Учебная дисциплина «Психология»
Тема: Изучение стиля педагогической деятельности с помощью
психодиагностических методик
Содержание темы: Изучение стиля педагогической деятельности с помощью психодиагностических методик. Разработка рекомендаций по формированию индивидуального стиля деятельности.
Тип учебного занятия: Практическое применение знаний.
Цель: Научить использовать психодиагностические методы для исследования стиля педагогической деятельности, разрабатывать рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности.
Задания (оформить материалы в соответствии с рекомендациями и отправить по электронной почте busnyuk.natka@yandex.by):
Ответить на вопросы:
- В чём заключается сущность педагогического общения?
- Какие выделяются основные стили педагогического руководства?
- Какой стиль педагогического руководства, по вашему мнению, является самым оптимальным в педагогической деятельности в целом, а так же в деятельности учителя физической культуры?
- В чём проявляется индивидуальный стиль педагогической деятельности?
Подобрать и проанализировать (выделить цель, преимущества и недостатки метода) психодиагностические методы (не менее трёх) для исследования стиля педагогической деятельности.
Решить психологические задачи с опорой на теоретический материал:
Психологическая задача №1.
Прочитайте текст. Какие ошибки с точки зрения психологии воспитания допущены классным руководителем? Спланируйте дальнейшие действия по исправлению ситуации.
В 8 классе самым «трудным» учеником, по мнению классного руководителя, был Юра. Учился он плохо, часто нарушал дисциплину. Но всё это можно было понять, если учесть, что его отец часто выпивал и скандалил дома, избивал сына. Мальчик чувствовал себя одиноким, у него не было близких товарищей в классе. К сожалению, классный руководитель ничего этого не видел, он просто испытывал нелюбовь к Юре и пользовался всяким поводом, чтобы ущемить его самолюбие. Как-то он привёл Юру к директору, жалуясь на то, что мальчик оскорбил его. Действительно, Юра при всех нагрубил ему на уроке. Как же и почему это произошло? Вызвав Юру к доске, учитель иронически сказал: «Ну, Иванушка, иди, покажи свои знания». Юра ответил учителю такой же грубостью. Директор не стал разбирать конфликта. Он упрекнул Юру за несдержанность и попросил его уйти, а с учителем остался для беседы наедине. (По Т. М. Куриленко.).
Психологическая задача №2.
Прочитайте. Проследите, какие компоненты педагогической деятельности наилучшим образом проявились в деятельности учителей. Поясните своё мнение.
Руководители одной из средних школ практикуют систематическое проведение показательных уроков наиболее квалифицированными учителями. Они заранее предупреждают молодых учителей о том, какой предстоит показательный урок и что из него следует извлечь для работы.
- Показательный урок, - говорит директор, - будет давать Нелли Петровна. Учтите, она является методистом, её уроки являются образцом; обратите внимание, как она строит урок, как планирует время на уроке, как экономно использует каждую минуту и стимулирует активность всех учеников, как организует индивидуальную работу.
- Предстоящий показательный урок Веры Васильевны явится образцом использования наглядных пособий. Не каждый учитель умеет правильно решать вопрос о том, в какой мере и в какой форме применять наглядность на уроках. Подготовьтесь к разбору урока Веры Васильевны и постарайтесь выяснить все интересующие вас вопросы о методике применения наглядности на уроках.
- На днях будет показательный урок Константина Васильевича, мастера опроса. Подумайте над тем, что обычно затрудняет вас в опросе, и проследите, как решает эти методические вопросы Константин Васильевич. Обратите внимание на то, какой стиль взаимоотношений использует этот педагог, как он умеет учесть внутреннее состояние учащихся и на основе этого строить дальнейшую работу. (По Т. М. Куриленко.)
Разработать рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
Памятка по оформлению практического материала
Практический материал выполняется в печатном варианте с помощью программы Microsoft Word:
формат А4 (210x297 мм);
поля страницы: верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм.
шрифт Times New Roman, междустрочный интервал 1,5 пунктов.
Шрифт - 14 пт, обычный, заголовки и названия допускается выделять полужирным. В таблицах допускается уменьшение до 11 пт (когда текст не вмещается);
первая строка в абзаце с отступом 1,25 мм;
выравнивание по ширине.
номера страниц внизу, в центре (первая страница не нумеруется);
Структура практического материала:
Структурными элементами являются:
титульный лист
название практического материала (психодиагностические методики, игры, игровые упражнения и т.д.)
указание возрастной адресованности
цель (задачи)
используемый материал
ход работы (не от первого лица)
список использованных источников
приложения (если есть в задании).