СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

27.04 9-А Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ ( задания)

Просмотр содержимого документа
«27.04 9-А Литература»

27.04.2020

Предмет Литература

Класс 9-А

Учитель Антоненко И.А.

Урок по расписанию 2-й

ТЕМА: Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ

(1910-1971) Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Задание:

  1. Просмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=aHA0ycmTZW4

  2. Составить конспект .

  3.  Практика в использовании знаний. Анализ средств выразительности.

- Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- началеи1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия – это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика.

  1. Анализ художественных средств выразительности. Используются памятки. Анализ оформляется в таблицу

  2. Поэтическая фонетика (памятка)

    Аллитерация – повторение согласных звуков


    Ассонанс – повторение гласных звуков


    Анафора - единоначатие


    Звукоподражание – прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.


    Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи


  3. Таблица исследования поэтической фонетики:

    Художественное средство

    Примеры

    Для чего использовано










  4. Таблица исследования поэтической фонетики:

    Художественное средство

    Примеры

    Для чего использовано

    Анафора


    Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе

    Звукоподражание


    Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь

    Ассонанс


    Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой

  5. Поэтическая лексика (памятка)

    Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль.


    Антонимы – слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни.


    Архаизмы – устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность


    Неологизмы – новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи


    Эпитет – художественное определение


    Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого


    Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы


    Ирония – скрытая насмешка


    Литота – художественное преуменьшение


    Гипербола – художественное преувеличение, используемое , чтобы усилить впечатление


    Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать


    Овеществление – уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам


    Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений


    Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых явлений, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий


  6. Таблица исследования поэтической лексики

    Художественное средство

    Примеры

    Для чего использовано



















  7. Таблица исследования поэтической лексики

    Художественное средство

    примеры

    Для чего использовано

    Эпитеты


    Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению

    Архаизмы


    Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига

    Просторечия


    Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи

    Воинская лексика, термины


    Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата

    Антонимы


    Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления

    Синонимы


    Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора

    Сравнения


    Передает длительность и болезненность происходившего

  8. Поэтический синтаксис и интонационные фигуры (памятка)

    Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа


    Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений

    Разновидности повторов:

    Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора)


     

    Анафора - единоначатие


    Эпифора – единство концовок


    Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию,

    либо по ослаблению эмоционално - смысловой значимости


    Антитеза - противопоставление


    Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма


    Сопоставление противоположностей


    Бессоюзие – намеренный пропуск союзов


    Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее


    Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений


    Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы


  9. Художественное средство

    примеры

    Для чего использовано













  10. Таблица исследования поэтического синтаксиса

    Художественное средство

    примеры

    Для чего использовано

    Риторические вопросы



    Риторические восклицания



    Рефрен



    Инверсия



  11. Написать эссе «Читая стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (внести в сочинение элемент анализа)