МОАУ СОШ №1 г.Шимановск
Амурская область
П
роект профильной аэрокосмической смены «Созвездие – 2017»
Руководитель проекта: Г.П.Афанасьева, директор МОАУ СОШ №1
Автор проекта: В.В.Рыжакова, учитель физики высшей квалификационной категории, куратор межшкольного класса аэрокосмического профиля
Информационная карта проекта
|
| Полное название проекта | Профильная аэрокосмическая смена «Созвездие» |
2. | Цель проекта | Организация отдыха и оздоровления обучающихся школ города Шимановска в летний период |
3. | Форма проведения | Городская пришкольная профильная площадка на базе МОАУ СОШ №1 |
4. | Специализация проекта( направление деятельности) | Реализация аэрокосмического образования обучающихся г. Шимановска, формирование космического мышления. Удовлетворение интереса детей к космосу, естественнонаучным дисциплинам, авиации, космонавтике в гармонии познания, творчества и общения любознательных детей и взрослых на пути постижения смысла жизни. Реализация индивидуального развития и становления личности с учётом современных требований социума. |
5. | Краткое содержание проекта | Проект предлагает участникам практические занятия по естественно – научному направлению, социально – значимую деятельность в виде фестивалей, квестов, игр, соревнований, экскурсий. |
6. | Ожидаемый результат | Приобретение новых знаний и умений в дисциплинах: астрономии, физики, химии, информатики, математики, географии, биологии. Укрепление физических и психологических сил подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности. Расширение кругозора детей. Личный рост участников смены. Повышение общей культуры подростков, привитие им социально – нравственных норм, формирование ЗОЖ. Развитие коммуникативных способностей. Общее оздоровление воспитанников. |
7. | Автор проекта | В.В.Рыжакова, учитель физики высшей квалификационной категории, куратор межшкольного аэрокосмического класса |
8. | Руководитель проекта | Г.П.Афанасьева, директор МОАУ СОШ №1 |
9. | Название проводящей организации | МОАУ СОШ №1 г. Шимановска |
10. | Адресат проектной деятельности | Г. Шимановск, микрорайон 1, стр. 4 |
11. | Телефон, электронный адрес | (841651) 2-00-77, [email protected] |
| | |
12. | География участников проекта | МОАУ СОШ №1, ЦДТ, музей г. Шимановска, ЗАТО Углегорск, космодром «Восточный» |
13. | Количество участников проекта | 20 |
14. | Сроки проведения | 1-10 июня 2017 г. |
15. | Кадры | Педагоги МОАУ СОШ №1 |
16. | Условия участия в проекте | Софинансирование |
17. | Имеющийся опыт реализации проекта | Июнь-июль 2014 г. областная профильная аэрокосмическая смена Западного образовательного округа; 1-10 июня 2016 г. |
18. | Финансовое обеспечение проекта | Осуществляется из средств областного бюджета, местного бюджета г. Шимановска |
19. | Особая информация и примечания | Смена организуется для обучающихся межшкольного аэрокосмического класса |
Содержание программы:
I Актуальность проблемы
II. Цель и задачи программы
III Участники программы
IV Сроки действия программы
V Материально – техническое, финансовое и кадровое обеспечение
VI Инновационные педагогические технологии
Принципы, используемые при планировании и проведении летней смены
Направление и виды деятельности
Механизм реализации программы
Диагностика
VII Ожидаемые результаты после реализации проекта
VIII Смета расходов проекта
IX Список используемой литературы
Выполняйте трудные дела, пока они легкие,
совершайте великие поступки,
пока они небольшие.
Путешествие в тысячу миль
должно начинаться с простого шага.
Лао Цзы
I. Актуальность проблемы
Летний отдых – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической словесной школьной деятельности. Пришкольная площадка дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации, а также призвана создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские профильные площадки являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
II. Цель и задачи программы
Цель – Реализация аэрокосмического образования обучающихся г. Шимановска, формирование космического мышления. Удовлетворение интереса детей к космосу, естественнонаучным дисциплинам, авиации, космонавтике в гармонии познания, творчества и общения любознательных детей и взрослых на пути постижения смысла жизни. Реализация индивидуального развития и становления личности с учётом современных требований социума.
Задачи:
создание условий для укрепления здоровья детей и подростков; развитие их интеллектуальных способностей развитие их гигиенической и физической культуры; реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей и подростков.
III Участники программы
Обучающиеся межшкольного профильного аэрокосмического класса в возрасте 14-15 лет.
Подобная профильная смена на базе МОАУ СОШ №1 проводилась для школьников Западного образовательного округа Амурской области в 2014 году ( охват обучающихся – 58 человек), в 2016 году для обучающихся межшкольного аэрокосмического класса (охват обучающихся – 20 человек)
IV Сроки действия программы
1-10 июня 2017 года. Начало смены в 8.30 ч. окончание работы 14.30 ч.
V. Материально – техническое, финансовое и кадровое обеспечение
Материально – техническое обеспечение
Пришкольная летняя площадка аэрокосмического профиля с дневным пребыванием детей и подростков создается на базе общеобразовательного учреждения МОАУ СОШ №1 для реализации образовательных программ аэрокосмического профиля и оздоровительной работы с учащимися. Для работы по программе используется кабинет физики, оснащённый необходимым физическим и измерительным оборудованием, компьютерами, кабинет информатики, пришкольная площадка. Питание осуществляется в столовой школы. В питание входят: завтрак, второй завтрак, обед, полдник.
Финансовое обеспечение
Площадка содержится за счет средств областного бюджета, бюджета муниципального образования. Другими источниками финансирования площадки могут быть:
внебюджетные средства; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Денежные средства поступают на счет централизованной бухгалтерии Управления образования и расходуются ею целенаправленно на содержание площадки. Все финансовые расходы на содержание площадки осуществляются централизованной бухгалтерией согласно утвержденной бюджетной смете.
Кадры, условия труда работников
Руководитель площадки назначается из числа педагогических работников образовательных учреждений приказом директора образовательного учреждения (на базе которого организуется площадка) на срок, необходимый для подготовки и проведения смены.
Руководитель - Начальник площадки утверждает структуру, штатное расписание, должностные инструкции и осуществляет прием педагогического и технического персонала, согласно штатному расписанию.
3. На штатные педагогические должности на площадке принимаются лица, достигшие 18 лет, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
4. Руководитель площадки несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
обеспечение жизнедеятельности смены площадки; создание условий, обеспечивающих жизнь и здоровье детей и сотрудников; качество реализуемых программ деятельности смены площадки; соответствие форм, методов и средств при проведении смены возрасту, интересам и потребностям детей; соблюдение прав и свобод детей и сотрудников.
5. В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с детьми, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время смены площадки может быть создан педагогический (методический) совет.
6. При приеме на работу каждый сотрудник площадки должен представить медицинское заключение (справку), документ об образовании, ознакомиться с Положением, условиями труда, Правилами внутреннего распорядка, должностными обязанностями.
7. При приеме на работу персонал площадки проходит обязательный инструктаж по технике безопасности, вопросам профилактики травматизма, предупреждения несчастных случаев с детьми и подростками, соблюдения санитарно-гигиенических Правил и Правил пожарной безопасности. На площадке назначаются лица, ответственные за надлежащее состояние дел в этих вопросах.
VI Инновационные педагогические технологии
Принципы, используемые при планировании и проведении летней смены
Безусловная безопасность всех мероприятий, учет особенностей каждой личности, возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности площадки. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками площадки. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника площадки высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Проект предлагает участникам практические занятия по естественно – научному направлению, социально – значимую деятельность в виде фестивалей, квестов, игр, соревнований, экскурсий.
Физкультурно-оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; Выработка и укрепление гигиенических навыков Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя зарядка, спортивные и подвижные игры, соревнования по запуску бумажных самолётов, элементы видов спорта, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения в течение дня, закаливающие процедуры, оздоровительные процедуры, походы на природу
Основные виды деятельности
Обучающая – направлена на реализацию аэрокосмического образования обучающихся г. Шимановска, формирование космического мышления.
Предполагает организацию практикумов по физике, астрономии, спортивному ракетостроению, биологии, информатике, математике, географии. Спецкурсы по астрономии, физике, биологии, географии, химии: «Время опытов!», «Наука открывать!»
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление уголка смены «Созвездие», дневника смены), конкурс рисунков
Конкурс «Выбираем девиз и эмблему смены»
Конкурсная программа «Вехи отечественной космонавтики».
Выставка работ « Макет моего космического корабля» (макеты, модели космической техники, спутники, космические аппараты; ракеты, авиация ближнего космоса).
Конкурс проектов « Наш дом – Земля».
Игровые творческие квесты («Большое космическое путешествие», «Школа юных космонавтов»).
Концерт «Минута славы».
Выставка «Техника 20 века у меня дома».
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Организация и проведение тренинга «Ученическое самоуправление как механизм реализации прав школьников»
Вовлечение участников смены в различные формы организации досуга.
Организация деятельности творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания в профильной смене.
Виды досуговой деятельности:
Торжественная церемония открытия и закрытия программы профильной смены
Экскурсия на космодром «Восточный», ЗАТО Углегорск
Выпуск бюллетеней, газет, буклетов
Мастер – класс авиамодельного кружка с показательными выступлениями участников кружка
Запуск моделей ракет
Экологический десант
Экскурсия в музей г. Шимановска
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
3. Механизм реализации программы
1 этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольной профильной площадки начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний с директором и заместителем директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону; Издание приказа по школе о проведении летней кампании; Разработка программы деятельности пришкольной летней профильной площадки Подготовка методического материала для работников площадки; Отбор кадров для работы на пришкольной летней профильной площадки; Составление необходимой документации для деятельности площадки
2 этап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1 день.
Основной деятельностью этого этапа является:
Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; Запуск программы Знакомство с правилами жизнедеятельности площадки.
3 этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
Реализация основной идеи смены; Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел; Работа творческих мастерских.
4 этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
Подведение итогов смены; Выработка перспектив деятельности организации; Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летней профильной площадки в будущем.
4. Диагностика Начало смены
Вводная диагностика | | Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; планерки администрации площадки, вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | | Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | | Анкетирование Беседы в отрядах |
VII. Ожидаемые результаты после реализации проекта
В ходе реализации данного проекта ожидается:
Приобретение новых знаний и умений в дисциплинах: астрономии, физики, химии, информатики, математики, географии, биологии.
Укрепление физических и психологических сил подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности.
Расширение кругозора детей.
Личный рост участников смены.
Повышение общей культуры подростков, привитие им социально – нравственных норм, формирование ЗОЖ.
Развитие коммуникативных способностей.
IX. Список используемой литературы:
1. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю., Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях. – Педагогическое общество России, 2002.
2. Учебник для вожатого. М. П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
3. Организация досуговых, творчсеких и игровых мероприятий в летнем лагере. С. И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.