СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция "Формирование метапредметных результатов обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция "Формирование метапредметных результатов обучения"

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Формирование метапредметных результатов обучения"»

Формирование метапредметных результатов обучения

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов.

Формирование читательской грамотности

Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в начальной и основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное. Не секрет, что уровень владения чтением – общим умением (как говорили раньше) или метапредметным умением (как принято называть по-новому) – у многих учеников оставляет желать лучшего. Почему так?

В практтике массовой школы чтение, как правило, понимается как декодирование – перевод букв в звуки и слова, а умение читать оссоцируется лишь с чтением вслух. Возникают вопросы: может ли чтеие быть бессмысленным и что есть «смысловое чтение»?

В международных исследованиях PIRLS (начальная школа) и PISA (основная школа) наряду с определеним уровня математических и естественнонаучных умений учащихся изучаются и читательские умения, т.е. читательская грамотность.

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида (Г.А.Цукерман).

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные текста, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (авторы PISA).

Результаты российских школьников по развитию метапредметного умения «читательская грамотность»: начальная школа – 2 место в мире, основная школа – 40 место в мире.

При исследовании читательской грамотности изучаются репродуктивные и продуктивные умения учащихся.

Репродуктивные умения (отбирать содержание учебного материала, кодировать учебную информацию в форме конспекта, отбирать материал для конструирования вопросов, конструировать репродуктивные вопросы, отвечать на репродуктивные вопросы).

Продуктивные умения (конструировать проблемные вопросы, отвечать на проблемные вопросы, оценивать работу партнера, корректировать работу партнера, рационально разделять время в процессе самостоятельной работы).

В проводимых международных исследованиях приняо диагностировать три уровня читательской грамотности.

Уровни читательской грамотности (по PISA):

1 уровень – умение найти и извлечь информацию из текста;

2 уровень – умение интегрировать и интерпретировать прочитанную информацию;

3 уровень – осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения.

Рассмотрим примеры заданий первого уровня читательских умений.

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар

Эксперты Организации Объединенных Наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы от- ступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом.

Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители — Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей.

Исследования, проведенные в Непале и Бутане, показали, что начиная с середины 1970-х годов повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985-м в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера.

По материалам зарубежной печати

Тестовые задания

Лучшие альпинисты мира, и по совместительству экологи, изучали ...

1) последствия глобального потепления

2) причины глобального потепления


Лучшие альпинисты мира, и по совместительству экологи, изучали ...

1) последствия таяния гималайских ледников

2) причины таяния гималайских ледников


Лучшие альпинисты мира обнаружили признаки ...

1) предстоящего потепления

2) вступившего в силу потепления

Традиционные вопросы

  1. Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?

  2. Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?

  3. Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?

  4. Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах? …

  5. Сколько потенциально опасных озер было обнаружено в Непале и Бутане?

Итак, чтобы верно ответить на эти вопросы, достаточно сопоставить текст вопроса и заданный текст, но вовсе не обязательно понимать их географическое содержание, можно даже не знать, что такое Непал и Бутан и где они находятся, не понимать, в чем потенциальная опасность озер.

Второе читательское умение предполагает возможность интегрирования и интерпретации прочитанного. Учениками предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого необходимо суметь отличить главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (видовые и родовые, пространственные, временные, причинно-следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст. Все эти умения необходимы для целостного понимания текста.

Задание 2. Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.

  1. Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?

  2. Объясните, в чем заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане.

  3. Какие последствия вызовет переполнение ледниковых озер?

  4. Для кого переполнение озер представляет угрозу? В чем она заключается?

  5. Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия?

Тестовое задание

По результатам проведенного в горах исследования альпинисты представили информацию…

1) тревожную и неутешительную

2) занимательную и любопытную

3) занимательную, но тревожную

4) тревожную, но ошибочную

Третье читательское умение предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Умения осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию особенно востребовано при чтении электронных сообщений.

Задание 3. Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопрос.

Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?

Чтобы ответить на кажущийся не слишком сложным вопрос, необходимо, во-первых, выявить, какова эта оценка, какие аргументы используются для ее подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными…») во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться также ее аргументировать. обратим внимание, что в уже упомянутых аналитических материалах отмечается, что российские школьники «испытывают существенно большие, чем их сверстники, трудности в случаях, когда информация неоднозначна или когда предстоит отделить авторскую трактовку от собственной».

Все три читательских умения тесно взаимосвязаны, поэтому все они востребованы при выполнении учебных заданий.

Речевое развитие учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Коммуникативные умения являются одним из условий успешной социализации личности и в условиях школы одним из условий успешного обучения ученика. «В состав коммуникативных учебных действий принято включать: общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в устной и письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; работу в группе, т.е. умение организовать совместную деятельность, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации».

В соотвествии с требованиями ФГОС коммуникативные умения – один из планируемых метапредметных результатов обучения, над достижением которого следует работать кадому предметнику. Однако нельзя не отметить, что формирование коммуникативных умений – длительный процесс, который начинается в младенчестве и продолжается весь дошкольный и школьный период. В соотвествии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ученики уже в начальной школе должны овладеть коммуникативными умениями на достаточнои уровне. В связи со сказанным выше представляется, что овладение коммуникативными умениями учащимися основной школы в значительной степени является условием успешного обучения и достижения ими предметных результатов обучения.




4