Просмотр содержимого документа
«27.04 9-А Литература»
27.04.2020
Предмет Литература
Класс 9-А
Учитель Антоненко И.А.
Урок по расписанию 2-й
ТЕМА: Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ
(1910-1971) Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Когда кремлевскими стенами...», «Кому другому...», «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей вины...», «О сущем». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Задание:
Просмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=aHA0ycmTZW4
Составить конспект .
Практика в использовании знаний. Анализ средств выразительности.
- Стихотворение «Я убит подо Ржевом…», написанное в конце 1945- началеи1946 годов, - первый памятник Неизвестному солдату. По силе воздействия – это поэтический шедевр. Давайте исследуем, какими фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами художественной выразительности автор добивается от нас столь сильного эмоционального отклика.
Анализ художественных средств выразительности. Используются памятки. Анализ оформляется в таблицу
Поэтическая фонетика (памятка)
Аллитерация – повторение согласных звуков | |
Ассонанс – повторение гласных звуков | |
Анафора - единоначатие | |
Звукоподражание – прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. | |
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи | |
Таблица исследования поэтической фонетики:
Художественное средство | Примеры | Для чего использовано |
| | |
| | |
| | |
Таблица исследования поэтической фонетики:
Художественное средство | Примеры | Для чего использовано |
Анафора | | Придает речи певучесть, передается голос лирического героя через звуки природы: то ли ветер, то ли вода журчит – герой растворен в природе |
Звукоподражание | | Повтор шипящих звуков передает движение шин на дороге – мимо лирического героя проходит чья-то жизнь |
Ассонанс | | Усиливает выразительность речи, придает плавность, певучесть, сказовость – говорит не живой |
Поэтическая лексика (памятка)
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Точнее выражают мысль. | |
Антонимы – слова, противоположные по значению. Изображают противоречивость явлений жизни. | |
Архаизмы – устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность | |
Неологизмы – новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи | |
Эпитет – художественное определение | |
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого | |
Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы | |
Ирония – скрытая насмешка | |
Литота – художественное преуменьшение | |
Гипербола – художественное преувеличение, используемое , чтобы усилить впечатление | |
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать | |
Овеществление – уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам | |
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений | |
Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых явлений, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий | |
Таблица исследования поэтической лексики
Художественное средство | Примеры | Для чего использовано |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Таблица исследования поэтической лексики
Художественное средство | примеры | Для чего использовано |
Эпитеты | | Придают речи изобразительность, выражают отношение автора к предмету или явлению |
Архаизмы | | Придают речи торжественность, пафосность, передают величие совершенного подвига |
Просторечия | | Народно – разговорные выражения придают речи вид и звучание живой устной разговорной речи |
Воинская лексика, термины | | Подчеркивают профессиональную принадлежность солдата |
Антонимы | | Помогают ярче изобразить противоположные предметы и явления |
Синонимы | | Помогают точнее выразить мысль, избегая повтора |
Сравнения | | Передает длительность и болезненность происходившего |
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры (памятка)
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа | |
Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов: Анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора) | |
Анафора - единоначатие | |
Эпифора – единство концовок | |
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционално - смысловой значимости | |
Антитеза - противопоставление | |
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма | |
Сопоставление противоположностей | |
Бессоюзие – намеренный пропуск союзов | |
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее | |
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений | |
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы | |
Художественное средство | примеры | Для чего использовано |
| | |
| | |
| | |
| | |
Таблица исследования поэтического синтаксиса
Художественное средство | примеры | Для чего использовано |
Риторические вопросы | | |
Риторические восклицания | | |
Рефрен | | |
Инверсия | | |
Написать эссе «Читая стихотворение А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (внести в сочинение элемент анализа)