СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Урок 4. Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для второго года обучения, управляема учителем по своему усмотрению. С анимацией. Время для работы с ней хватает на целый урок. Детям нравятся презентации, они более им более понятны, т.к. с анимацией и видно, куда ходят фигуры. На основе методички, учебника и рабочей тетради, 2-ой год обучения.

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Урок 4. Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй»

Урок № 4. Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй.

Урок № 4.

Мат. Пат.

Мат в один ход

(повторение).

Мат одинокому королю

королём и ладьёй.

Вспомни, что такое мат в шахматной партии.  Мат - это положение на шахматной доске, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Сторона, попавшая в такую ситуацию, проигрывает.

Вспомни, что такое мат в шахматной партии.

Мат - это положение на шахматной доске, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Сторона, попавшая в такую ситуацию, проигрывает.

Учебник, стр. 28, задание 1. Диаграмма 1.  Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат, а в каких нет.  Обоснуйте своё мнение. Мат.

Учебник,

стр. 28, задание 1.

Диаграмма 1.

Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат,

а в каких нет.

Обоснуйте своё мнение.

Мат.

Учебник, стр. 29, задание 1. Диаграмма 3.  Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат, а в каких нет.  Обоснуйте своё мнение. Мат.

Учебник,

стр. 29, задание 1.

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат,

а в каких нет.

Обоснуйте своё мнение.

Мат.

Учебник, стр. 28, задание 1. Диаграмма 2.  Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат, а в каких нет.  Обоснуйте своё мнение. Король белых может съесть ладью: 1. Кр:g7.

Учебник,

стр. 28, задание 1.

Диаграмма 2.

Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат,

а в каких нет.

Обоснуйте своё мнение.

Король белых может съесть ладью: 1. Кр:g7.

Учебник, стр. 28, задание 1. Диаграмма 4.  Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат, а в каких нет.  Обоснуйте своё мнение. Кf4 может съесть ферзя: 1. К:g2.

Учебник,

стр. 28, задание 1.

Диаграмма 4.

Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях королю партнёра объявлен мат,

а в каких нет.

Обоснуйте своё мнение.

Кf4 может съесть ферзя: 1. К:g2.

Учебник, стр. 30, задание 2. Ответь на вопросы. 1. Какие фигуры могут поставить мат королю? Мат может поставить любая фигура, кроме короля. 2. Может ли поставить мат пешка? Приведи пример. Пешка может поставить мат При записи партии мат 3. Как обозначается мат при записи партии? обозначается знаком « X ».

Учебник, стр. 30, задание 2.

Ответь на вопросы.

1. Какие фигуры могут поставить мат королю?

Мат может поставить любая фигура, кроме короля.

2. Может ли поставить

мат пешка? Приведи пример.

Пешка может

поставить мат

При записи партии мат

3. Как обозначается мат

при записи партии?

обозначается знаком « X ».

Учебник, стр. 30, задание 3. Вспомните, что такое пат в шахматной партии. На шахматной доске пат возникает, если нет угрозы королю и при своём ходе ни король, ни другие фигуры не имеют хода.

Учебник, стр. 30, задание 3.

Вспомните, что такое пат в шахматной партии.

На шахматной доске пат возникает,

если нет угрозы королю и при своём ходе

ни король, ни другие фигуры не имеют хода.

Диаграмма 5.  Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях на доске пат, а в каких нет.  Обоснуйте своё мнение. Пата нет, белые могут сделать ход пешкой.

Диаграмма 5.

Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях на доске пат, а в каких нет.

Обоснуйте своё мнение.

Пата нет, белые могут сделать ход пешкой.

Диаграмма 6.  Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях на доске пат, а в каких нет.  Обоснуйте своё мнение.  Пат, у белых только одна фигура - король, и у него нет ходов.

Диаграмма 6.

Рассмотрите диаграммы и определите, в каких позициях на доске пат, а в каких нет.

Обоснуйте своё мнение.

Пат, у белых только одна фигура - король,

и у него нет ходов.

1. Может ли возникнуть пат на доске, если один из королей находится под шахом? Нет, не может, это противоречит определению пата. 2. Если в конце партии возникла позиция, в которой у партнёра, играющего белыми, на доске остались король и ферзь, а у чёрных только король, к чему должны стремиться чёрные, чтобы не проиграть партию? Чёрные должны стремиться к пату, это единственный шанс не проиграть партию 3. Какой результат должны записать партнёры при возникновении пата на доске? 0,5 : 0,5.

1. Может ли возникнуть пат на доске, если один из королей находится под шахом?

Нет, не может, это противоречит определению пата.

2. Если в конце партии возникла позиция, в которой у партнёра, играющего белыми, на доске остались король и ферзь, а у чёрных только король, к чему должны стремиться чёрные, чтобы не проиграть партию?

Чёрные должны стремиться к пату, это единственный шанс не проиграть партию

3. Какой результат должны записать партнёры при возникновении пата на доске?

0,5 : 0,5.

 Мы уже знакомы с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём.  Сегодня мы узнаем, как поставить мат одинокому королю ладьёй и королём. Матование ладьёй и королём одинокого короля осуществляется по такому плану:

Мы уже знакомы с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём.

Сегодня мы узнаем, как поставить мат одинокому королю ладьёй и королём.

Матование ладьёй и королём одинокого короля осуществляется по такому плану:

Белые оттесняют чёрного короля на край доски

Белые оттесняют

чёрного короля

на край доски

Ладья отрезает короля от части доски

Ладья отрезает короля

от части доски

Для оттеснения используют обе фигуры — и короля, и ладью; белый король максимально близко подходит к чёрному королю

Для оттеснения используют обе фигуры — и короля, и ладью;

белый король максимально близко подходит

к чёрному королю

При своём ходе в оппозиции матующая сторона делает шах ладьёй королю противника

При своём ходе

в оппозиции матующая сторона делает шах ладьёй королю противника

Одинокий король получает мат на краю доски

Одинокий король получает мат на краю доски

Рабочая тетрадь, стр. 12, задание 1. Диаграмма 1.  Проверьте утверждение, что при матовании ладьёй и королём одинокого короля партнёра белые должны использовать и короля, и ладью для оттеснения чёрного короля на край доски. Разыграйте позицию на диаграмме 1 и попробуйте оттеснить чёрного короля на край доски, используя только ладью. Нет, только вместе король и ладья могут поставить мат одинокому королю.

Рабочая тетрадь, стр. 12, задание 1.

Диаграмма 1.

Проверьте утверждение, что при матовании ладьёй и королём одинокого короля партнёра белые должны использовать и короля, и ладью для оттеснения чёрного короля на край

доски. Разыграйте позицию на диаграмме 1 и попробуйте оттеснить чёрного короля на край доски, используя только ладью.

Нет, только вместе король и ладья могут поставить мат одинокому королю.

Рабочая тетрадь, стр. 12-13, задание 2. Диаграмма 2.  На диаграммах 2 поставьте мат в один ход.  Запишите решение. Лh3х.

Рабочая тетрадь, стр. 12-13, задание 2.

Диаграмма 2.

На диаграммах 2 поставьте мат в один ход.

Запишите решение.

Лh3х.

Рабочая тетрадь, стр. 13, задание 2. Диаграмма 3.  На диаграммах 3 поставьте мат в один ход.  Запишите решение. Лс8х.

Рабочая тетрадь, стр. 13, задание 2.

Диаграмма 3.

На диаграммах 3 поставьте мат в один ход.

Запишите решение.

Лс8х.

Рабочая тетрадь, стр. 13, задание 3. Диаграмма 4.  На диаграмме 4 поставьте мат в два хода.  Запишите решение. Кра1 1. Лс3 2. Лс1 х

Рабочая тетрадь, стр. 13, задание 3.

Диаграмма 4.

На диаграмме 4 поставьте мат в два хода.

Запишите решение.

Кра1

1. Лс3

2. Лс1 х

Рабочая тетрадь, стр. 13, задание 3. Диаграмма 5.  На диаграмме 5 поставьте мат в два хода.  Запишите решение. 1. ...Лb6 (или любой из ходов Лс6, Лd6, Ле6, Лg6, Лh6) 2. Кра8 Ла6х.

Рабочая тетрадь, стр. 13, задание 3.

Диаграмма 5.

На диаграмме 5 поставьте мат в два хода.

Запишите решение.

1. ...Лb6 (или любой из ходов Лс6, Лd6, Ле6, Лg6, Лh6)

2. Кра8

Ла6х.

МОЛОДЦЫ! Дома доделать то, что могли не успеть в классе.

МОЛОДЦЫ!

Дома доделать то,

что могли не успеть в классе.