Летние игры для детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Игра «В небе» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Раз, два, три, четыре, пять – Вместе мы идём гулять.
(Идём на месте.)
А над нами что такое? Это небо голубое. (Поднимаем руки вверх.)
Солнышко там ярко светит. (Руки вверху растопыриваем пальцы.)
Рады солнышку все дети. (Опускаем руки через стороны.)
А по небу что плывёт? Это белый пароход? (Поднимаем руки вверх.)
К нам плывут издалека, Словно лодки, облака.
(Водим руками справа налево.)
В небе птички пролетают высоко и низко.
(Машем руками, как крыльями.)
А живут где эти птички? Далеко и близко. (Машем руками перед собой.)
Игра «Дождик» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Солнышко сияло ярко. (Руки вверху, растопыриваем пальцы.)
Всем деревьям было жарко. Ветер дул и задувал.
(Показываем, как дует ветер.)
И деревья он качал.
(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)
Дождик сильный вдруг полил, Все листочки намочил.
(Трясём кистями рук.)
Дождик землю намочил, Всюду луж больших налил.
(Разводим руки в стороны.)
Дождик льётся всё сильнее. Где же лужицы поуже?
Мы пройдём, ведь мы сумеем Перепрыгнуть через лужи!
(Прыгаем на месте.)
Игра «Прыгаем через лужи На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем через те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.
Игра «Бабочки и цветочки»
На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают.
Игра «После дождика»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Всюду бабочки летают, Над цветочками порхают. (Машем руками.)
В поле бабочки летели, На цветочки они сели. (Приседаем.)
Над полянкой жук летит. Смотрит вниз он и жужжит. (Изображаем.)
Паучок в траве бежит. Он к друзьям своим спешит. (Бежим на месте.)
Червячки в земле ползут – Были там, а стали тут.
(Смотрим вправо, потом влево.)
На поверхность вылезают И спокойно отдыхают. (Приседаем.)
Игра «Жучки, муравьи, червячки» Когда воспитатель произносит слово «жучки», дети должны махать руками (будто крылышками), когда слово «муравьи» - должны бежать на месте (муравьи бегают по земле), а когда слово «червячки» - присесть (червячки ползают в земле). Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Игра «Летний луг» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Мы пришли на летний луг. (Идём на месте.)
Как красиво всё вокруг! (Разводим руки в стороны.)
Здесь травинки и листочки, Разноцветные цветочки.
(Сводим руки перед собой.)
Мы по лугу побежим, (Бежим на месте.)
Мы на травке полежим. (Разводим руки ладошками вверх.)
Мы поднимем наши ножки, Потрясём ими немножко.
(Весело трясём сначала одной ногой, потом другой.)
На лугу мы отдохнём Солнечным и тёплым днём. (Приседаем.)
Игра «Бабочки летают» Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.
Все цветочки расцветают, Всюду бабочки летают.
Могут близко подлететь, Крылышками нас задеть.
К нам садятся на головку И взлетают быстро, ловко.
Полетят с макушки И заденут ушки.
А потом заденут лоб, Щёчки, носик, ротик.
Пощекочут плечи нам, Грудку и животик.
Бабочки-красавицы К ножкам прикасаются.
И над ручками порхают, На ладошках отдыхают.
Игра «Кто летает?» Воспитатель называет животных. Если животное летает, дети машут руками, как крыльями. Если животное не летает, дети стоят, опустив руки. Воспитатель может сопровождать слова действием (махать руками) и иногда показывать действие неправильно, чтобы запутать участников игры.
Игра «Добрая черёмуха»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Добрая черёмуха Ветками качает.
(Выставляем руки перед собой и трясём кистями.)
Добрая черёмуха В гости приглашает. (Разводим руки в стороны.)
- Вы бегите ко мне! (Бежим на месте.)
Наклоню я ветки. (Выставляем руки перед собой и опускаем вниз.)
Много ягод на них. Угощайтесь, детки!
Добрая черёмуха Ветками трясёт.
(Трясём кистями рук перед собой.)
Добрая черёмуха Ягод нам даёт.
Руки мы протянем, Ягоды достанем. (Руки вверх, тянемся на носочках.)
Пальчиковая игра «Ягоды»
Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.
Мы с корзинкой в лес пойдём, Много ягод наберём.
Раз - клубника, Два - черника,
Три - румяная брусника, А четыре - земляника.
Пять - лесная вишня, Нам не будет лишней.
Шесть - калина красная, Ягода прекрасная.
Семь - малина сладкая, Очень ароматная.
Восемь - ежевика, Девять - костяника,
Десять - голубика. Просят: «Собери-ка!»
Игра «Собираем ягоды» На полу - кружочки, вырезанные из красной бумаги. Это ягоды. По команде воспитателя дети начинают их собирать. Игра закончится, когда все ягоды будут собраны. Победителем окажется тот, кто соберёт ягод больше других.
Игра «Овощи и фрукты»
Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).
Игра «Забор» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Сделать мы забор хотим. (Выставляем кулачки вперёд.)
Молоточком постучим. (Стучим кулачком о кулачок.)
Есть у нас сноровка, Пилим доски ловко. (Показываем, как пилим.)
Их к забору приставляем И гвоздями прибиваем.
(Показываем, как прибиваем.)
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – Слышится весёлый стук.
Мы похлопаем в ладоши. Ах, какой забор хороший! (Хлопаем в ладоши.)
Вот такой высокий. (Поднимаем руки вверх.)
Вот такой широкий. (Разводим руки в стороны.)
Игра «Солнышко, заборчик, камешек»
Когда воспитатель произносит слово «солнышко», дети должны поднять руки вверх, когда слово «заборчик» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «камешек» - должны присесть. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Игра «Помощники» Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.
В огороде помогаем – Сорняки мы вырываем.
(Показываем, как рвём траву.)
Вот так, вот так Всю траву мы вырываем.
В огороде помогаем – Дружно грядки поливаем.
(Показываем, как поливаем.)
Вот так, вот так Их из лейки поливаем.
В огороде помогаем – Овощи мы собираем. (Показываем, как собираем.)
Вот так, вот так Их в корзинку собираем.
Игра «В Африке» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Побежим мы в Африку, (Бежим на месте.)
Будем там гулять. (Идём на месте.)
Мы под жарким солнышком (Поднимаем руки вверх.)
Будем загорать. (Разводим руки в стороны.)
Озорные обезьянки Вместе со слонами Вдруг запляшут на полянке,
Поиграют с нами. (Прыгаем на месте.)
Засмеётся бегемот, Веселиться станет. Он обхватит свой живот,
Он плясать устанет. (Приседаем.)
Пальчиковая игра «Птицы»
Слушаем стихи и выполняем движения руками.
Прилетели в гости птички – Воробей и две синички.
И кукушка прилетела, На берёзу она села.
Прилетели грач с вороной, Сели на лужок зелёный
Прилетел весёлый чиж, А потом и быстрый стриж.
Прилетел соловушка, А за ним и скворушка.
Все расселись по кустам И запели песни нам
Пальчиковая игра «Жук»
Слушаем стихи и выполняем движения руками.
Жук большой жужжит, жужжит. По травинке он бежит.
(Перебираем указательным и средним пальчиками на ладошке.)
Жук на листик забежал, Там немного полежал.
(Кладём ладошку на ладошку.)
Вдруг он с листика свалился И на спинку повалился.
(Переворачиваем ладошку, приставляем к другой ладошке тыльной стороной.)
На спине запрыгал, Ножками задрыгал.
(Прижимая ладошку к другой ладошке тыльной стороной, шевелим пальчиками.)
Жук усами шевелит
(Шевелим только указательным и средним пальчиками.)
И сердито говорит: - Мне живот пощекочите,
(Водим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой.)
А потом переверните.
(Переворачиваем ладошку, чтобы была тыльной стороной вверх.)
Полетать сейчас хочу. Высоко я полечу.
(Трясём кистями рук, поднимаем их перед собой.)
Я над лугом покружусь И на травку опущусь.
(Медленно опускаем кисти рук.)
Игра «День - ночь»
Когда воспитатель говорит: «День», дети прыгают, бегают, машут руками (птички днём летают). Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (птички ночью спят). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.
Игра «Насекомые» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Пчёлы кружатся, жужжат. (Машем руками.)
Крылышки у них дрожат. (Трясём кистями рук.)
Бабочка летит вперёд. Как красив её полёт!
(Машем руками, разведёнными в стороны.)
Округлив свои глаза, Тут порхает стрекоза. (Машем руками перед собой.)
А в густой траве кузнечик – Прыг, прыг, прыг. (Прыгаем на месте.)
Как зелёный человечек – Прыг, прыг, прыг. (Прыгаем вперёд.)
Игра «Танец кузнечиков» Звучит весёлая музыка (можно включить песню В. Я. Шаинского «Кузнечик»). Все дети - кузнечики. Они танцуют в парах, взявшись за руки: кружатся, прыгают, приседают. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.
Игра «Пирожки» Слушаем стихи и выполняем движения руками.
Во дворе песочница. Делаем - что хочется.
Мы построим дом высокий. (Поднимаем руки вверх.)
Рядом с ним забор широкий. (Разводим руки в стороны.)
За забором речка. Возле дома печка.
Мы наложим в печку дров, (Показываем, как кладём дрова.)
Испечём мы пирожков. (Показываем, как делаем пирожки.)
Пирожки так горячи! Их достанем из печи.
Мы на них помашем, (Трясём кистями рук перед собой.)
Маслом их помажем. (Показываем: двигаем кистями рук к себе.)
На тарелки сложим И друзьям предложим.
(Выставляем руки перед собой ладошками вверх.)
Пирожки так хороши! Угощаем от души.
Игра «Кто где живёт?» Воспитатель раздаёт детям бумажные кружочки - зелёные и жёлтые. Когда воспитатель называет животное, которое живёт у нас в лесу, дети должны показать зелёный кружок, а когда животное, живущее в Африке, - жёлтый. В конце игры следует отметить наиболее активных игроков и особенно тех, кто ни разу не ошибся.
Игра «Что спрятано?»
В тазике с манкой спрятаны различные мелкие игрушки. Дети по очереди подходят к тазику и стараются найти в крупе игрушку на ощупь. Каждому на выполнение задания даётся 10 секунд. (Дети могут хором считать.) Те, кто не успел, позже получают ещё одну попытку.
Игра «Во дворе» Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Хорошо нам во дворе. Рады мы любой игре. (Разводим руки в стороны.)
Место выбираем – В прятки поиграем. (Прикрываем глазки ладошками.)
Мы попрыгаем вперёд, А потом наоборот. (Прыгаем на месте.)
Ручки развиваем – Мячики бросаем. (Показываем, как бросаем мячик.)
Мы побегаем немножко, Есть для этого дорожка. (Бежим на месте.)
Побежим вперегонки. Наши ножки так крепки!
(Наклоняемся и хлопаем по ножкам.)
Каравай. Хороводная игра. Один ребенок в центре круга.
На Сережин день рождения Идут по кругу, взявшись за руки.
Испекли мы каравай. Останавливаются, приподнимаются на носки,
Вот такой вышины, одновременно поднимая руки.
Вот такой низины, Присаживаются на корточки.
Вот такой ужины, Сходятся к центру
Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг.
Каравай, каравай, Хлопают в ладоши.
Кого хочешь, выбирай! Стоящий в кругу выбирает другого.
Тот встает в центр. Игра повторяется.
Тишина. Правила: выполнять разнообразные движения в соответствии с предложенным текстом.
Дети идут в обход площадки в колонне по одному
«Тишина у пруда. Не колышется вода,
Не шумят камыши, Засыпайте, малыши».
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза (10 с). Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину. Нарушивший это требование становится в конец колонны.
Поездка на дачу.
Дети распределяются на две группы: одна, например, ожидает поезд в намеченном месте на станции; другая изображает поезд (дети двигаются по площадке друг за другом или держась за веревку). По сигналу поезд приближается к станции, останавливается. Дети размещаются в нем и двигаются уже все вместе. Если группа разновозрастная, то старшие изображают поезд, держа длинные рейки с двух сторон. Малыши заходят внутрь.
Правила: дружно действовать по сигналу.
Ровным кругом. (вариант№1)
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть. Правила: ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг,
Ровным кругом. (вариант№2) Усложнение: 1. Внутри круга стоит ребенок, Дети идут по кругу и говорят!
«Ходим кругом Друг за другом Эй, ребята, не зевать!
То, что Дима нам покажет, Будем дружно повторять!»
Дети выполняют движения за водящим.
Усложнение: 2. Заранее водящего не выбирают, его называет воспитатель после слов:
«Ровным кругом - Друг за другом Мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, Валя, выходи, Что нам делать, покажи!»
Правила: каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.
Кто соберет больше шишек (предметов).
На площадке раскладывают шишки, камешки. Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять шишки, Отмечается тот, кто собрал больше. Правила: собирать после сигнала; нельзя отбирать предмет у товарища.
Пройди в ворота.
Делают воротики (из палок, флажков на подставках, стульев). Дети распределяются на четыре подгруппы. Каждая стоит перед одними воротиками, в правой руке у детей флажки. В середине площадки воспитатель с барабаном (бубном). Дети шагают на месте и размахивают флажками в ритм ударов барабана или под следующие слова:
«На зарядку утром рано Мы выходим с барабаном.
Он гремит, гремит, гремит, В ногу всем шагать велит».
С окончанием слов или ударов в барабан дети проходят в во-ротики и, сделав небольшой круг, возвращаются в первоначальное построение.
Правила: в ходьбе на месте шагать энергично, поднимая колени.
У ребят порядок строгий.
Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:
«У ребят порядок строгий, Знают все свои места.
Ну, трубите веселей: Тра-та-та, тра-та-та!»
На сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту. Правила: идти ритмично; слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.
Пойдем в гости. Дети располагаются двумя подгруппами на разных сторонах площадки. Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону площадки, каждый подходит к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы. Правила: переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.
Трамвай. Дети стоят друг за другом. Одной рукой они держатся за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей.
Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать.
Варианты: сделать 2—3 трамвая, которые могут двигаться по очереди; на пути движения трамвая поставить какое-либо препятствие: доску (мостик) - дети проходят по доске,
Ножки. Дети стоят шеренгой, воспитатель напротив на расстоянии 15—20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.
«Ножки, ножки бежали Бегут.
по дорожке. Прыгают на двух ногах вперед.
Бежали лесочком Бегут.
Прыгали по кочкам. Прыгают на двух ногах
Прибежали на лужок, на месте и останавливаются.
Потеряли сапожок. Все бегут назад к исходной
Нашли сапожок». линии.
Правила: ритмично, легко прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, и на месте.
Огуречик. Один ребенок — водящий — находится в стороне от всех детей. Играющие ритмично приседают и говорят:
«Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет».
С окончанием слов дети разбегаются, водящий ловит.
Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места.
Мыши и кот. Дети — мышки на одной стороне площадки, кот — воспитатель —на другой. Кот засыпает, мышки бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота исполняет ребенок.
Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час.
Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон,
Побежали мышки вон!
Усложнение: мышки подлезают под натянутой веревкой.
У медведя во бору. Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне — медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:
«У медведя во бору Грибы, ягоды беру.
Медведь рычит, Он на нас сердит».
После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.
Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.
Лягушки. Играющие — лягушки. Они выполняют движения в соответствии с текстом.
«Вот лягушки по дорожке Прыгают вперед на двух ногах.
Скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки,
Вот из лужицы на кочку, Влезают на бревна, пеньки, скамейки, кубики
Да за мушкою вприскочку. Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Да за мушкою вприскочку. Есть им больше неохота, Спрыгивают вниз.
Прыг опять в свое болото».
Правила: выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами; спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне или пеньке.
Быстрей к своему листу. Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой — березы. Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м). Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.
Правила: бежать только по сигналу; находить свободное место для бега.
Быстро возьми предмет. Дети идут, затем бегут по кругу, образованному положенными на площадке предметами (кубиками, шишками, камешками, которых должно быть на 1—2 меньше, чем играющих. На сигнал «бери» дети быстро останавливаются у предмета и поднимают его вверх. Тому, кто не успел, воспитатель говорит (называя имя ребенка): «Таня, Таня, не зевай, быстро кубик поднимай!»
Куры в огороде. Посередине площадки шнурами ограничивается небольшое пространство — огород. С одной стороны его — дом сторожа, с другой — курятник, в нем куры — дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур и гонит их — хлопает в ладоши, приговаривая «кыш, кыш». Куры убегают — подлезают под шнуром и прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой.
Птички в гнездышках. На площадке раскладываются плоские обручи (из фанеры, картона или сделанные из гибкого прута, веревки, в каждый встает ребенок. «Поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд» — говорит воспитатель. Дети выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. «Вечер наступил. Птички, домой!» — Каждый быстро занимает обруч.
Правила: по сигналу выпрыгивать на двух ногах; задевший обруч остается в нем до следующего повторения игры; после бега можно занимать любой обруч.
Усложнение: прибежав к обручу, надо остановиться и впрыгнуть в него толчком двух ног; сделать обручи побольше, в каждом — два птенчика
Найди свой домик. Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, фанерка, начерченный на земле кружок. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
Правила: бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваясь; не подбегать к домику до сигнала.
Не отдам! Дети стоят по кругу ноги врозь, между ног лежит палочка, шишка, снежок, листок. Воспитатель в центре. Он делает вид, что пытается взять предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!»
Правила: прыжком соединять ноги вместе впереди предмета и снова прыжком поставить ноги врозь; прыгает только тот, к кому приближается воспитатель.
Прыгай к флажку! На одной стороне площадки 5—6 детей. На противоположной на расстоянии 2,5—3 м лежат 5—6 флажков. Воспитатель и остальные дети говорят слова, вызванные дети прыгают
«Прыг-скок, прыг-скок, Вот он, твой флажок».
С окончанием слов малыши поднимают флажки вверх, машут ими, кладут и идут обратно. Выходят следующие 5—6 детей.
Правила: продвигаться к флажку прыжками на двух ногах, бежать нельзя; в прыжках соблюдать направление, брать свой флажок; выигрывает поднявший флажок первым.
Я работаю воспитателем 17 лет и люблю играть с ребятами. Особенно мне нравятся подвижные игры. Для этих игр нужно только желание и хорошее настроение. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего возраста. Дети старшего дошкольного возраста тоже любят играть в них. Эти игры проверены временем. Надеюсь, что эти игры помогут Вам в работе.
Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.