому на пластине [+РЬ02] частично растворяется двуокись свинца с образованием сульфата свинца и двух молекул химически актив­ной воды:


Pb02 + (HS04- + ЗН+ + 2е) = PbS04 + 2Н20.

Молекулы Н20, только что вышедшие из химичес­кой реакции, обладающие свойствами агрессивного растворителя, интенсивно взаимодействуют с дву­окисью свинца, в результате чего образуются четы­рехвалентные ионы РЬ4+ свинца и одновалентные ио­ны ОН- гидроксилов: Pb02 + 2Н20 = Pb4+ + 40Н . Тя­желые ионы свинца не покидают пластину РЬ02 и за­ряжают ее положительно, а ионы ОН-, оставаясь в растворе, заряжают граничную зону электролита от­рицательно.

Общее уравнение, описывающее электрохимиче­ские процессы и равновесие электрических зарядов на положительной пластине, имеет следующий вид:

2РЬ02 + H2S04 + Н20 = 2РЬ02 + [HS04 + 3H++ О + 2е] = [PbS04 + Pb4+] + [40Н- + О] (2.4)

где [PbS04 + Pb4+] — реагенты на пластине РЬ02; [40Н- + 0] — реагенты электролитного раствора.

Из уравнения (2.4) видно, что в процессе электро­литического растворения пластина РЬ02 получает по­ложительный заряд, а раствор электролита относи­тельно пластины РЬ02 - отрицательный.

Возникающая таким образом разность потенциа­лов, достигая определенных значений, прекращает растворение активной массы РЬ02, так как при этом наступает нейтрализация сил электролитического рас­творения силами электростатического поля. Энергия химических реакций растворения двуокиси свинца переходит в энергию электрического потенциала ср+0.

Уравнение (2.4) наглядно проиллюстрировано рис. 2.3, который представляет собой топограмму гра­ничной зоны у положительной пластины +РЬ02 и отоб­ражает следующее:

  • Электролит (H2S04 + Н20) смачивает поверх­ность положительного электрода (блок а).

  • Происходит диссоциация кислоты, и ионизиро­ванная серная кислота HS04" растворяет активную массу 2РЬ02. Свободный кислород О пузырьками вы­деляется в электролит (блок б).

  • При растворении активной массы образуются молекулы воды Н20 и сульфат свинца PbS04. Суль­фат оседает на поверхность пластины РЬ02 (блок в).

  • Молекулы воды, только что вышедшие из реак­ции, активно растворяют двуокись свинца РЬ02 на поверхности положительной пластины (блок г).

  • При растворении из двуокиси РЬ02 свинца вос­станавливается чистый свинец в виде четырехва­лентных ионов РЬ4+, которые остаются на поверхно­сти пластины РЬ02 и заряжают ее положительно; ио­ны ОН" гидроксильных групп образуют условную по­верхность граничной зоны и тем самым заряжают электролит отрицательно (блок д).

  • Возникшая разность потенциалов (блок е) на­зывается равновесным потенциалом положительно­

  • го электрода, или просто электродным потенциалом

  • На отрицательной пластине (на восстановителе) имеет место электролитическое растворение свинца, при котором губчатый свинец окисляется до четырех­валентного иона РЬ4+. В растворении участвует сер­ная кислота. Свинец расщепляется на положитель­ные ионы РЬ4+, которые выпадают в раствор элект­ролита и заряжают его положительно. Образовавши­еся свободные электроны остаются на поверхности свинцовых пластин, которые таким образом приоб­ретают отрицательный заряд. Возникает разность потенциалов ф_ = ф0" - ф+р в граничной зоне у отри­цательных пластин аккумулятора, которая называет­ся равновесным потенциалом отрицательного элект­рода, или электродным потенциалом ф_. Когда потен­циал ф_ уравновешивает силы растворения, электро­литический процесс прекращается. Энергия химиче­ской реакции растворения губчатого свинца перехо­дит в энергию электрического потенциала ф.

  • Общее уравнение химической реакции и электриче­ского равновесия у отрицательных пластин имеет вид:

  • 2Pb + H2S04 → PbS04 + 2е + 2Н+ + РЬ4+ + 4е → [PbS04 + 4е] + [РЬ4+ + Н2], (2.5)

  • где [PbS04 + 4е] — реагенты на отрицательно заря­женной пластине РЬ; [РЬ4+ + Н2] — реагенты в поло­жительно заряженном электролитном растворе.

  • Уравнение (2.5) графически пояснено топограм-мой граничной зоны у отрицательной пластины -РЬ (рис. 2.4).

  • Так происходит первичное накопление положи­тельных электрических зарядов на пластинах РЬ02 и отрицательных зарядов — на пластинах РЬ после первичной заливки аккумулятора сернокислотным электролитом.

  • Разность потенциалов между электродами — есть электродвижущая сила (ЭДС) Еа аккумулятора. Она определяется как разность значений электродных по­тенциалов Еа = ф+ - ф_ у противоположных пластин, которая для свинцово-кислотных аккумуляторов в обычных условиях в среднем равна 2,1 В. Так как чис­ло аккумуляторов в АКБ равно шести, ЭДС залитой су-хозаряженной автомобильной батареи равна 12,6 В.

  • Из сказанного ясно, что первично сформирован­ная ЭДС аккумуляторной батареи не является следст­вием ее заряда от внешнего источника электричес­кой энергии, а есть результат начальных электрохи­мических превращений в сухозаряженной АКБ при ее заливке электролитом. Спустя два-три часа после заливки батарея набирает 80...90% номинальной ем­кости и готова к эксплуатации без подзарядки. Полу­чается так: в аккумуляторе при его заливке электро­литом часть активных масс и серной кислоты расхо­дуется на первичное формирование разности потен­циалов между электродами, тем самым аккумулятор приводится в рабочее состояние. На это затрачива­ется часть от номинальной емкости аккумулятора (не более 5%), которая быстро восстанавливается в пер­вом зарядном цикле. В необслуживаемых и монолит­ных АКБ заправка электролитом производится в за­водских условиях, где после этого емкость батареи доводится до номинальной.

  • 2.4. Первичный разряд аккумулятора

  • В каждом аккумуляторе полностью заряженной батареи еще до подключения ее к внешней нагруз­ке на положительных электродах сосредоточено зна­чительное количество четырехвалентных ионов РЬ4+ свинца (см. уравнение 2.4), а на отрицательных эле­ктродах — значительное количество свободных эле­ктронов (уравнение 2.5). В электролите в граничных зонах электродов сосредотачиваются ионы гидроксильных групп ОН (у пластин РЬ02) и ионы свинца РЬ4+ (у пластин РЬ). Такое состояние является состо­янием устойчивого электрохимического равновесия

  • и может сохраняться в аккумуляторе достаточно долго. Но как только внешняя электрическая цепь будет замкнута, под действием ЭДС аккумулятора начнется движение свободных электронов через нагрузку от минусовой клеммы аккумулятора к плюсовой также свободных ионов внутри аккумулятора через электролит.

  • Так возникает электрический ток IР разряда аккумулятора. На положительных электродах под дейст­вием излишка приходящих электронов начинается восстановление четырехвалентных ионов свинца до двухвалентного состояния: Pb4+ + 2е = РЬ2+. На отрицательных электродах под действием истечения уходящих электронов будет иметь место окисление губчатого свинца: РЬ - 2е = РЬ2+.

  • 2.5. Заряд аккумулятора от внешнего источника тока

  • Совершенно очевидно, что электрическая энер­гия электродных потенциалов, первоначально полу­ченная в аккумуляторе за счет его заливки электро­литом, рано или поздно истощится. Это может про­изойти как от работы аккумулятора на полезную на­грузку, так и от длительного его хранения за счет са­моразряда. В этом смысле аккумуляторы ничем не отличаются от одноразовых гальванических элемен­тов, которые относят к химическим источникам тока (ХИТ) первого рода.

  • Однако, электрохимическая система [-Pb][H2S04 + Н20][+РЬ02] аккумулятора обладает свойствами восстановления химических реагентов под воздействием обратного тока от внешнего источника электрической энергии. При этом внешняя электричес­кая энергия превращается в потенциальную химичес­кую энергию восстановленных реагентов. Химические источники тока, обладающие свойством вновь заря­жаться от внешнего зарядного устройства, относятся к ХИТ второго рода. В таких источниках имеет место не накопление электрической энергии в виде энергии за­рядов в конденсаторе, а аккумуляция, т.е. обратное со­бирание в элементах электрохимической системы хи­мически активных реагентов, ранее растраченных на токообразование в прямом направлении.

  • На отрицательной пластине РЬ обратное электро­химическое преобразование при заряде аккумулято­ра протекает по следующей закономерности:

  • PbS04 + Н20 → H2S04 + РЬ + 0↓,

  • а на положительной пластине РЬ02:

  • PbS04 + 2Н20 → H2S04 + РЬ02 + 2H

  • Стрелки вниз (↓) указывают на перемещение ре­агентов в электролите.

  • Данные химические реакции протекают под воз­действием внешнего электрического тока от заряд­ного устройства, что вначале приводит к разложе­нию сульфата свинца на ионы:

  • PbS04 + Н20 → Pb2+ + S042- + Н20 — на отрица­тельной пластине;

  • PbS04 + 2Н20 → Pb2+ + S042- + 2Н20 — на поло­жительной пластине.

  • Далее на отрицательной пластине двухвалентный свинец нейтрализуется поступившими от зарядного устройства электронами и происходит восстановле­ние губчатого свинца: РЬ2+ + 2е = РЬ. Одновременно образуется серная кислота и отрицательный ион О2- кислорода: Н20 + S042- = H2S04 + О2-.

  • На положительной пластине при избытке воды двухвалентный ион свинца отдает два электрона во внешнюю цепь (зарядному устройству) и доокисляется до четырехвалентного иона РЬ4+, который вступа­ет в реакцию с водой и соединяется с двумя ионами атомарного кислорода 202-, за счет чего восстанав­ливается активная масса положительной пластины:

  • РЬ4+ + 2Н20 = РЬ02 + 4Н+.

  • Здесь так же образуется серная кислота в элект­ролите и два иона водорода:

  • + + S042-→ H2S04 + 2Н+.

  • Ионизированные атомы кислорода, образовав­шиеся у отрицательной пластины, и ионизирован­ные атомы водорода, образовавшиеся у положи­тельной пластины, в современных необслуживаемых аккумуляторах перемещаются в электролите в про­тивоположных направлениях: отрицательные ионы О2- кислорода к положительной пластине +РЬ02, а положительные ионы Н+ водорода — к отрицатель­ной пластине -РЬ. На положительных пластинах от­рицательные ионы кислорода отдают электроны и переходят в атомарный кислород: 02- - 2е = О. На отрицательных пластинах положительные ионы во­дорода нейтрализуются свободными электронами 2Н+ + 2е = Н2, что приводит к «дефициту» электро­нов на отрицательном электроде, и как следствие — к постепенному уменьшению тока заряда. Далее на пластинах происходит накопление ионов до тех пор, пока созданный ими дополнительный электродный потенциал не повысит напряжение на клеммах акку­мулятора до запорного значения U3 = 2,5...2,7 В. При этом внутреннее сопротивление аккумулятора резко возрастет, а ток заряда практически прекра­тится. Наступает состояние полного заряда (полного восстановления активных реагентов) аккумулятора. После этого вся энергия электрического тока от за­рядного устройства начнет затрачиваться только на разложение воды на водород и кислород: Н20 → 2Н + О. В прежних конструкциях аккумулято­ров в конце заряда имело место интенсивное газо­выделение, что являлось признаком окончания про­цесса заряда. В современных необслуживаемых и монолитных аккумуляторах газовыделение не проис­ходит, так как наступает эффект запирания заряд­ного тока в начале газовыделения.

  • Общее токообразующее уравнение химических пре­вращений в аккумуляторе при его заряде примет вид:

  • 2PbS04 + [ЗН20 + H2S04] (заряд) →Pb02 + Pb+ [3H2S04 + Н20]. (2.7)

  • Из выражения 2.7 видно, что в процессе заряда аккумулятора восстанавливаются не только реагенты, но и увеличивается концентрация серной кислоты: в электролите свободных молекул воды становится меньше, а молекул серной кислоты больше. Ясно, что при этом увеличивается плотность электролита, кото­рая может служить мерой заряженное™ аккумулятора.

  • 2.6. Обратимость процессов в аккумуляторе

  • Токообразующее уравнение 2.7 показывает, что свинцово-кислотный аккумулятор при заряде не на­капливает электрическую энергию, а преобразует ее в число молекул химически активных реагентов. При разряде химическая энергия реагентов в процессе реакции растворения переходит в электрическую энергию электродных потенциалов, которая и созда­ет ЭДС аккумулятора. В уравнении 2.7 из правой и левой части можно исключить по одной молекуле во­ды Н20 и по одной молекуле серной кислоты H2S04. Тогда станет очевидным, что выражения 2.6 и 2.7 совершенно идентичны, но направления описывае­мых ими электрохимических превращений противо­положны. Это означает, что химические реакции разряда и заряда взаимообратимы, и для их обрати­мости необходимо и достаточно поменять направле­ние тока внутри аккумулятора.

  • Тогда разрядно-зарядному циклу химических пре­вращений в аккумуляторе будет отвечать уравнение общей токообразующей реакции:

  • РЬ + 2H2S04 + РЬ02 (заряд)

  • (разряд) → 2Pb S04 + 2Н20. (2.8)

  • Формула 2.8 отображает обратимость химичес­ких процессов, происходящих в аккумуляторе, что было впервые описано теорией двойной сульфата-ции еще в 1883 г. Д. Гладстоном и А. Трайбом. Эта теория применительно к свинцово-кислотным аккуму­ляторам говорит о том, что когда аккумулятор разря­жается, часть активных химических реагентов пере­ходит в сульфат свинца и в воду. При заряде аккуму­лятора химические реакции протекают в обратном направлении и активные реагенты восстанавливают­ся. Однако следует иметь в виду, что полного восста­новления активных масс во время заряда не проис­ходит даже в совершенно новом аккумуляторе и да­же при идеальных условиях заряда. От цикла к циклу на электродах в АКБ накапливается сернокислый свинец (сульфат), и рано или поздно батарея оконча­тельно выходит из строя. Этому же способствует и так называемый саморазряд аккумулятора, который невозможно исключить полностью.

1

3