2. Сообщение темы, цели урока. | - Ребята, у нас сегодня интересный урок. Вас ждёт много увлекательных заданий. Вы сможете сами себя оценивать (для этого у каждого из вас есть оценочный лист), узнаете много нового о приставках. Но чтобы продолжить наше с вами путешествие по стране Русский язык, надо вспомнить, что вы уже знаете… | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, определяют цели урока. Запись учащимися числа, «Классная работа». | Принцип деятельности. УУД: регулятивные Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование). |
3. Актуализация знаний. | а) фронтальная беседа: - Что такое морфема? - В каком разделе науки о языке изучаются морфемы? - Какие морфемы вы знаете? - Что такое корень? суффикс? окончание? - Что такое приставка? - Что мы знаем о правописании приставок? б)– Вставить пропущенные буквы и выделить приставки (2 слайд): - О…тесать, з…пах, п…д…звать, по…лить, на…резать, …делать, по…готовить. (На интерактивной доске). в) разбор слов по составу: («по цепочке» на интерактивной доске) (3 слайд): Перевозчик, земляной, уходит, безлунная, трактористы. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Коллективная работа учащихся. Индивидуальная работа учащихся. | Принцип деятельности, непрерывности. УУД: регулятивные, познавательные (опирается на уже известное), личностные. УУД: регулятивные, познавательные (опирается на уже известное), личностные. УУД: регулятивные, познавательные (опирается на уже известное), личностные. |
4. Изучение нового материала. | а) слово учителя У.- Ребята, какое слово из последнего задания не подчиняется правилу о написании приставок, с которым мы познакомились на прошлом уроке? Почему? О.- Безлунная. У.- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой: «Буквы з - с на конце приставок». Существует группа приставок: (учитель вывешивает на доску опорные карточки с приставками «Низ-, воз-, из-, раз-, чрез-, без-» и «Нис-, вос-, ис-, чрес-,бес- »). Эти приставки пишутся то с буквой З на конце, то с буквой С в зависимости от одного обстоятельства… А вот от какого-это нам предстоит выяснить… - Хотите, я расскажу вам сказку об этих приставках? - В некотором царстве, орфографическом государстве (слайд 4) жили-были согласные, звонкие и глухие (слайд 5). Чтобы их не перепутать, король раскрасил их в разные цвета: звонкие –в синий цвет, глухие - в зелёный цвет. Дружно они жили, не тужили. (Слайд 6) Но однажды… (слайд 7) заспорили звонкий З и глухой С…Кто главней? (Слайд 8) Кому стоять на конце этих приставок? (слайд 9) З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки! А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! Кто-то посоветовал обратиться к мудрецу(слайд 10), который всё на свете знал и даже писал правила для жителей государства. Выслушал их мудрец и дал совет…Какой? (Слайд 11) Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. (Слайд 12) Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы! б) наблюдение над словами: - Так какой же совет дал мудрец звукам? Давайте посмотрим на слова и сформулируем правило: (слайд 13) Разрезать –растолкать; безводный – бесчисленный; вздрогнуть – всходить; разжать – расширить. - При каком же условии меняется З на С? - Назовите звонкие согласные и глухие согласные? (На доску вывешиваются опорные карточки со звонкими и глухими согласными). в)- Прочитаем правило в учебнике (с. 174). - Ребята, но мудрец и о вас не забыл. Чтобы вам легче было запомнить правило, он приготовил для вас маленький подарок… - В запоминание правила вам поможет стихотворение-помощник: (слайд 14) Не забудьте, что приставки Из-, раз-, воз-, низ-, чрез-, без- Перед согласными глухими Быстро сменят З на С. (учитель раздает карточки с правилом-помощником каждому ученику). У. - Ребята, а какой ещё урок вы извлекли из этой сказки? О. – Жить дружно, в согласии, в мире со всеми, и тогда всё будет хорошо, все будут счастливы. У. – Но мудрец приготовил для вас, ребята, много заданий, чтобы посмотреть, а умеете ли вы быстро, дружно, сплочённо работать. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Слушают сказку. Наблюдают над словами, самостоятельно формулируют правило. Читают правило вслух. Размышляют над вопросом. | Принцип деятельности, непрерывности. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. УУД: познавательные, личностные. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. УУД: коммуникативные, личностные. |
5. Закрепление. | а) «Буква потерялась» (запись на доске): Бе…платный, и…гибаться, ра…бег, и…править, бе…граничный, ра…шнуровать, во…петь, в…махнуть. (С объяснением у доски). б) лексическая работа (на интерактивной доске): (слайд 15 ) -Замените словосочетание словом с тем же значением с приставками без-, бес-: Ребенок без забот – беззаботный; небо без звезд – беззвездное; жидкость без цвета – бесцветная; дорога без конца – бесконечная; движение без шума - бесшумное. в) распределительный диктант (работа в парах; взаимопроверка) (слайды 16-17) - Запишите слова в 2 столбика, «поселив» каждое в свой «домик»: а) с приставкой на –з; б) с приставкой на –с: Бе…вредный, и…коса, ра…чистить, во…становить, и…менить, бе…шумный, ра…дать. г) игра «Третье лишнее» (в парах) (слайд 18) 1. Ра…жать, бе…ценный, и…готовить. 2. Бе…цветный, и…следовать, бе…радостный. 3. …делать, бе…толковый, ра…пробовать. д) творческая работа (слайд 19) - Составьте с «лишними» словами (бесценный, безрадостный, сделать) предложения на тему «Дружба». - Какие пословицы о дружбе вы знаете? | Уч-ся вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограмму. 1 уч-ся работает у доски. Работают со словосочетаниями, объясняют изученную орфограмму. Уч-ся работают в парах, «расселяют» слова по «домикам», затем обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, сверяясь с образцом на экране. Уч-ся работают в парах, обсуждают, затем объясняют свой выбор. Уч-ся самостоятельно составляют предложения на заданную тему, затем несколько человек читают вслух получившийся текст. Уч-ся отвечают на вопрос. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. |
6. Итог урока. Рефлексия (слайд 20). | - Ребята, что нового вы узнали на уроке? О чём поговорили? - Что больше всего понравилось? - Кто доволен своей работой? - Поставьте себе итоговую оценку, а мы с мудрецом потом посоветуемся, и он поставит вам окончательную оценку. Но я думаю, что мудрец остался доволен вашей работой. | Уч-ся отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Листы самооценки сдают учителю. | УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Цель: обобщить, сделать выводы, самооценка |
7. Домашнее задание (слайд 21). | (дифференцированно): а) § 83, с.174, выучить правило; б) «Слабые» учащиеся – упр.423 или 424 (на выбор); в) «Сильные» учащиеся – упр. 427 или написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий друг?» (на выбор). У.- Мне бы хотелось закончить наш урок словами Р.Бёрнса: «В крепкой дружбе наша сила, дружбе слава и хвала» (слайд 22; на нём - фотография класса). Я надеюсь, что вы, ребята, всегда будете дружными, что всегда будете готовы прийти на помощь другу. | Запись учащимися задания в дневники (дифференцированное домашнее задание). | УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. |