Общие правила и установки консультанта
Ни Ю.
ТП-17-1Р
Проводя сессию, консультант должен быть сыт, так как в противном случае мысли о еде, к которым приводит неудовлетворение одной из базовых потребностей, будут сильнее мыслей о клиенте
Консультант должен быть сексуально удовлетворен, иначе увеличивается вероятность появления контрпереноса либо проецирования собственных проблем на клиента (в более широком контексте следует говорить об умении консультанта работать со своими сексуальными проблемами)
Консультант должен находиться в ясном состоянии сознания. Недопустима сонливость, прием транквилизаторов, алкоголя, наркотиков.
Взаимодействие по З. Фрейду
клиент
проблема
консультант
Взаимодействие по К. Юнгу
Сознательное клиента
Сознательное консультанта
Бессознательное клиента
Бессознательное консультанта
Основные принципы психологического консультирования
безоценочность и доброжелательность
ориентация на систему ценностей клиента
осторожность с советами
активная позиция клиента
анонимность
разграничение личных и профессиональных сторон в работе
Безоценочность
Обеспечить клиенту ощущение принятия его таким, какой он есть
Не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение
анализируются механизмы и скрытые причины намерений делинквентного и аддиктивного поведения
Доброжелательность
обеспечивает необходимый терапевтический климат
• умение слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы
• оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку
Ориентация на систему ценностей клиента
опора на систему жизненных ценностей и норм клиента
некритичное отношение консультанта к ней
Консультант не должен привносить в консультативное поле себя
Навязать клиенту свою собственную систему ценностей
не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента
помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту
НЕ быть Богом
Принцип осторожности с советами
давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы
не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь
оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений
в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последний рискует быть отвергнутым как профессионал
консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их
Анонимность и конфиденциальность
информация не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента
ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту
Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки
перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса
Разграничение личных и профессиональных сторон
консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов
на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в
какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные)
не рекомендуется консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъективным
Стимулировать активность позиции клиента
желание понять и проанализировать полученную информацию
заинтересованность в беседе
постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического состояния
стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов
позиция "сверху"
позиция равенства
Личность психолога-консультанта в психологическом консультировании
консультант не дает оценок клиенту
клиент не предъявляет к консультанту завышенных ожиданий
консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента
клиент считается с авторитетом
позиция "снизу"
консультант подчеркивает значимость клиента с целью повышения самооценки
сохраняя недирективную позицию
Особо вредными чертами для психолога-консультанта
замкнутость
склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей
невротическая установка в отношении денег, когда деньги — цель существования, а не средство