СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 кл практические работы по Петру и дворцовым переворотам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8 кл практические работы по Петру и дворцовым переворотам»

§8.3-18 Практическая работа №1.

ученика (цы) 8- ___ класса ___________________________________________

Значение петровских преобразований

Задание 1.

Прочтите фрагмент из Таможенного тарифа 1724 года и ответьте на вопросы

Протокол соединенного присутствия коммерц-коллегии и мануфактур-коллегии 11 ноября 1723 года по обсуждению вопроса о назначении таможенных пошлин на привозимые и отпускные товары.

И согласно положили следующее, и в протокол обеих коллегий записать приказали:

1.) … на бахрому золотую и серебряную процента нет, и на мишурную, хотя оной фабрики в России нет

2) …а на шелковую для того, что она делается в России, положить 25 процентов;

3) … на бархаты итальянские и голландские и всяких рук, положить 25 процентов для того, что она делается в России;

4)… на всякую бумагу 12,5 процента для того, что она делается в России, но только еще в совершенство не приходила, к тому же и материалами недовольна;

5)… на воск и на свечи восковые 37,5 процента с оценки для того, что оного в России имеется довольное число.

Вопрос 1. 1 Определите, почему были установлены разные таможенные тарифы на ввозимые товары?




Вопрос 1. 2 Как называется такая государственная политика?

Задание 2.

Прочитайте отрывок из воспоминаний Е. Р. Дашковой и ответьте на вопросы

Премьер-министр, князь Кауниц [государственный канцлер Австрии при Марии-Терезии], оставил у меня свою карточку … Я отдала ему визит, и он пригласил меня к себе обедать…

За столом он все время говорил о России и, заговорив о Петре I, сказал, что русские ему всем обязаны, так как он создал Россию и русских.

- Я отрицала это и высказала мнение, что эту репутацию создали Петру I иностранные писатели …Задолго до рождения Петра I русские покорили Казанское, Астраханское и Сибирское царства…

В доказательство того, что у меня нет предубеждения против Петра I, я искренно выскажу вам свое мнение о нем. Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть…

Если бы он не менял так часто законов, изданных даже им самим, он не ослабил бы власть и уважение к законам. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков.

Он ввел военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами: тысячи рабочих погибли в этом болоте, и он разорил дворян, заставляя их поставлять крестьян на эти работы и строить себе каменные дома в Петербурге; это было ужасно тяжело. Он построил Адмиралтейство, хотя вода в Неве так мелка, что на этих верфях строят только корпуса судов, которые затем с величайшим трудом и расходами заключают в камели и перетаскивают в Кронштадт.

Я заметила, что мои слова произвели некоторое впечатление на Кауница.

Ему, очевидно, хотелось заставить меня еще говорить, так как он заметил что монарх, работающий самолично на верфи, представляет великолепное зрелище.

– Я убеждена, что вы говорите это шутя, – возразила я, – так как сами знаете, что время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового. Петр I мог привлечь к себе не только плотников и строителей, но и адмиралов. Он пренебрегал своими прямыми и важнейшими обязанностями, работая в Саардаме, чтобы стать плотником и испортить русский язык, примешивая к нему голландские окончания и термины, которыми переполнены его указы и все, относящееся до морского дела.

(Е. Р. Дашкова. Записки. 1743– 1810. – С. 180.)

Вопрос 2.1 Какую должность княгиня Екатерина Дашкова занимала при Екатерине II?

Вопрос 2.2 Найдите в тексте и подчеркните или выделите разными цветами доказательства тезиса княгини о том, что

чёрным А) задолго до Петра Россия была могущественным государством

зелёным Б) Пётр подорвал уважение к законодательству

синим В) и дворяне, и крестьяне в его правление не были свободны

жёлтым Г) царь зря растрачивал свое время государя, пренебрегал своими

прямыми и важнейшими обязанностями

Задание 3.

Определите черты сходства в развитии культуры России во 2/2 XVII в. и в ¼ XVIII в. по какому либо признаку и докажите это фактами

факт 1


тезис для сравнения

факт 2


Задание 4.

Определите черты сходства в экономической политике России во 2/2 XVII в. и в ¼ XVIII в. по какому либо признаку и докажите это фактами

факт 1



тезис для сравнения

факт 2





Алексей Михайлович 1645-1676

ПР №4 8.19-20 Эпоха дворцовых переворотов

Иван Алексеевич

16__- 1696

Пётр I

16__- 17__

Фёдор Алексеевич

16___-16___





Софья Алексеевна

16___- 16___



Екатерина



Екатерина I

17__-17__



Евдокия Лопухина





Алексей Петрович





Анна Леопольдовна









Анна Петровна





















Практическая работа№3

ученика (цы) 8- ___ класса ___________________________________________

8.19-22 Внутренняя политика Анны Иоановны


Документ 1.

«Боже сохрани, чтоб не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий; и так мы, шляхетство, совсем пропадём и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, да ещё и сыскать будет трудно, понеже ныне между главными (т.е. "верховниками"), как бы согласно ни было, однако ж впредь, конечно, у них без раздоров не будет; и так один будет милостив, а другие, на того злобствуя, вредить и губить станут…»

    1. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите монарха, которому он был адресован____________________________


1.2 Определите по документу и материалу параграфа - кто и почему выступил против Кондиций?_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



Документ 2.

Из документа 1741 г.

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен. Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его ИмператорскогоВеличества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…».

2.1 О ком идёт речь в документе? _________________________________

2.2 В чём обвиняли исторического деятеля (подчеркните и обозначьте цифрами не менее 3 обвинений)?


Документ 3

«Действительно, подлинным правителем России при ней стал . Выходец из мелких курляндских дворян, благодаря расположению императрицы он выдвинулся на первые роли и стал Курляндским герцогом. Умный, волевой и хитрый, он оказывал на неё огромное влияние. Без его одобрения не принималось ни одно серьёзное государственное решение. Временщик отличался крутым нравом. Его как огня боялись все придворные и министры, побаивалась его и сама государыня, которую, по слухам, он и бивал.

Однако вряд ли можно считать это время периодом засилья иностранцев, грабивших богатства страны... Если посмотреть на факты, то они свидетельствуют, что при дворе господствовали не только немцы, а вполне интернациональная клика придворных. Пёстрая компания, окружавшая престол, состояла из курляндца , лифляндцев братьев Левенвольде, ольденбуржца Миниха, вестфальца Остермана, "литвина" Ягужинского, потомка кабардинских князей Черкасского, русских Головкина, Ушакова и Волынского. Они не составляли единого целого; это была типичная придворная камарилья, раздираемая никогда не стихавшей борьбой за власть, богатство и влияние.

В армии и во флоте иностранцев в этот период числилось не больше, чем при Петре I. Причём благодаря Миниху прежние преимущества для иностранцев, поступавших на русскую службу (мера, введённая Петром I для привлечения офицеров в русскую армию), были отменены, и русские офицеры сравнялись в правах с иностранцами. Что же касается свирепой Тайной канцелярии, жестокого преследования недовольных, разграбления богатств страны и прочих извечных пороков отечественного управления, то они были всегда, и до , и, кажется, не исчезнут никогда».

3.1 Назовите монарха, о котором идёт речь:

3.2 Назовите государственного деятеля, чьё имя пропущено в тексте:

3.3 Найдите во втором абзаце отрывка и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте



3.4 Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.





Документ 4.

В ходе одной из русско-турецких войн русская армия смогла вторгнуться в Крым, а одним из условий мирного договора стало возвращение России потерянного после Прутского похода Азова. После завершения военных действий около половины офицерского состава сразу же ушло в отставку.

4.1 Назовите монарха, в годы правления которого произошла данная война:

4.2 Укажите название, под которым вошла в историю России эпоха, к которой относятся описываемые события ____________________________________________________________

*4.3 После какого документа стала возможной массовая отставка офицеров, упоминаемая тексте?______________________________________________________________________








§8.21-22 Практическая работа №5.

ученика (цы) 8- ___ класса ___________________________________________

Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны

Задание 1.

Прочитайте отрывок из исторического источника.

Подтвердите фактами из исторического документа утверждение о том, что приход к власти Елизаветы Петровны был дворцовым переворотом

(отметьте ответы в тексте разными цветами)

Из записок Кристофа Манштейна

Царевна Елизавета, хотя и не была совсем довольна во время царствования императрицы Анны, оставалась, однако, спокойной до тех пор, пока не состоялось бракосочетание принца Антона Ульриха с принцессой Анной; тогда она сделала несколько попыток, чтобы образовать свою партию. Все это делалось, однако, в такой тайне, что ничего не обнаружилось при жизни императрицы …

Ее хирург, Лесток, был в числе приближенных, наиболее горячо убеждавших ее вступить на престол, и маркиз де ла Шетарди, имевший от своего двора приказание возбуждать внутреннее волнение в России, чтобы совершенно отвлечь ее от участия в политике остальной Европы, не преминул взяться за это дело со всевозможным старанием…

В Петербурге царевна начала с того, что подкупила нескольких гвардейцев Преображенского полка… мало-помалу в заговоре оказалось до тридцати гвардейских гренадер…

Граф Остерман, имевший шпионов повсюду, был уведомлен, что царевна Елизавета замышляла что-то против регентства… Наконец, эти известия, повторенные несколько раз и сообщенные даже из-за границы, начали несколько беспокоить принцессу Анну. Она поверила, наконец, что ей грозила опасность, но не предприняла ровно ничего, чтобы избежать ее… Царевна твердо решилась вступить на престол…

…4 декабря, в приемный день при дворе, великая княгиня отвела царевну Елизавету в сторону и сказала ей, что она получила много сведений о ее поведении; что ее хирург имел часто тайные совещания с французским министром и что оба они замышляли опасный заговор против царствующего дома; что великая княгиня не хотела еще верить этому, но, если подобные слухи будут продолжаться, то Лестока арестуют, чтобы заставить его сказать правду.

Царевна прекрасно выдержала этот разговор; она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против нее или против ее сына…

…В полночь царевна, сопровождаемая Воронцовым и Лестоком, отправилась в казармы гренадеров Преображенского полка; 30 человек этой роты были в заговоре и собрали до 300 унтер-офицеров и солдат.

Царевна объявила им в немногих словах свое намерение и требовала их помощи; все согласились жертвовать собой для нее… они присягнули царевне на подданство; она приняла над ними начальство и пошла прямо к Зимнему дворцу; она вошла, без малейшего сопротивления, с частью сопровождавших ее лиц в комнаты, занимаемые караулом, и объявила офицерам причину своего прихода; они не оказали никакого сопротивления и пустили ее действовать. У всех дверей и выходов были поставлены часовые. Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадеров в покои великой княгини и арестовали ее с супругом, детьми...

…На рассвете все войска были собраны около ее дома, где им объявили, что царевна Елизавета вступила на отцовский престол, и привели их к присяге на подданство…

(Записки Манштейна о России.1727–1744. – СПб.,1875.)

Вопрос 1.1 Подтвердите фактами из исторического документа утверждение о том, что приход к власти Елизаветы Петровны был дворцовым переворотом

характерные черты дворцового переворота

факты из документа

заговорщический характер

подчеркните или выделите жёлтым цветом

цель – замена одного монарха другим

подчеркните или выделите зелёным цветом

место действия – резиденция правителя

подчеркните или выделите красным цветом

малое число участников заговора

подчеркните чёрным цветом


Задание 2. Прочитайте отрывок из работы В. О. Ключевского и ответьте на вопросы.

Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими полками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга...

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г.не оставляло по себе такого приятного воспоминания... со своей300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб;

карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, и она же основала первый настоящий университет в России Московский.


Вопрос 2.1 Выделите зелёным цветом тезис о том, каким способом эта императрица взошла на престол?

Вопрос 2.2 Используя текст и знания из курса истории, объясните, о событиях какой войны упоминает автор? _______________________________________________________________

Вопрос 2.3 Какие коалиции государств участвовали в этой войне?




Вопрос 2.4 Когда, как и почему эта война завершилась для России?




Вопрос 2.5 Подчеркните или выделите в тексте

красным цветом фразы, которые говорят о восхищении в отношении автора к императрице,

жёлтым цветом - о её неодобрении автором












§8.21-22 Практическая работа №6.

ученика (цы) 8- ___ класса ___________________________________________

Эпоха дворцовых переворотов

Задание 1.

Определите черты различия в положении дворянства в России при Петре I и в эпоху дворцовых переворотов по какому либо признаку и докажите это фактами

факт 1



1)тезис для сравнения

факт 2



факт 1



2)тезис для сравнения

факт 2



Задание 2.

Определите черты сходства внешней политики Петра I и Елизаветы Петровны по какому либо признаку и докажите это фактами

факт 1



1)тезис для сравнения

факт 2



факт 1



2)тезис для сравнения

факт 2









7