СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

23 декабря. 10 класс. Материал для сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распечатать материал

Просмотр содержимого документа
«23 декабря. 10 класс. Материал для сочинения»

Слова-комментаторы (что делает автор)

Публицистка

Художественный текст

Рассуждает (о чем)

Повествует (о чем?)

Вспоминает (о чем), как

Вспоминает (о чем), как

Описывает

Описывает

Анализирует


Подчеркивает

Подчеркивает

Размышляет о


Сравнивает

Сравнивает

Цитирует

Передает диалог

Опровергает мнение (кого?)


Противопоставляет

Противопоставляет

Сопоставляет

Сопоставляет

Рассматривает


Приводит пример


Опирается на мнение (кого?)


Доказывает, что


Разделяет мнение (кого?)


Отмечает

Отмечает

Отмечает важность


Подтверждает свои мысли (чем?)


Останавливается (на чем?)


Предлагает задуматься (о чем?)


Обращает внимание (на что?)

Обращает внимание (на что?)

Создает образ, атмосферу

Создает образ, атмосферу

Сопереживает (кому?)

Сопереживает (кому?)

Негодует (из-за чего?)

Негодует (из-за чего?)

Осуждает (кого? что?)

Осуждает (кого? что?)

Восхищается (кем? чем?)

Восхищается (кем? чем?)



ПРИЗНАКИ публицистического текста: нет героев, диалога, используются вводные слова, риторические вопросы и обращения. Основной тип речи – рассуждение (иногда с элементами повествования или описания).

ПРИЗНАКИ художественного текста: есть герои, сюжет, диалог, особую роль играет образность (прежде всего метафоры). Основной тип речи – повествование (иногда с элементами описания или рассуждения).











Связь между примерами-иллюстрациями

  1. Противопоставление (а, но, однако, зато, напротив, с одной стороны..., с другой стороны, наоборот, по-другому) — Противопоставляя эти примеры (поступки героев), автор хочет подчеркнуть.

  2. Сопоставление, или сравнение (как..., так и, таким же образом, аналогично) — Сопоставляя различные взгляды на интересующую его проблему, автор показывает.

  3. Причина-следствие (поэтому, вот почему, тем самым, следовательно, в результате, благодаря этому) — Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя (зачем? с какой целью?)

  4. Вопрос-ответ (отвечая на этот вопрос) — В поисках ответов на поставленный вопрос, автор вспоминает / объясняет.

  5. Частное-общее (в частности, автор акцентирует внимание, так, например, укажем детали, то есть) — Обобщая свои мысли о ..., автор пишет о...

  6. Дополнение (продолжая рассуждение, не только..., но и, вместе с тем, более того) — Приведённые примеры дополняют друг друга, показывая / помогая автору развить мысль о...

  7. Результат (итак, таким образом, словом, наконец, из этого следует) — Эти рассуждения постепенно приводят нас к выводу о том, что...

  8. Доказательство (в подтверждение, следующая ситуация доказывает) — Благодаря этим примерам мы видим доказательство мысли о том...

  9. Детализация (так, например, укажем детали) — С помощью детализации автор помогает понять...