СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

13. Минская городская интернет-олимпиада. Очный этап (+ ответы). 8 класс. 2012 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Минская городская интернет-олимпиада. Очный этап (+ ответы). 8 классы. 2012 г.

Просмотр содержимого документа
«13. Минская городская интернет-олимпиада. Очный этап (+ ответы). 8 класс. 2012 г.»

Второй (очный) этап интернет-олимпиады по русскому языку и литературе

2012/2013 учебный год, 8 класс

Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________

1 тур

Комплексная работа по русскому языку и литературе

Максимальное количество баллов – 80


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Кол-во

баллов














1. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие. (5 баллов)


Отчего, горсть, кассета, падеж, опека, исподтишка, паж, цыпочки, искусство.


2. Среди приведённых ниже слов выберите исконно русские. Подчеркните эти слова. (10 баллов)


Дерево, отправление, акробат, громада, колос, добрый, полигон, горожанин, отец, болото, сторона, смотреть, комбайн, пленум.


3. Установите лексическое значение приведённых ниже фразеологизмов. (10 баллов)


Глас вопиющего в пустыне


Имя им легион


Питаться икридами


Отделять плевелы от пшеницы


Тридцать сребреников



4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пропущенная буква является соединительной гласной. (6 баллов)


Ави..почта, би..логия, такс..парк, авт..биография, громк..говоритель, сорок..ножка.


5. Найдите слова, строение которых соответствует схеме приставка+ корень+ суффикс+ суффикс+ окончание. Выполните их морфемный разбор. (5 баллов)

Разорванный, расположенный, поразительный, приспособление, преодоление, незначительный, рассеянность, прикрепляя, приходил, приспособленный.


6. Определите род имён существительных и запишите слова в соответствующие колонки таблицы. (9 баллов)

м. р.

ж. р.

ср. р.

общ. р.

род не определяется



























Шампунь, ружьё, пустомеля, МИД, хинди, кюре, вуаль, алиби, полати, задира, тюль, кашне, вуз, шинель, ЮНЕСКО, оковы, визави, Седых.


7. Определите, какой частью речи является каждое из приведённых ниже слов. (9 баллов)

Три (________), тройка (________), тройня (________), трое (________), втроём (________), третий (________), тройной (________), троякий (________), трёшка (________), тройчатка (________), треть (________), трижды (________), тройник (________), трёхсотый (________), трёхзальный (________), триста (________), трио (________), троечник (________).


8. Определите падеж имён числительных, употреблённых в следующих случаях. (7 баллов)

1)     раздали по две (_____) тетради

2)    у нас каждый день по пять (_____) уроков

3)     если от десяти (_____) отнять семь (_____), будет три (_____)

4)     поезд опаздывает на два (_____) часа

5)    вечером работаем ещё два (_____) часа


9. Определите, какие грамматические категории имеют выделенные местоимения. Номера сочетаний слов распределите в столбцах таблицы. (10 баллов)

лицо, род,

число, падеж

лицо,

число, падеж

род,

число, падеж

род, число

падеж






  1. ваше решение

  2. меня интересует

  3. самый высокий дом

  4. спросить вас

  5. твой брат

  6. встретиться с ним

  7. который час?

  8. посоветовал кое-кому

  9. таков результат

  10. в нескольких километрах


10. Укажите ряды, в которых есть «лишняя» форма причастия. Подчеркните эту форму. (3 б.)

1) погружать – погружающий, погружавший, погружаемый

2) рассекать – рассекающий, рассекавший, рассекаемый

3) заметить – замечающий, заметивший, замеченный

4) молоть – мелящий, моловший, молотый

5) отправить – отправляющий, отправивший, отправленный

6) писать – пишущий, писавший, писанный

7) преследовать – преследующий, преследовавший, преследуемый


11. Найдите «лишнее» в ряду. Обоснуйте свой ответ. На каком основании эти произведения все-таки можно объединить в один ряд? (2 балла)

А. «Среди долины ровныя» А.Ф.Мерзляков

Б. «Что шумишь, качаясь…» И.З.Суриков

В. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов

Г. «Соловей» А.А. Дельвиг

Д. «Меж высоких хлебов затерялося» Н.А.Некрасов

 ____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


12. Установите соответствия между левым и правым столбцами таблицы. (4 балла)

А_ Б_ В_ Г_

А. Перековать мечи на орала

1. Гипербола

Б. «Швейцара мимо он стрелой» (А.С.Пушкин)

2. Аллитерация

В. «Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра» (Б.Пастернак)

3. Инверсия

Г. «У Ивана Никифоровича шаровары… в таких широких складках, что в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» (Н.В. Гоголь)

4. Аллегория


Второй (очный) этап интернет-олимпиады по русскому языку и литературе

2012/2013 учебный год, 8 класс

2 тур

Творческая работа


Максимальное количество баллов - 35


Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. (15 баллов)


Мне ( … ) оставалось стоять у печки держа в руках чистое п..лотенце и бяз..вую ( … ) рубашку и помеш..вать в котелке ( … ) так и ( … ) (не) тронутый мною ужин: пшён…ую кашу с мясом.

Вымывшись ( … ) он оказался (светло) волосым и (бело) кожим. Только ( … ) лицо и кисти рук были потемней ( … ) от ветра или ( … ) же ( … ) от загара. Уши у него были маленькие, розовые, нежные, и, как я заметил, ас…им…етричные: правое было пр..жато ( …), левое же т..пырилось ( … ). Пр…мечательными в его скуластом лице были глаза, большие, зеленоватые, (уд…вительно) широко рас…тавлен…ые. Мне н..когда не доводилось видеть глаз, рас…тавлен…ых так широко.

Он вытерся (до) суха ( … ) и взяв из моих рук нагретую у печки рубаш..нку надел её а(к,кк)уратно ( … ) подвернув рукава и уселся к столу. Насторож…(н,нн)ость и отчуждё(н,нн)ость ( … ) уже не проглядывали в его лице; он смотрел устало, был строг и задумч…в ( … ).


Выполните задания к тексту.

  1. Определите стиль и жанр текста. (2 балла)________________________________________

__________________________________________________________________________________


  1. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, укажите его автора. Назовите другие произведения этого писателя. (2 балла+ 1 балл за каждое произведение этого писателя)

___________________________________________________________________________________


  1. Определите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова. (15 баллов) ______________________________________________________________________


Ответы

Второй (очный) этап интернет-олимпиады

по русскому языку и литературе

2012/2013 учебный год, 8 класс

1 тур

Комплексная работа по русскому языку и литературе


Максимальное количество баллов – 80

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Кол-во баллов















1. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки глухие. (5 баллов)

Отчего, горсть, кассета, падеж, опека, исподтишка, паж, цыпочки, искусство.


2. Среди приведённых ниже слов выберите исконно русские. (10 баллов)

Дерево, отправление, акробат, громада, колос, добрый, полигон, горожанин, отец, болото, сторона, смотреть, комбайн, пленум, милый.


3. Установите лексическое значение приведённых ниже фразеологизмов. (10 баллов)

Глас вопиющего в пустыне

«безответный»

Имя им легион

«очень много»

Питаться икридами

«жить впроголодь»

Отделять плевелы от пшеницы

«отделять плохое от хорошего»

Тридцать сребреников

«цена предательства»


4. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, в которых пропущенная буква является соединительной гласной. (6 балла)

Авиапочта, биология, таксопарк, автобиография, громкоговоритель, сороконожка.


5. Найдите слова, строение которых соответствует схеме приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание. Выполните их морфемный разбор. (5 баллов)

Разо-рв-а-нн-ый, рас-по-лож-енн-ый, по-раз-и-тельн-ый, при-способл-ени[й-э], пре-одол-е-ни[й-э], не-знач-и-тельн-ый, рас-се-я-нн-ость- , при-крепл-я-я, при-ход-и-л- , при-способл-енн-ый.


6. Определите род имён существительных и запишите слова в соответствующие колонки таблицы. (9 баллов)

м. р.

ж. р.

ср. р.

общ. р.

род не определяется

шампунь, МИД, вуз, хинди, кюре, тюль,

вуаль, шинель

ружьё, алиби, кашне, ЮНЕСКО

пустомеля, задира, визави, Седых

полати, оковы


7. Определите, какой частью речи является каждое из приведённых ниже слов. (9 баллов)

Три (числ.), тройка (сущ.), тройня (сущ.), трое (числ.), втроём (нар.), третий (числ.), тройной (прилаг.), троякий (прилаг.), трёшка (сущ.), тройчатка (сущ.), треть (сущ.), трижды (нар.), тройник (сущ.), трёхсотый (числ.), трёхзальный (прилаг.), триста (числ.), трио (сущ.), троечник (сущ.).


8. Определите падеж имён числительных, употреблённых в следующих случаях. (7 баллов)

1)     раздали по две (В. п. ) тетради

2)    у нас каждый день по пять (В. п.) уроков

3)    если от десяти (Р. п.) отнять семь (В. п.), будет три (И. п.)

4)     поезд опаздывает на два (В. п.) часа

5)    вечером работаем ещё два (В. п.) часа


9. Определите, какие грамматические категории имеют выделенные местоимения. Номера сочетаний слов распределите в столбцах таблицы. (10 баллов)

лицо, род, число, падеж

лицо, число, падеж

род, число, падеж

род, число

падеж

6

2, 4

1, 3, 5, 7

9

8, 10


    1. ваше решение

    2. меня интересует

    3. самый высокий дом

    4. спросить вас

    5. твой брат

    6. встретиться с ним

    7. который час?

    8. посоветовал кое-кому

    9. таков результат

    10. в нескольких километрах


10. Укажите ряды, в которых есть «лишняя» форма причастия. Подчеркните эту форму. (3 балла)


1) погружать – погружающий, погружавший, погружаемый

  1. рассекать – рассекающий, рассекавший, рассекаемый

  2. заметить – замечающий, заметивший, замеченный

  3. молоть – мелящий, моловший, молотый

  4. отправить – отправляющий, отправивший, отправленный

  5. писать – пишущий, писавший, писанный

  6. преследовать – преследующий, преследовавший, преследуемый


11. Найдите «лишнее» в ряду. Обоснуйте свой ответ. На каком основании эти произведения все-таки можно объединить в один ряд? (2 балла)

А. «Среди долины ровныя» А.Ф.Мерзляков;

Б. «Что шумишь, качаясь…» И.З.Суриков;

В. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов; Это эпическое произведение; все остальные – лирические). Жанр этих произведений определяется как песня.

Г. «Соловей» А.А. Дельвиг;

Д. «Меж высоких хлебов затерялося» Н.А.Некрасов.

 

12. Установите соответствия между левым и правым столбцами таблицы. (4 балла)

А_Б_В_Г_

А. Перековать мечи на орала

1. Гипербола

Б. «Швейцара мимо он стрелой» (А.С.Пушкин)

2. Аллитерация

В. «Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра» (Б.Пастернак)

3. Инверсия

Г. «У Ивана Никифоровича шаровары… в таких широких складках, что в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением» (Н.В. Гоголь)

4. Аллегория

 

Ответ: А4 Б3 В2 Г1


Второй (очный) этап интернет-олимпиады по русскому языку и литературе

2012/2013 учебный год, 8 класс

2 тур

Творческая работа


Максимальное количество баллов - 35


Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. (15 баллов: минус по 0,25 балла за ошибку).

Мне (мест.) оставалось стоять у печки, держа в руках чистое полотенце и бязевую (прилаг.) рубашку, и помешивать в котелке (сущ.) так и (част.) не тронутый мною ужин: пшённую кашу с мясом.

Вымывшись (дееприч.), он оказался светловолосым и белокожим. Только (част.) лицо и кисти рук были потемней (прилаг.) от ветра или(союз) же(част.) от загара. Уши у него были маленькие, розовые, нежные и, как я заметил, асимметричные: правое ухо было прижато (прич.), левое же топырилось(глаг.). Примечательными в его скуластом лице были глаза, большие, зеленоватые, удивительно широко расставленные. Мне никогда не доводилось видеть глаз, расставленных так широко.

Он вытерся досуха (нареч.) и, взяв из моих рук нагретую у печки рубашонку, надел её, аккуратно (нареч.) подвернув рукава, и уселся к столу. Насторожённость и отчуждённость (сущ.) уже не проглядывали в его лице; он смотрел устало, был строг и задумчив (прилаг.).


Выполните задания к тексту.


1. Определите стиль и жанр текста. (2 балла). Художественный, повесть.

2. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, укажите его автора. Назовите другие произведения этого писателя. (2 балла + 1 балл за каждое произведение). Богомолов Владимир Осипович, «Иван»

3. Определите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова. (15 баллов; минус по 0,25 балла за ошибку)