I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Продолжите фразу: «Я бы хотел, чтобы урок окружающего мира сегодня был …» - А какими должны быть на таком уроке ученики? - Какое время года наступило в нашей стране? Чем пахнет весна? Давайте представим, что вдыхаем аромат трав и цветов. (Презентация, слайд №1) | Учащиеся высказывают свое мнение, получают эмоциональный настрой на урок. Дыхательная гимнастика (4 с – вдох, 4 с – выдох, 2 с – пауза) |
II. Обобщение изученного материала и актуализация знаний. Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания; систематизировать знания и умения Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: Словесный, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации учения | - Сегодня 7 апреля. Давайте вспомним, какие исторические события произошли в эти дни. (Презентация, слайд № 2 )
- А кто продолжил великие дела Петра I? Екатерина Великая (Презентация, Слайд №3- 4) (синквейн 1 команды)
- Назовите самый большой город Российской империи в XVIII Санкт-Петербург (Презентация, слайд №5-6) (синквейн 2 команды) Во время войны России с Турцией отличились: А.В. Суворов Ф.Ф.Ушаков (Презентация, слайд №7-8) (синквейны 3 и 4 команд) | Учащиеся высказывают свои предположения. 5апреля1242года произошло сражение на льду Чудского озера, у Вороньего камня и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены войсками Александра Невского. 5 апреля 1684 года родилась Марта Скавронская, будущая российская императрица Екатерина Алексеевна, вторая жена Петра I. Учащиеся высказывают предположения. Представляют синквейны, составленный командами к этому уроку. Подведение итогов, оценивание работ команд. |
III. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Цель: с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель. | - Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. (Презентация, слайд №9) О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока – Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. (Презентация, слайд №10) - Попробуйте поставить вопросы по этой теме, на которые мы постараемся ответить. - Давайте проверим свои предположения. (Презентация, слайд №11)
-
В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт. (Презентация, слайд №12) - Давайте попробуем проследить за началом и ходом Отечественной войны. Познакомьтесь с текстом. (Приложение №2) (Презентация, слайд №13) - Кто был назначен главнокомандующим русской армией в самый ответственный момент? (Презентация, слайд №14) - Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года. - О каком сражении идет речь? Бородинское сражение. (Презентация, слайд №15) Перед вами панорама Бородинского сражения. Рассказ учителя о ходе сражения (Приложение № 5) (Презентация, слайд №16) -Вот как пишет об этом М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» (Прослушать аудиозапись) - Давайте познакомимся с именами военачальников, которые командовали русской армией в этом сражении? (Приложение №9) (Презентация, слайды №17-20)
– Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский. (Презентация, слайд №21) - Под каким названием вошла в историю Курганная высота, оборону которой возглавлял Николай Николаевич Раевский? - Чем закончилось Бородинское сражение? Приложение№8 (Презентация, слайды №22-23)
Узнайте о каком обычае упоминает А. С. Пушкин? Где будете искать? (Презентация, слайд №24)
- Итак, русские оставили Москву, но такое решение тяжело далось. Лермонтов даже начинает свое стихотворение с этого вопроса.
- Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. (Презентация, слайд №25) -Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Кто его возглавил? Ответ найдите на с. 116 в учебнике. (Презентация, слайд №26) |
Работав в паре, учащиеся высказывают свое мнение. Сегодня на уроке мы узнаем: Почему война 1812 года называется Отечественной?Имена героев Отечественной войны 1812 года, которые внесли огромный вклад в судьбу России.Как воссоздать картину Бородинского сражения.Историческое значение Бородинского сражении Рассказ ученика о Наполеоне Бонапарте. (Приложение №1)
Учащиеся читают текст, работают с картой.
Рассказ ученика о Михаиле Илларионовиче Кутузове. (Приложение №3)
Учащиеся рассматривают панораму Бородинского сражения в учебнике и на слайде. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Учащиеся читают эпизод о защите Курганной высоты в учебнике на с.113
Учащиеся слушают учителя.
Учащиеся читают стихотворение, высказывают предположения о том, каких ключей ждал Наполеон.
Инсценировка учащимися отрывка из стихотворения М. Ю Лермонтова «Скажи - ка, дядя…»( Приложение №9)
Учащиеся читают текст в учебнике на с. 116 отвечают на вопросы.
|
V.Включение новых знаний в систему знаний. Цель: первичное закрепление нового материала, осознание героической роли русского народа в освободительной войне 1812 года. | -Действительно, именно Россия смогла дать жесткий отпор Наполеону. Прочитайте его слова на слайде. (Презентация, слайд №28) - Почему война 1812 получила название Отечественной? | Учащиеся читают: «"Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой" (Наполеон) Учащиеся высказывают предположения, обосновывают свое мнение. Работа в группах. |