СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция на тему "Международные и региональные организации по стандартизации"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассказывает о международных и региональных организациях по стандартизации, их структуре, организации работы, значимость. 

Просмотр содержимого документа
«Лекция на тему "Международные и региональные организации по стандартизации"»

Тема 2.8 Международная и региональная стандартизация

Международные и региональные организации по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН,

СЕНЭЛЕК, ЕТСИ, ИНСТА и др.):

структура, область деятельности, цели и задачи


Международная организация по стандартизации (ИСО)


ИСО (ISO) — Международная организация по стандартизации со­здана в 1946 г. и имеет неправительственный статус.

Главная цель ИСО (ISO) — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуа­льной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню.

Членами ISO являются национальные организации по стан­дартизации (не более одной от каждой страны). Неизменными структурными подразделениями ISO являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы (их более 2500), занимающиеся разработкой международных стандартов.

Деятельность ИСО распространяется на все области про­мышленности, кроме электротехники и электроники, находя­щихся в компетенции Международной электротехнической ко­миссии (МЭК).

Некоторые виды работ выполняются совместны­ми усилиями этих организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входит более 160 стран. Рос­сию представляет Росстандарт. Структура ИСО представлена на рисунке 1.

Рисунок 1


Генеральная ассамблея — это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных членами — комитетами, каждый из кото­рых имеет право представить не более трех человек, но их могут сопровождать наблюдатели. Член-корреспонденты и член-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Он имеет право, не созывая Генераль­ной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для кон­сультации или поручить комитетам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутст­вующих на заседании членов Совета.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов:

• ПЛАКО — техническое бюро;

• СТАКО — комитет по изучению научных принципов стан­дартизации;

• КАСКО — комитет по оценке соответствия;

• ИНФКО — комитет по научно-технической информации;

• ДЕВКО — комитет по оказанию помощи развивающимся странам;

• КОПОЛКО — комитет по защите интересов потребителей;

• РЕМКО — комитет по стандартным образцам.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработок меж­дународных стандартов.

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию рабо­ты ИСО, по организации и координации ее технических сторон.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучает практику этой деятельности и анализирует информацию.

ИНФКО занимается вопросами информационного обеспече­ния работ по стандартизации.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потре­бителей и возможности содействия этому через стандартизацию.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разра­ботки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).


Основные принципы разработки стандартов

1. Стандарты ИСО реагируют на потребности рынка

ИСО разрабатывает стандарт на просьбу со стороны промышленности и других заинтересованных сторон, таких как группы потребителей.

2. Стандарты ИСО основаны на глобальном экспертом мнении

Стандарты ИСО разрабатываются группой экспертов со всего мира, которые являются частью более крупной группы, называемой техническим комитетом.

3. Стандарты ИСО разрабатываются в рамках многостороннего процесса

Технические комитеты состоят из экспертов соответствующей отрасли, а также из представителей потребительских ассоциаций, научных кругов, неправительственных организаций и правительства.

4. В основе стандартов ИСО лежит консенсус

Стандарты ИСО разрабатываются на основе консенсуса, где принимаются во внимание комментарии от заинтересованных сторон.


Международная электротехническая комиссия (МЭК)


Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организа­ционные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены.

МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения.

Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Официальные языки МЭК — английский, французский и рус­ский.

Большинство стран—членов МЭК представлены в ней свои­ми национальными организациями по стандартизации.


Каждая страна в МЭК представлена национальным комите­том.

Основная цель организации, которая определена ее Уста­вом — содействие международному сотрудничеству по стандар­тизации в области электротехники и радиотехники с помощью разработки международных стандартов и других документов.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет — вы­сший руководящий орган МЭК.

Ежегодные заседания Совета, которые проводятся поочередно в разных странах МЭК, направ­лены на решение всего комплекса вопросов деятельности орга­низации. Решения принимаются простым большинством голо­сов. Президент имеет право решающего голоса, которое он реа­лизует в случае равного распределения голосов.

Основной координирующий орган МЭК — Комитет дейст­вий.

Он выявляет необходимость новых направлений работ, разраба­тывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет задания Совета.

Структура технических органов МЭК, непосредственно раз­рабатывающих международные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и ра­бочие группы (РГ).


В работе каждого ТК участвуют 15—25 стран. Наибольшее число секретариатов ТК и ПК ведут Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды. Россия ведет шесть секретариатов. Схема работы технического комитета МЭК представлена на рис. 2.3.

Комиссией принято более 2 тыс. международных стандартов. По содержанию они отличаются от стандартов ИСО большей конкретностью: в них изложены технические требования к про­дукции и методам ее испытаний, а также требования по безопас­ности, что актуально не только для объектов стандартизации МЭК, но и для сертификации на соответствие требованиям стандартов по безопасности.

Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией из­делий.


Европейская экономическая комиссия ООН



Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) созда­на в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. С 1951 г. основным направлением ее деятельности стало развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН.

Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартиза­ции и определении приоритетов в этой области.

Основной рабочий орган ЕЭК по проблемам стандартиза­ции, сертификации, качества — Рабочая группа.

В работе ЕЭК принимают участие:

• Комиссия по транспорту (разработка Правил ЕЭК ООН);

• Комитет по сельскому хозяйству;

• Комитет по лесу (стандартизация, контроль качества лес­ных товаров);

• Комитет по населенным пунктам (принятие единых норм качества строительной продукции);

• Комитет по развитию торговли (стандартизация торговых документов);

• Рабочая группа по углю (международные системы класси­фикации угля).


Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)



Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Членами ВОЗ являются более 180 государств, в том числе и Россия.

Цель ВОЗ — достижение всеми народами высшего уровня здоровья (физического, душевного и социального благосостоя­ния).

Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ, основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкой сети здравоохранения, оздоровлению окружающей среды.

Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандарти­зацией. Подразделения ВОЗ занимаются проблемами: здоровья и окружающей среды; защиты здоровья; фармакологии и токсикологии.

ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает уча­стие в работе более чем 40 технических комитетов.


Продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН — ФАО


Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО основана в 1945 г. как межправительственная специализи­рованная организация ООН. Членами ее являются около 160 го­сударств.

Цель организации — содействие подъему всеобщего благосостояния с помощью активных действий по поднятию уровня жизни народов, увеличению эффективности производст­ва и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.



Европейская организация по стандартизации (СЕН).

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК)


СЕН (CEN) — Европейская организация по стандартизации основана в 1961 г.

СЕНЭЛЕК (CENELEK) — Европейская организация по стандартизации в электронике основана в 1971 г.


Обе организации объединяют национальные организации экономических группировок стран Европы и определяют:

• порядок и формы использования национальных и между­народных стандартов;

• применимость национальных и международных стандар­тов без их переработки в европейские и контроль за со­блюдением.

Работа СЕН связана с разработкой стандартов по оборудова­нию газонефтепроизводств, сварке, металлопрокату, судострое­нию и т. п.

Членами СЕН являются национальные организации по стан­дартизации европейских государств.

Процесс стандартизации на европейском уровне включает планирование, разработку и принятие стандарта на основе со­гласия всех заинтересованных сторон.

Основная цель СЕН — содействие развитию торговли това­рами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах межправительственные организации, обеспечивая сотрудничест­во со всеми организациями, занимающимися стандартизацией.

Один из принципов работы СЕН — обязательное использо­вание международных стандартов ИСО как основы для разра­ботки евронорм.

Выбор приоритетного направления определяет­ся экономической необходимостью.

Программные комитеты составляют программу стандартиза­ции, принимают стандарты ИСО и МЭК в качестве европейских стандартов, разрабатывают европейские стандарты.

Кроме европейских норм, СЕН разрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV), направленные на устранение технических барьеров в торговле и на ускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новых товаров.

Работа СЕНЕЛЕК базируется на международных стандартах.

Члены СЕНЭЛЕК — страны Европы. Эти страны (кроме Люксембурга) представлены национальными электротехниче­скими комитетами и являются членами МЭК.

Цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехни­ческую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК направлены на созда­ние единого европейского рынка.

Задача СЕНЭЛЕК — устранение любых технических разли­чий между национальными стандартами, процедурами сертифи­кации и торговли товарами электротехнических отраслей и про­мышленности.

Региональные стандарты, принятые СЕН и СЕНЭЛЕК, могут иметь три формы:

• европейский стандарт (EN);

• документ по гармонизации (HD);

• предварительный стандарт (ENV).

Европейский стандарт СЕНЭЛЕК — это стандарт с согласо­ванным техническим текстом, принимаемый в Европе страна­ми-членами как национальный нормативный документ. Запре­щается вносить какие-либо изменения в текст стандарта.

Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо раз­витое техническое законодательство.

Техническое законодательство ЕС представлено

  • постановлениями Совета,

  • директивами Совета,

  • гармонизированными европейскими стан­дартами.

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты госу­дарств — членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало дей­ствия и конечный срок ее введения в национальных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно исполь­зуют одно понятие — директива) существуют старый и новый под­ходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, на­пример, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. К директивам имеются поправ­ки.

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директи­вах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100).

В отличие от старых новые директивы имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техни­ческая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой ди­рективы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к тер­мину «европейский стандарт» добавляется определение «гармонизи­рованный».

Таким образом, гармонизированный европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС дает мандат европейским орга­низациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необхо­димых стандартов и финансирует эти работы.

Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт мо­жет быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкрет­ной директивы, и необязательным, когда он применяется в других слу­чаях. В гармонизированном стандарте могут быть две части — обязательная (регламентированная) и добровольная.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется зна­ком СЕН.

Необходимо отметить, что на один вид продукции может распрост­раняться несколько директив. Тогда знак СЕ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак СЕ— не для потре­бителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продук­ция, маркированная знаком СЕ, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

В области информационных технологий и электросвязи СЕНЭЛЕК тесно сотрудничает с Европейским институтом по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ), роль которого в ЕС за последние годы значительно возросла.


Европейский институт по стандартизации в области электросвязи (ЕТСИ)


Создание ЕТСИ (1988 г.) было вызвано необходимостью ускоре­ния процесса гармонизации стандартов в области электросвязи, что особенно актуально для развития электросетей, промышлен­ности и новейших технологий.

На сегодняшний день в ЕТСИ участвуют более 24 государств.

Основная задача ЕТСИ — поиск общих стандартов, на осно­ве которых можно создать общую структуру электросвязи. Эта структура должна обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям.

По своему статусу ЕТСИ некоммерческая ассоциация, деяте­льность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).

За подготовку проектов стандартов отвечают технические ко­митеты, а разработкой проекта занимается определенная группа специалистов.

В оргструктуре института имеется Совместная группа при президентах (СПГ), в задачу которой входит координация рабо­ты всех трех европейских организаций по стандартизации в пог­раничных областях (информационные технологии, электронные компоненты, системы электросвязи, обеспечивающие совмести­мость компьютеров).

Помощь в работе СПГ оказывают Руководящий комитет по информационным технологиям и Совместная координационная группа.


Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА)


Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА) создана в 1952 г. Ее члены — Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, входящие своими национальными организациями по стандартизации, а также десять других организаций, занимаю­щихся вопросами стандартизации в этих странах.

Главная особенность деятельности ИНСТА, отличающая ее от других подобных организаций, состоит в том, что она не раз­рабатывает региональных общескандинавских стандартов.

Во многом это связано со значительной долей внешней торговли в экономике стран. Например, Дания еще в начале 70-х годов полностью отказалась от разработки национальных стандартов и перешла на международные и региональные нормативные доку­менты.

Основные задачи ИНСТА:

• содействие созданию согласованных национальных стан­дартов скандинавских государств;

• единообразие технических требований национальных нор­мативных документов;

• организация обмена информацией о работах по стандарти­зации;

• распространение опыта по созданию стандартов.

За основу разрабатываемых нормативных документов принимаются международные стандарты ИСО, МЭК, евро­пейские стандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, стандарты других ор­ганизаций. Разработанные нормативные документы принима­ются странами-членами в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всеми странами — членами ИНСТА.

Главной целью своей деятельности организация считает достижение взаимопонимания между скандинавскими страна­ми. Для этого проводятся регулярные ежегодные встречи, на которых обсуждаются все спорные вопросы. Так же, как и любая региональная организация, ИНСТА направляет свои усилия на устранение технических барьеров в торговле. Основные пути для решения данной проблемы — гармониза­ция стандартов, взаимное признание результатов испытаний, создание единой системы сертификации соответствия про­дукции.

Приоритетными направлениями в гармонизации националь­ных стандартов признаны: машино- и станкостроение, безопас­ность рабочих мест, эксплуатационная надежность и безопас­ность противопожарных средств.


Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)



Международная Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в 1994 г. создала Консультативный Комитет по стан­дартизации и качеству. В состав этой региональной организации входят национальные организации по стандартизации и серти­фикации стран-членов АСЕАН: Малайзии, Таиланда, Индоне­зии, Сингапура, Филиппин, Вьетнаму

В Малайзии национальная организация по стандартиза­ции — Малазийский институт стандартов и промышленных ис­следований (СИРИМ) — существует 1975 г

Основные задачи СИРИМ:

• развитие и совершенствование стандартизации для содей­ствия торговле и промышленности и обеспечение безопасности продукции для жизни и здоро­вья людей;

• консультирование промышленных предприятий по вне­дрению стандартов;

• проведение научных исследовании в области новейших технологий;

• обеспечение промышленных Кругов информацией о меж­дународных стандартах ИСО и МЭК и содействие их при­нятию в качестве национальных.

По оценкам ГАТТ/ВТО в 90-е годы Малайзия стала одной из 25 стран-лидеров мировой торговли, в немалой степени этому способствовало создание систем аккредитации испытательных лабораторий, сертификации экспортируемых товаров.

Национальный орган по стандартизации и сертификации Таиланда — Таиландский институт промышленных стандартов (ТИСИ) — отличается особой организацией. Он ведет всю рабо­ту по стандартизации (от планирования до принятия). ТИСИ яв­ляется структурным подразделение министерства промышлен­ности, которое и утверждает стандарты

В Индонезии национальная организация по стандартиза­ции — Национальный Совет по стандартизации Индонезии (ИСС) — создана в 1984 г. декретом Президента.

Задачи Совета:

• координация деятельности различных организаций по стандартизации и сертификации, а также программ по стандартизации;

• разработка национальной политики в области стандарти­зации и метрологии.

Практически все национальные стандарты стран АСЕАН но­сят добровольный характер (в Малайзии — 100 %, в Индонезии, в Таиланде — 97 %, в Филиппинах — 95 %, в Сингапу- ре — 91 %). Стандарты приобретают статус обязательных при условии дейст­вия прямого технического закона.