Цель урока: изучить новое правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Ресурсы: «Школа России», «Математика» 1 класс: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2014
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - Здравствуйте ребята. На уроке я сижу – Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. – Проверим готовность к уроку. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Отправляемся в лесную школу. Устный счет. а) Задачи в стихах. 1.На плетень взлетел петух, Повстречал еще там двух Сколько стало петухов? У кого ответ готов? (3) 2. Три ромашки-желтоглазки, Два веселых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете? (5) Задача на логику. Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажите, какая рыба поймана раньше всех? | |
Выявление места и причины затруднения. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (слайд) - Леопольд сделал 5 добрых дел, а Матроскин 3 добрых дела. -Сколько всего добрых дел сделали наши герои? Как вы догадались? (5+3) - Матроскин и Леопольд устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение – 5+3, а Матроскин, что – 3+5. Кто же прав? (слайд) - Что произошло? (слагаемые поменялись местами) -А можно ли так поступать в математике? Об этом и будем говорить на уроке. - Мы должны узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Для того, чтобы решить этот вопрос, предлагаю провести исследование. Согласны? - Какова тема нашего урока? - Какую цель поставим? (узнать новое правило) | |
Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | -Давайте тогда начинаем. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. - Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением). На доске записан план работы. Прочитайте его. 1. Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. Запишите их в тетрадь. 2. Сравните результаты. 3. Сделайте вывод. -Будем работать в парах. (один ученик работает у доски) -Положите слева 1квадрат, а справа 4 треугольника. Придвиньте к 1 квадрату 4 треугольника. Сколько всего фигур? (5) Запишите пример в тетради. (1+4=5) -Поменяйте фигуры местами. Придвиньте к 4 треугольникам 1 квадрат. - Сколько стало фигур??(5) Запишите пример под первым (4+1=5) -Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются? -Продолжим исследование. Запишите друг под другом под диктовку примеры. (Один ученик записывает на доске) Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Чему равна сумма? (2+3=5) Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму (3+2=5) -Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются. -К какому выводу вы пришли? (ответы обучающихся) | |
Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. | - Откройте учебник на с.14 -Рассмотрите первый рисунок (Работа по рисункам) -Совпадают ли наши правила? (да) -Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с этим правилом? -Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом. | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Работа у доски. Решение примеры с комментированием. 4 + 3 8 + 2 3 + 4 2 + 8 | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых задачах. | Самостоятельная работа. Карточка: Задание: вставь пропущенные числа 3 + … = 4 + … … + 1 = 7 + … 4 + 5 = … + … | |
Включение в систему знаний и повторения. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Решение задачи №2 | |
Рефлексия УУД. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Итак, что нового мы узнали на пути к спасению Василисы? (Действия, записанные в скобках, выполняются первыми) - Для чего нам нужны полученные сегодня на уроке знания? - А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Перед вами три смайлика. Если вы довольны своей работой поднимите - зеленый смайлик, если у вас не всё сегодня получалось, были трудности - желтый смайлик, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось - красный смайлик. - Даже если у вас не все получилось, не волнуйтесь, тема сложная, и скоро вы во всём разберётесь. Нужно просто еще потренироваться. 10. Домашнее задание | |