СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №15. Сочинение-рассуждение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. научить формулировать тезис и выводы, выделять аргументы и доказательства для решения выявленной проблемы;
  2. способствовать совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного навыка языком;
  3. воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №15»

11 класс


Урок №15.

Сочинение-рассуждение

Цели:

  1. научить формулировать тезис и выводы, выделять аргументы и доказательства для решения выявленной проблемы;

  2. способствовать совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного навыка языком;

  3. воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.

Прогнозируемые результаты:

учащипеся умеют строить высказывания с учетом комуникативных задач, владеют стилистическими, орфографическими и пунктуационными навыками оформления текста

Приемы и методы:


  • Стратегия «Использование фото»

  • Стратегия «Фишбоун»

  • Рефлексия «Шесть шляп мышления»

Оборудование:

шаблон «Фишбоун»; сюжетные фотографии; шесть цветных шляп

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя.


  1. Выход на тему

  • Работа с эпиграфами.

  • Прием «Использование фото»

  • Для стимуляции дискуссии можно использовать фотографии.

  • Покажите ряд изображений и /или набросков по определенной теме (например, милосердие) и попросите учеников дать немедленную реакцию на рисунки/ изображения. Что фотограф / художник пытается сказать о теме изображения? Согласны ли с ним ученики? Какие чувства вызывают у учеников эти фото / изображения?

  • Ученики могут выбрать фото (например, наиболее понравившееся или фото, которое вызывает у них чувство дискомфорта) и затем объяснить группе, почему они выбрали именно это фото.

- Подумайте, какое слово на фотографиях является ключевым? (Милосердие).


Эпиграфы.

Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет.

С.Я. Маршак

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Делайте добро!

А.П.Чехов

Определяют тему изображений, формулируют мысли авторов фотографий, высказывают свои чувства от увиденного на предложенных иллюстрациях.

  1. Словарная работа.


  1. Объясните состав слова. (Это милость сердца. Это человек, любящий людей, это тот, кто чувствует боль других).

  2. Подберите синонимы к слову «милосердие»: сострадание, сочувствие, сопереживание…

  3. Сформулируйте, что такое милосердие?

  4. Работа со словарными статьями

  • Словарь В.И.Даля:

МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.

  • Большой энциклопедический словарь:

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

  • Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

* Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

  • Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. Сестра милосердия, брат милосердия.

Групповая работа.

Объясняют состав слова, подбирают синонимы, формулируют свое определение данного понятия, сравнивают со словарными статьями.


  1. Работа с текстом

  1. Чтение текста (у каждого распечатка текста).

  2. Составление схемы «Фишбоун»

1. Определение темы. О чём повествует предложенный текст? (Тема статьи Д. Гранина - нравственность, а точнее, одна из ее составляющих – милосердие).

- К какому стилю относится данный текст? (К публицистическому стилю, поэтому позиция автора может быть сформулирована в виде тезиса).

- Тип речи? (Рассуждение).


2. Определение проблемы. Какую проблему рассматривает автор в тексте? (Автор статьи поднимает актуальную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим? Проблему утраты милосердия.)


3. Комментарий проблемы. Рассуждения автора:

- В словаре слово «милосердие» отмечено как устаревшее.

- Какой пример приводит автор? (В подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г. Ленинграде была переименована улица Милосердия в улицу Текстильщиков).

- Милосердие – (14) «древнее это необходимое чувство свойственно всему животному (живому) сообществу» (Запись: Милосердие – древнее необходимое чувство, свойственное всему живому.)

- Почему и как убывало милосердие? (16 – 25 предл.)

- В чём видел А.С.Пушкин заслугу своей поэзии?

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

- К кому поэт призывал милость? (Призывал царя проявить милость к декабристам: освободить их, сосланных в Сибирь и на Кавказ).

- В чём убеждён автор? ». (Запись:) (13) «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». (Автор убеждён, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться)
- Является ли данная проблема актуальной? (Безусловно, да. Чувство милосердия имеет давние традиции, чувство сострадания характерно для русского народа. На Руси издревле старались помочь страждущим, делали это бескорыстно, по зову сердца, искренне, от всей души.)

- Какова роль литературы в воспитании милосердия? (Современная литература не может отказаться от пушкинского завета. Примеры из текста с обоснованием).


Аргументы к нравственной проблеме:

- «Сосуд добра не исчерпать до дна» (Окуджава)

- «Все прекрасное на земле – от солнца, все хорошее – от человека» (М. Пришвина)

- «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет мрак!» (Н. Хикмет)

- Рассказ Чехова «Беда». Доказательством позиции автора может служить финал рассказа. Жена Потохина, героя рассказа, нашла нужные слова, по- настоящему посочувствовала мужу. Ее слова, сострадания, которые выразились в них, поддержали его в трудный час. И он, только что вынашивавший мысли о самоубийстве, на следующий день уже чувствовал себя бодрым и веселым, нашел новую должность, а главное - изменился духовно: он стал протягивать руку помощи попавшим в беду. Позиция автора – порок не в том, что мы оказываемся на дне, а в том, что не поднимаем падших, - такой вывод делает герой рассказа. И Чехов разделяет позицию своего героя.

- Достоевский «Преступление и…» Лучший аргумент вкладывает в уста Мармеладова «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»

- Драма М. Горького «На дне». Слова Луки о ворах, которых он приютил на зиму: «…Добро и жалость, помощь иногда полезнее, чем осуждение и наказание…»

- А.П. Чехов рассказ «Крыжовник». Звучит призыв «не успокаивать себя» и «делать добро» «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь и постоянно напоминал, что есть несчастные… Делайте добро!»


4. Какова позиция Д. Гранина? (Вывод чаще всего заключается в конце текста, в последнем абзаце, т.к. это идея). (40) Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (Запись: Автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе – необходимость.   Чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни, его необходимо тренировать.)
(Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия. Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей).


5. Согласны ли вы с позицией автора? Как можно этически возразить автору, если вы не согласны с его точкой зрения?


  1. Какие аргументы можно привести в доказательство собственной позиции? (Приводятся примеры).

Сострадание, соучастие к падшим в современном обществе:

  • программа «Жди меня» - помощь в поисках пропавших людей;

  • строятся приюты для бездомных;

  • открываются столовые для бедных;

  • хосписы для безнадёжно больных;

  • проводятся благотворительные концерты, акции;

  • акция «Добро» -….;

  • брошенные дети обретают новых родителей.


Читают текст

Составляют в группах схему «Фишбоун»: проблема – причины - пути решения - вывод.


Делают краткие записи в тетради в качестве рабочих материалов для написания рассуждения при обсуждении текста.


















































































  1. Грамматическая работа.

  1. Соблюдая грамматические нормы, составьте из словосочетаний сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

а) сочувствие, сострадание, сопереживание

б) наше современное общество лишено

в) к большому сожалению

г) важнейшее проявление нравственности

д) являются показателями цивилизованности любого государства.

  1. К большому сожалению, наше современное общество лишено важнейших проявлений нравственности: сочувствия, сострадания, сопереживания, которые являются показателями цивилизованности любого государства.- Запись.

  2. Важнейшие проявления нравственности: сочувствие, сострадание, сопереживание, которых, к большому к сожалению, лишено наше современное общество, являются показателями цивилизованности любого государства.


  1. Вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу.

а) Как можно (трактовать, объяснять, расценивать, пояснять, выяснять) роль милосердия в нашей (жизни, судьбе)?

б) (Милосердие, сочувствие, сострадание, сопереживание)одно из основных (качеств, свойств, чувств, черт, понятий, примет) (совестливого, оптимистического, безупречного, нравственного, морального, внимательного, доброжелательного) человека.

в) Без этого (важного, главного, актуального, серьезного, насущного, злободневного) чувства (каждый из нас, общество, страна, мир) не может (существовать, жить, находиться), потому что именно милосердием (проверяется, испытывается, исследуется), насколько (цивилизованно, современно, нравственно, красиво, благородно, счастливо) мы живём.


- Какое предложение, на ваш взгляд, содержит вывод по данной проблеме?


  1. Найдите орфографические и пунктуационные ошибки в следующих фрагментах. Определите, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов. Определите другие виды ошибок.

а) 1 группа

Безусловно, литература должна воспитывать милосердие. Но сегодня на мой взгляд, телевидение, радио, и кино могли бы сделать это доходчивее. А что происходит? Назовите, пожалуйста, два - три проекта Первого канала, пропогандирующее милосердие? Пожалуй, «Жди меня» - и все. Раз в неделю. А боевики. в которых и жизнь – то человеческая гроша ломанного не стоит, по нескольку фильмов в день… Вот такая грусная арифметика.

б) 2 группа (Из воспоминаний Т. Г. Шевченко о том, что милосердие – это действие, помощь.)

Шел он в декабре по набережной. Навстречу босяк. Дай говорит алтын. Шевченко поленился рас тегивать свитку. Бог, отвечает, подаст. Идет дальше, слышит – плеск воды. Возвращается. Оказывается, нищий в проруби утопился.

С того дня Шевченко стал подавать любому нищему боясь, что несчастный захочет измерить на нем придел человеческой жестокости.

в) 3 группа

Когда – то я читала о том, что раньше во многих семьях ребятишки складывали денежки не на игрушки и сладости, а для того, чтобы в Рождество или Пасху роздать собраное нищим. Так творилось двойное добро - маленький человек учился быть не только добрым, но и радоваться возможности делать других чуточку счастливее. Простой и гениальный рецепт воспитания милосердия


Составляют предложения по теме рассуждения, выполняя задания по грамматике; находят орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки в предложенных текстах, определяя их композиционную принадлежность в рассуждении на предложенную тему.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия «Шесть шляп мышления»

- Что полезного дал вам сегодняшний урок?

- Какие вопросы у вас появились в процессе работы?

Подводят итог по теме рассуждения с точки зрения определенной позиции (цвет шляпы)

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение, выразить своё мнение по сформулированной проблеме, используя материал урока, жизненный или читательский опыт.




Просмотр содержимого документа
«Грамматическая работа»

Грамматическая работа.

- Соблюдая грамматические нормы, составьте из словосочетаний сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

а) сочувствие, сострадание, сопереживание

б) наше современное общество лишено

в) к большому сожалению

г) важнейшее проявление нравственности

д) являются показателями цивилизованности любого государства.


- Вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу.

а) Как можно … роль милосердия в нашей … ?

б) … – одно из основных … … человека.

в) Без этого … чувства … не может … , потому что именно милосердием … , насколько … мы живём.



Грамматическая работа.

- Соблюдая грамматические нормы, составьте из словосочетаний сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

а) сочувствие, сострадание, сопереживание

б) наше современное общество лишено

в) к большому сожалению

г) важнейшее проявление нравственности

д) являются показателями цивилизованности любого государства.


- Вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу.

а) Как можно … роль милосердия в нашей … ?

б) … – одно из основных … … человека.

в) Без этого … чувства … не может … , потому что именно милосердием … , насколько … мы живём.



Грамматическая работа.

- Соблюдая грамматические нормы, составьте из словосочетаний сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

а) сочувствие, сострадание, сопереживание

б) наше современное общество лишено

в) к большому сожалению

г) важнейшее проявление нравственности

д) являются показателями цивилизованности любого государства.


- Вставьте в текст слова, наиболее подходящие по смыслу.

а) Как можно … роль милосердия в нашей … ?

б) … – одно из основных … … человека.

в) Без этого … чувства … не может … , потому что именно милосердием … , насколько … мы живём.

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными статьями»

Работа со словарными статьями

  • Словарь В.И.Даля:

МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.

  • Большой энциклопедический словарь:

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

  • Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

* Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

  • Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. Сестра милосердия, брат милосердия.





Работа со словарными статьями

  • Словарь В.И.Даля:

МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.

  • Большой энциклопедический словарь:

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

  • Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

* Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

  • Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. Сестра милосердия, брат милосердия.





Работа со словарными статьями

  • Словарь В.И.Даля:

МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость.

  • Большой энциклопедический словарь:

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

  • Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

* Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

  • Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. Сестра милосердия, брат милосердия.

Просмотр содержимого документа
«Текст»

1) Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2) А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

3) Одно из таких чувств - чувство милосердия. 4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5) Нечто свойственное лишь прежним временам. 6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.

7) В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8) Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

9) Слова стареют неслучайно. 10) Милосердие. 11) Что оно - не модно? 12) Не нужно?

13) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15) Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

16) Милосердие убывало неслучайно. 17) Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.18) Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19) Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20) Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21) Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22) Оно стало не положенным в искусстве. 23) Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24) В 30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона. 25) Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

26) В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

27) И долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию 29) Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. 30) От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела»- милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием.31) В течение 19 века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. 32). Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. 33) Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным…34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание.

35) Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. 36) Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

37) Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы.38) Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях.39) Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих- обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

40) Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. 41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42) К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

( По Д. Гранину)