Глава 2
АВТОМОБИЛЬНЫЕ АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ
Из всех электротехнических устройств современного высоконадежного и долговечного легкового автомобиля аккумуляторная батарея — самое ненадежное и недолговечное. Низкая надежность наиболее отчетливо проявляется зимой при попытке запустить промерзший двигатель в те дни, когда температура воздуха не превышает -30°С. К сожалению, двигатель может и не завестись. Виной тому, как правило, аккумуляторная батарея. Недолговечность всем хорошо известна: любой самый современный автомобильный аккумулятор работает не более трех-пяти лет. В чем же здесь дело? Давайте разберемся.
2.1. Общие сведения
Автомобильная аккумуляторная батарея (АКБ)1 — это обратимый (многократно заряжаемый) химический источник электрического тока, состоящий из шести отдельных кислотно-свинцовых аккумуляторов, электрически соединенных последовательно и конструктивно скомпонованных в единый моноблок.
• По конструктивному исполнению (рис. 2.1) стар-терные АКБ подразделяют на: обслуживаемые, мало-обслуживаемые, необслуживаемые и монолитные.
Внешние отличительные признаки указанных четырех типов батарей следующие:
1. Обслуживаемая АКБ (рис. 2.1, а) имеет корпусной моноблок из черного эбонита, разделенный на несколько отдельных аккумуляторных банок. В каждую банку помещается один аккумуляторный элемент аккумулятор) борнами (токовыми выводами) вверх. Каждый аккумулятор накрывается защитной пластмассовой пластиной с двумя отверстиями под борны и с одним центральным резьбовым отверстием под пробку для заливки электролита. Поверх пластины аккумулятор заливается разогретой до текучего состояния термопластичной массой, например битумной мастикой. Выступающие вверх токовые выводы (борны) соединяются наружными свинцовыми перемычками, которые припаиваются к борнам. Соединения выполняются так, чтобы все аккумуляторы оказались соединенными последовательно. На краевые борны напаиваются полюсные выводы (свинцовые выходные клеммы) батареи, которые имеют конусную форму и разные диаметры у вершины и основания.
Конструкция обслуживаемой АКБ позволяет проводить проверку технического состояния каждого аккумулятора в отдельности (по плотности электролита и разрядному току на контрольную вилку) и в случае его выхода из строя — заменять на новый аккумуляторный элемент.
К основным недостаткам обслуживаемой АКБ относятся: большие габариты и вес (в основном из-за применения тяжелого и массивного эбонитового корпуса); повышенное омическое сопротивление батареи (в том числе из-за наличия протяженных наружных соединений); вероятность саморазряда по грязевым мостикам на наружных соединениях; наличие возможности просечек и испарения электролита через пробки.
2.Малообслуживаемая АКБ (рис. 2.1, б) собирается в полупрозрачном пластмассовом корпусном моноблоке (из полипропиленовой или полиэтиленовой термопластмассы) с применением внутренних соединений между отдельными аккумуляторами под общей герметичной крышкой. Это уменьшает габариты и
вес АКБ, а также исключает случайный саморазряд по внешним грязевым мостикам.
Каждый аккумулятор имеет отдельную заливную пробку, что позволяет контролировать его состояние то плотности и уровню электролита. Внутреннее сопротивление меньше, чем у обслуживаемых АКБ.
Главный недостаток малообслуживаемой АКБ — невозможность измерить напряжение на каждом аккумуляторном элементе в отдельности и исключительная тудоемкость при его замене на новый аккумулятор.
3. Необслуживаемая АКБ (рис. 2.1, в) принципиально отличается от малообслуживаемой отсутствием пробок для заливки электролита и наличием на корпусе индикатора заряженности. Имеется также вентиляционный клапан. Батарея заправляется электролитом на заводе-изготовителе. Внутренние соединение
заполняются через стенки аккумуляторных банок. Необслуживаемая АКБ считается неремонтопригодной.
Основное преимущество — повышение эксплуатационной надежности из-за исключения потребности в доливке и в контроле за уровнем электролита и как следствие — более длительный срок службы.
4. Монолитная АКБ (рис. 2.1, г) — это новый тип автомобильной аккумуляторной батареи, созданный с применением ленточных электродов, которые после сборки аккумуляторных элементов и пропитки электролитом сворачиваются в трубки. Основные внешние отличия — аккумуляторы имеют цилиндрическую форму и внешние соединения с обеих сторон аккумуляторных цилиндров. Главные преимущества: малогабаритность, значительное увеличение тока холодной прокрутки, долговечность. Недостаток — высокая стоимость.
Основное назначение АКБ на борту автомобиля — это работа на электростартер при пуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Именно поэтому ее часто называют стартерной аккумуляторной батареей.
В исправной автомобильной стартерной батарее отдельные аккумуляторы совершенно идентичны. Это позволяет рассматривать устройство и работу батареи на примере одного аккумулятора.
Каждый аккумулятор в АКБ представляет собой активную электрохимическую систему:
[-Pb][H2S04 + Н20][+РЬ02], (2.1)
включающую в себя пластины из губчатого свинца РЬ и пластины из двуокиси свинца РЬ02, которые разделены друг от друга сепараторами, помещены в кислотостойкую аккумуляторную банку и залиты сернокислотным электролитом H2S04 + Н20.
В общем случае электролит — это жидкое, желеобразное или даже твердое химическое соединение, обладающее ярко выраженной ионной электропроводностью. В таких веществах имеет место электролитическая диссоциация, т.е. полный или частичный распад растворенного вещества на ионы вследствие его взаимодействия с растворителем.
В автомобильных аккумуляторах электролитом является 30%-ный водный раствор серной кислоты H2S04 в дистиллированной воде Н20 с массовой концентрацией в 28...40% и с плотностью 1,21. ..1,31 г/см3. Рабочая температура для такого сернокислотного электролита лежит в интервале -30...+50°С.
Конструктивно каждый аккумулятор содержит несколько положительных и несколько отрицательных пластин, которые по знаку полярности собраны в полублоки. Таким образом, каждый полублок представляет собой аккумуляторный электрод, набранный из параллельно соединенных пластин. При сборке аккумулятора полублоки вдвигаются друг в друга и тем самым образуют аккумуляторный моноблок. Внутри моноблока все пластины разделены сепараторами.
Классическая конструкция аккумуляторного моноблока показана в правой части рис. 2.1, а. Аналогичную конструкцию пластинчатых электродов имеют все современные батареи (рис. 2.1, б, в), кроме монолитных. Известные конструкции электродов монолитных аккумуляторов представляют собой длинные тонкие свинцовые ленты, между которыми проложены пропитанные электролитом ленточные сепараторы, и все это свернуто в трубку (рис. 2.1, г).
2.2. Устройство аккумулятора
Как положительные, так и отрицательные пластины аккумулятора содержат внутри жесткий каркас, выполненный в виде тонкой сетчатой решетки из легированного сурьмой, мышьяком, кадмием, оловом или кальцием свинцового сплава, что делает решетку жесткой. Свинцовые решетки выполняют также роль внутренних электросоединителей. Оптимальная толщина свинцовых решеток в современных аккумуляторах не превышает 1,2 мм для отрицательных и 1,5 мм для положительных электродных пластин. Масса решеток составляет около половины от полной массы электродов.
В ячейки решеток вмазываются пастообразные активные массы.
Активная масса отрицательных пластин — губчато-пористый свинец РЬ с диаметром пор не более 5 мкм, а положительных пластин — мелкопористая двуокись свинца РЬ02 с ячейками 10...15 мкм.
Активные массы для электродных пластин формируются из свинцовых порошков сурика РЬ304 и глета РЬО, которые растираются в слабом водном растворе (5...8%) серной кислоты до пастообразного состояния. Приготовленные таким образом пасты вмазываются в ячейки свинцовых решеток. Решетки сушатся и формуются постоянным электрическим током, в результате чего на пластинах с суриком образуется красно-коричневая положительно сухозаря-женная двуокись свинца РЬ02, а на пластинах с глетом — серо-бурая, отрицательно заряженная свинцовая губчатая поверхность. Адгезия (сцепление) активных масс с решетками достаточно высокая и при заливке аккумулятора электролитом еще несколько повышается за счет химического спекания.
Для увеличения площади соприкосновения электролита с электродами активные массы имеют пористую структуру. Такая структура на положительных пластинах РЬ02 создается добавлением в сурик РЬ304 расширительных волокон, например из полипропилена. Помимо расширения, волокна армируют двуокись свинца. На отрицательных пластинах пористость создается вспениванием микрочастиц порошкового глета РЬО при его электротермическом преобразовании в губчатый свинец в присутствии микрозернистого, например гуматного, расширителя и сернокислого бария BaS04.
Сразу после изготовления электродных пластин пористые ячейки в активных массах непроницаемы, так как между пустотами остаются тонкие пленочные перегородки. После первичной заливки аккумулятора пленочные перегородки протравливаются серной кислотой, что приводит к образованию микроканалов для проникновения электролита в глубину активных масс. При этом в губчатом свинце образуются микроканалы с проходным сечением в 20...25 мкм2, а в массе двуокиси свинца, наполненной волокнистым расширителем, каналы достигают сечений в 250 мкм2. Микроканалы увеличивают рабочую поверхность электродных пластин в 50-80 раз по сравнению с их геометрическими размерами.
Технология изготовления ленточных электродов для трубчатых аккумуляторов аналогична производству оксидных конденсаторов. Однако состав свинцовых сплавов для электродных лент и состав веществ для активных реагентов разработчиком и фирмами-изготовителями не публикуются.
• Сепаратор, расположенный между электродными пластинами, — это легко проницаемая для электролита и легко им смачиваемая сетчатая или крупнопористая пластина из кислотостойкого изоляционного материала. В качестве сепараторов используются, например, полихлорвиниловые пористые пластины (мипласт), сетчатые пластины из тонкого листового эбонита (мипор). Для монолитных аккумуляторов в качестве сепараторов применяют натуральный шелк-сырец на стекловолоконной подоснове или стекло-войлок. Такие сепараторы обладают высокой гигроскопичностью и легко сворачиваются в трубки.
2.3. Электрохимические процессы в аккумуляторе
Электрохимическую систему [-Pb][H2S04 + Н20][+РЬ02] свинцово-кислотного аккумулятора конструктивно можно представить в виде двух электродных пластин +РЬ02 и -РЬ, опущенных в банку с сернокислотным электролитом H2S04 (рис. 2.2).
• Из химии хорошо известно, что если свинцовую пластину опустить в раствор серной кислоты, то на ее поверхности начнет протекать химическая реакция растворения. Отходными продуктами этой реакции станут сульфат свинца PbS04 и атомарный водород Н:
РЬ + H2S04 → PbS04 + 2Н↑. (2.2)
Аналогичная реакция растворения будет иметь место и на поверхности пластины, которая покрыта двуокисью свинца:
РЬ02 + H2S04 → PbS04 + Н20 + О↑. (2.3)
Здесь отходные продукты — все тот же сульфат свинца, вода и свободный кислород. Стрелки вверх (↑) указывают на наличие газовыделения.
Однако химические уравнения (2.2) и (2.3) не содержат информации о промежуточных электрохимических процессах, которые приводят к появлению электрических потенциалов на электродных пластинах аккумулятора.
Восполним этот пробел следующими замечаниями.
Появление электрической разности потенциалов в любом химическом источнике тока связано с протеканием в нем окислительно-восстановительной реакции, при которой активное вещество отрицательного электрода отдает электроны, т.е. окисляется, а активное вещество положительного электрода принимает электроны и тем самым восстанавливается. Вещество, отдающее электроны, называется восстановителем электрохимической системы, а вещество, принимающее электроны — окислителем. При этом и окислитель, и восстановитель предварительно растворяются электролитом.
На положительной пластине (на окислителе) последовательность процесса растворения и появления электрического потенциала связана с восстановлением ионов свинца РЬ4+ из двуокиси РЬ02 свинца. Сначала серная кислота, взаимодействуя с дистиллированной водой, диссоциирует, т.е. распадается на положительные ионы Н+ водорода и на отрицательные ионы HS04- серной кислоты: (H2S04) Н20→ (HS04- + Н+) Н20. При этом электролитическая диссоциация кислоты приводит к появлению свободных носителей зарядов в электролите:
H2S04 + Н20 = HSO4- + ЗН+ + 2е + О.
Ионизированный раствор серной кислоты HS04- является активным растворителем металлов и их окислов. Поэтому на пластине [+РЬ02] частично растворяется двуокись свинца с образованием сульфата свинца и двух молекул химически активной воды:
Pb02 + (HS04- + ЗН+ + 2е) = PbS04 + 2Н20.
Молекулы Н20, только что вышедшие из химической реакции, обладающие свойствами агрессивного растворителя, интенсивно взаимодействуют с двуокисью свинца, в результате чего образуются четырехвалентные ионы РЬ4+ свинца и одновалентные ионы ОН- гидроксилов: Pb02 + 2Н20 = Pb4+ + 40Н . Тяжелые ионы свинца не покидают пластину РЬ02 и заряжают ее положительно, а ионы ОН-, оставаясь в растворе, заряжают граничную зону электролита отрицательно.
Общее уравнение, описывающее электрохимические процессы и равновесие электрических зарядов на положительной пластине, имеет следующий вид:
2РЬ02 + H2S04 + Н20 = 2РЬ02 + [HS04 + 3H++ О + 2е] = [PbS04 + Pb4+] + [40Н- + О] (2.4)
где [PbS04 + Pb4+] — реагенты на пластине РЬ02; [40Н- + 0] — реагенты электролитного раствора.
Из уравнения (2.4) видно, что в процессе электролитического растворения пластина РЬ02 получает положительный заряд, а раствор электролита относительно пластины РЬ02 - отрицательный.
Возникающая таким образом разность потенциалов, достигая определенных значений, прекращает растворение активной массы РЬ02, так как при этом наступает нейтрализация сил электролитического растворения силами электростатического поля. Энергия химических реакций растворения двуокиси свинца переходит в энергию электрического потенциала ср+0.
Уравнение (2.4) наглядно проиллюстрировано рис. 2.3, который представляет собой топограмму граничной зоны у положительной пластины +РЬ02 и отображает следующее:
Электролит (H2S04 + Н20) смачивает поверхность положительного электрода (блок а).
Происходит диссоциация кислоты, и ионизированная серная кислота HS04" растворяет активную массу 2РЬ02. Свободный кислород О пузырьками выделяется в электролит (блок б).
При растворении активной массы образуются молекулы воды Н20 и сульфат свинца PbS04. Сульфат оседает на поверхность пластины РЬ02 (блок в).
Молекулы воды, только что вышедшие из реакции, активно растворяют двуокись свинца РЬ02 на поверхности положительной пластины (блок г).
При растворении из двуокиси РЬ02 свинца восстанавливается чистый свинец в виде четырехвалентных ионов РЬ4+, которые остаются на поверхности пластины РЬ02 и заряжают ее положительно; ионы ОН" гидроксильных групп образуют условную поверхность граничной зоны и тем самым заряжают электролит отрицательно (блок д).
Возникшая разность потенциалов (блок е) называется равновесным потенциалом положительно
го электрода, или просто электродным потенциалом
На отрицательной пластине (на восстановителе) имеет место электролитическое растворение свинца, при котором губчатый свинец окисляется до четырехвалентного иона РЬ4+. В растворении участвует серная кислота. Свинец расщепляется на положительные ионы РЬ4+, которые выпадают в раствор электролита и заряжают его положительно. Образовавшиеся свободные электроны остаются на поверхности свинцовых пластин, которые таким образом приобретают отрицательный заряд. Возникает разность потенциалов ф_ = ф0" - ф+р в граничной зоне у отрицательных пластин аккумулятора, которая называется равновесным потенциалом отрицательного электрода, или электродным потенциалом ф_. Когда потенциал ф_ уравновешивает силы растворения, электролитический процесс прекращается. Энергия химической реакции растворения губчатого свинца переходит в энергию электрического потенциала ф.
Общее уравнение химической реакции и электрического равновесия у отрицательных пластин имеет вид:
2Pb + H2S04 → PbS04 + 2е + 2Н+ + РЬ4+ + 4е → [PbS04 + 4е] + [РЬ4+ + Н2], (2.5)
где [PbS04 + 4е] — реагенты на отрицательно заряженной пластине РЬ; [РЬ4+ + Н2] — реагенты в положительно заряженном электролитном растворе.
Уравнение (2.5) графически пояснено топограм-мой граничной зоны у отрицательной пластины -РЬ (рис. 2.4).
Так происходит первичное накопление положительных электрических зарядов на пластинах РЬ02 и отрицательных зарядов — на пластинах РЬ после первичной заливки аккумулятора сернокислотным электролитом.
Разность потенциалов между электродами — есть электродвижущая сила (ЭДС) Еа аккумулятора. Она определяется как разность значений электродных потенциалов Еа = ф+ - ф_ у противоположных пластин, которая для свинцово-кислотных аккумуляторов в обычных условиях в среднем равна 2,1 В. Так как число аккумуляторов в АКБ равно шести, ЭДС залитой су-хозаряженной автомобильной батареи равна 12,6 В.
Из сказанного ясно, что первично сформированная ЭДС аккумуляторной батареи не является следствием ее заряда от внешнего источника электрической энергии, а есть результат начальных электрохимических превращений в сухозаряженной АКБ при ее заливке электролитом. Спустя два-три часа после заливки батарея набирает 80...90% номинальной емкости и готова к эксплуатации без подзарядки. Получается так: в аккумуляторе при его заливке электролитом часть активных масс и серной кислоты расходуется на первичное формирование разности потенциалов между электродами, тем самым аккумулятор приводится в рабочее состояние. На это затрачивается часть от номинальной емкости аккумулятора (не более 5%), которая быстро восстанавливается в первом зарядном цикле. В необслуживаемых и монолитных АКБ заправка электролитом производится в заводских условиях, где после этого емкость батареи доводится до номинальной.
2.4. Первичный разряд аккумулятора
В каждом аккумуляторе полностью заряженной батареи еще до подключения ее к внешней нагрузке на положительных электродах сосредоточено значительное количество четырехвалентных ионов РЬ4+ свинца (см. уравнение 2.4), а на отрицательных электродах — значительное количество свободных электронов (уравнение 2.5). В электролите в граничных зонах электродов сосредотачиваются ионы гидроксильных групп ОН (у пластин РЬ02) и ионы свинца РЬ4+ (у пластин РЬ). Такое состояние является состоянием устойчивого электрохимического равновесия
и может сохраняться в аккумуляторе достаточно долго. Но как только внешняя электрическая цепь будет замкнута, под действием ЭДС аккумулятора начнется движение свободных электронов через нагрузку от минусовой клеммы аккумулятора к плюсовой также свободных ионов внутри аккумулятора через электролит.
Так возникает электрический ток IР разряда аккумулятора. На положительных электродах под действием излишка приходящих электронов начинается восстановление четырехвалентных ионов свинца до двухвалентного состояния: Pb4+ + 2е = РЬ2+. На отрицательных электродах под действием истечения уходящих электронов будет иметь место окисление губчатого свинца: РЬ - 2е = РЬ2+.
2.5. Заряд аккумулятора от внешнего источника тока
Совершенно очевидно, что электрическая энергия электродных потенциалов, первоначально полученная в аккумуляторе за счет его заливки электролитом, рано или поздно истощится. Это может произойти как от работы аккумулятора на полезную нагрузку, так и от длительного его хранения за счет саморазряда. В этом смысле аккумуляторы ничем не отличаются от одноразовых гальванических элементов, которые относят к химическим источникам тока (ХИТ) первого рода.
Однако, электрохимическая система [-Pb][H2S04 + Н20][+РЬ02] аккумулятора обладает свойствами восстановления химических реагентов под воздействием обратного тока от внешнего источника электрической энергии. При этом внешняя электрическая энергия превращается в потенциальную химическую энергию восстановленных реагентов. Химические источники тока, обладающие свойством вновь заряжаться от внешнего зарядного устройства, относятся к ХИТ второго рода. В таких источниках имеет место не накопление электрической энергии в виде энергии зарядов в конденсаторе, а аккумуляция, т.е. обратное собирание в элементах электрохимической системы химически активных реагентов, ранее растраченных на токообразование в прямом направлении.
На отрицательной пластине РЬ обратное электрохимическое преобразование при заряде аккумулятора протекает по следующей закономерности:
PbS04 + Н20 → H2S04 + РЬ + 0↓,
а на положительной пластине РЬ02:
PbS04 + 2Н20 → H2S04 + РЬ02 + 2H↓
Стрелки вниз (↓) указывают на перемещение реагентов в электролите.
Данные химические реакции протекают под воздействием внешнего электрического тока от зарядного устройства, что вначале приводит к разложению сульфата свинца на ионы:
PbS04 + Н20 → Pb2+ + S042- + Н20 — на отрицательной пластине;
PbS04 + 2Н20 → Pb2+ + S042- + 2Н20 — на положительной пластине.
Далее на отрицательной пластине двухвалентный свинец нейтрализуется поступившими от зарядного устройства электронами и происходит восстановление губчатого свинца: РЬ2+ + 2е = РЬ. Одновременно образуется серная кислота и отрицательный ион О2- кислорода: Н20 + S042- = H2S04 + О2-.
На положительной пластине при избытке воды двухвалентный ион свинца отдает два электрона во внешнюю цепь (зарядному устройству) и доокисляется до четырехвалентного иона РЬ4+, который вступает в реакцию с водой и соединяется с двумя ионами атомарного кислорода 202-, за счет чего восстанавливается активная масса положительной пластины:
РЬ4+ + 2Н20 = РЬ02 + 4Н+.
Здесь так же образуется серная кислота в электролите и два иона водорода:
4Н+ + S042-→ H2S04 + 2Н+.
Ионизированные атомы кислорода, образовавшиеся у отрицательной пластины, и ионизированные атомы водорода, образовавшиеся у положительной пластины, в современных необслуживаемых аккумуляторах перемещаются в электролите в противоположных направлениях: отрицательные ионы О2- кислорода к положительной пластине +РЬ02, а положительные ионы Н+ водорода — к отрицательной пластине -РЬ. На положительных пластинах отрицательные ионы кислорода отдают электроны и переходят в атомарный кислород: 02- - 2е = О. На отрицательных пластинах положительные ионы водорода нейтрализуются свободными электронами 2Н+ + 2е = Н2, что приводит к «дефициту» электронов на отрицательном электроде, и как следствие — к постепенному уменьшению тока заряда. Далее на пластинах происходит накопление ионов до тех пор, пока созданный ими дополнительный электродный потенциал не повысит напряжение на клеммах аккумулятора до запорного значения U3 = 2,5...2,7 В. При этом внутреннее сопротивление аккумулятора резко возрастет, а ток заряда практически прекратится. Наступает состояние полного заряда (полного восстановления активных реагентов) аккумулятора. После этого вся энергия электрического тока от зарядного устройства начнет затрачиваться только на разложение воды на водород и кислород: Н20 → 2Н + О. В прежних конструкциях аккумуляторов в конце заряда имело место интенсивное газовыделение, что являлось признаком окончания процесса заряда. В современных необслуживаемых и монолитных аккумуляторах газовыделение не происходит, так как наступает эффект запирания зарядного тока в начале газовыделения.
Общее токообразующее уравнение химических превращений в аккумуляторе при его заряде примет вид:
2PbS04 + [ЗН20 + H2S04] (заряд) →Pb02 + Pb+ [3H2S04 + Н20]. (2.7)
Из выражения 2.7 видно, что в процессе заряда аккумулятора восстанавливаются не только реагенты, но и увеличивается концентрация серной кислоты: в электролите свободных молекул воды становится меньше, а молекул серной кислоты больше. Ясно, что при этом увеличивается плотность электролита, которая может служить мерой заряженное™ аккумулятора.
2.6. Обратимость процессов в аккумуляторе
Токообразующее уравнение 2.7 показывает, что свинцово-кислотный аккумулятор при заряде не накапливает электрическую энергию, а преобразует ее в число молекул химически активных реагентов. При разряде химическая энергия реагентов в процессе реакции растворения переходит в электрическую энергию электродных потенциалов, которая и создает ЭДС аккумулятора. В уравнении 2.7 из правой и левой части можно исключить по одной молекуле воды Н20 и по одной молекуле серной кислоты H2S04. Тогда станет очевидным, что выражения 2.6 и 2.7 совершенно идентичны, но направления описываемых ими электрохимических превращений противоположны. Это означает, что химические реакции разряда и заряда взаимообратимы, и для их обратимости необходимо и достаточно поменять направление тока внутри аккумулятора.
Тогда разрядно-зарядному циклу химических превращений в аккумуляторе будет отвечать уравнение общей токообразующей реакции:
РЬ + 2H2S04 + РЬ02 ←(заряд)
(разряд) → 2Pb S04 + 2Н20. (2.8)
Формула 2.8 отображает обратимость химических процессов, происходящих в аккумуляторе, что было впервые описано теорией двойной сульфата-ции еще в 1883 г. Д. Гладстоном и А. Трайбом. Эта теория применительно к свинцово-кислотным аккумуляторам говорит о том, что когда аккумулятор разряжается, часть активных химических реагентов переходит в сульфат свинца и в воду. При заряде аккумулятора химические реакции протекают в обратном направлении и активные реагенты восстанавливаются. Однако следует иметь в виду, что полного восстановления активных масс во время заряда не происходит даже в совершенно новом аккумуляторе и даже при идеальных условиях заряда. От цикла к циклу на электродах в АКБ накапливается сернокислый свинец (сульфат), и рано или поздно батарея окончательно выходит из строя. Этому же способствует и так называемый саморазряд аккумулятора, который невозможно исключить полностью.
-
1
3