СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лес- природное сообщество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра по освоению новых знаний, с просмотром презентации по теме.

Просмотр содержимого документа
«Лес- природное сообщество.»

Тема: Лес- природное сообщество.

Тип урока: Освоение новых знаний

Форма урока: Урок-игра
Цели:
Образовательные:

Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном сообществе

Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире.

Раскрытие связи между членами лесного сообществ

Развивающие:

Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать.

Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе.

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи

Ход урока.
1.Организационный момент
Прослушайте вступление к уроку и определите его тему.

Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо -- это лес. Зайдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!..
( дети формулируют тему)

Мы сегодня входим в лес,

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!
-А каково значение леса?
-В парах посоветуйтесь и ответьте.
-Значит лес это:

*Дом для животных;

*Защитник воздуха, почв, водоемов;

*Место отдыха человека;

*Ягоды, грибы, лекарственные растения

*Древесина.
-Правильно ли человек использует лес?
-Как решить эту проблему? Ребята, как вы понимаете слово“СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе. Группа растительных или животных организмов, ведущих совместную жизнь.

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом, как с лесным сообществом.)

-Я предлагаю совершить заочное путешествие в лес, чтобы выяснить, что лес является природным сообществом.

Урок мы проведем в виде игры. В ней 4 этапа. Итак, отправляемся в путь.

Как называется 1 этап? ( лесные обитатели)

2. Актуализация знаний

Посмотрите на картинки и запишите в 3 столбика названия лесных обитателей. ( показ около 20 картинок с изображением членов лесного сообщества -- растения, грибы, животные)

Проверка:

Животные

Растения

Грибы

Косуля

Комар

Сова

Муравей

Волк

Ёж

Уж

Лягушка

Лось

Мхи

Ландыши

Земляника

Папоротник

Сосна

Колокольчик

Лисички

Белый гриб

Мухомор

Бледная поганка


3. Введение новых понятий

Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю птицу -- вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники -- смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закрывайте глаза. (Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд). Молодцы, все справились с заданием! Садитесь.

Работа над новым материалом

Мы переходим к следующему этапу игры. Он называется... (Лесные цепочки)

Закон экологии "Всё связано со всем"

Я предлагаю проверить этот закон на примере. Попробуйте связать землянику и лису в единую цепочку. Они явно не связаны напрямую. Это значит, что надо вставить промежуточные звенья. Вместе с учителем дети выясняют, что землянику едят слизни, а их ежики, а ежей -- лисы. (Лиса - главный враг ежа. Она закатывает его в воду, где еж разворачивается.)

Самостоятельная работа а парах
(Найти связи между лесными жителями): желудь, волк, кабан, птица, гриб, бабочка

4.Физминутка

-Лес чудесен. Попробуем изобразить его.
Мы в лесу своем друзья,
И все мы – дружная семья (возьмитесь за руки)
Деревья выстроились в ряд,
И каждый встрече с нами рад ( улыбнитесь друг другу)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд (наклон вперед)
А это – высится сурово как солдат (потянитесь вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает (машем руками)
 Другое- на ветру трепещет и играет (весело прыгаем) 

5.Проектная работа "Лесное сообщество" в группах

На 3 этапе игры мы будем работать а группах. Перед вами листы, а в конвертах - картинки с лесными обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии-связи. Сделайте вывод. ( Все связано со всем. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща. Поэтому лес называют природным сообществом)

6. Составление правил поведения в лесу

Учитель: Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет, НИЧТО и НИКТО не может уничтожить ЛЕС...

- Так ли это? Кто может уничтожить лес? ( Дети приходят к выводу, что человек)

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

- Какие вы знаете правила?

Составляются правила поведения в лесу.

7.Закрепление. Работа по учебнику и просмотр презентации "Жизнь леса"
-Понравилось ли вам в лесу?
-Какое настроение у вас?
8.Подведение итогов

- Где мы с вами побывали?
-Что можете рассказать о жизни леса? (Растения растут ярусами, животные делят между собой эти этажи.. Все живые организмы леса живут сообща..
-Молодцы! Вернемся к теме урока. Можно назвать лес природным сообществом? 
-Как понимаете смысл слова сообщество?
-Сообщество – это группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
-Действительно, обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом.

-Природа леса вдохновляет поэтов, писателей на прекрасные творения. Закончить урок хочу стихотворением И.А.Бунина:
Лес, точно терем расписной:
Зеленый, золотой, багряный…
Веселой пестрою стеной 
Стоит над светлою поляной…


9.Домашнее задание. Написать небольшое сочинение о лесе