СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №54-55 Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;
  2. развивать аналитическое мышление, речь, память;
  3. воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.

Просмотр содержимого документа
«МК - Эволюция темы маленького человека»

Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в.

Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.

Ф.М. Достоевский.

Русских писателей XIX века, таких корифеев литературы, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях.

Эта тема кажется мне интересной и в наше время, поэтому я в системе провожу уроки литературы, посвященные “маленькому человеку”. В шестом классе это урок по повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” из цикла “Повести Белкина” (1830 г.). В седьмом классе – по поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” (1833 г.). В восьмом классе это урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя “Шинель” (1841 г.) из цикла “Петербургские повести”, а в 9 классе – по роману Ф.М. Достоевского “Бедные люди” (1846 г.).

После изучения этих произведений мне показалось интересным проследить вместе с учениками, как постепенно изменяется “маленький человек”, как происходит в литературе эволюция этой темы. Итогом нашей работы с девятиклассниками стал урок внеклассного чтения “Эволюция темы “маленького человека” в русской литературе XIX века”, проведенный в форме семинара. Учащиеся, в зависимости от своих литературных пристрастий, разделились на четыре группы (по количеству изучаемых произведений) и получили домашнее задание перечитать все вышеназванные книги.

Каждая группа подготовила письменные творческие работы по выбранному произведению, оформив их в виде рефератов, собственные иллюстрации и небольшую выставку книг.

Основной задачей нашего урока стал анализ изученных произведений под новым углом зрения и постепенное, в ходе обсуждения, понимание того, что, действительно, в раскрытии темы “маленького человека” произошла эволюция.

Урок начинается со вступительного слова учителя.

Cегодня мы говорим о четырех произведениях русской классической литературы первой половины XIX века, в которых там или иначе отражена тема “маленького человека”. Это повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, его же поэма “Медный всадник”, повесть Н.В.Гоголя “Шинель” и роман Ф.М.Достоевского “Бедные люди”.

Наша первая задача – рассмотреть, как в названных произведениях рассматривается тема “маленького человека”. Для этого вспомните, как мы понимаем сам этот термин. Ответы учащихся определяем с точки зрения определения, записанного на доске:

“Маленький человек” – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.

Сегодня на уроке мы должны понять, почему главные герои этих литературных произведений: и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич Башмачкин, и Макар Алексеевич Девушкин – “маленькие люди”.

Вторая наша задача – доказать, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. А для этого надо знать, что такое эволюция, т.к. для нас это понятие новое.

Эволюция – медленное, постепенное изменение.

Мы с вами прочитали все четыре произведения и теперь, работая в группах и ориентируясь на предложенные вопросы, проследним, как показан в каждом из них “маленький человек” и как он изменяется, медленно, постепенно, от произведения к произведению.

Далее учитель знакомит учащихся с вопросами, предварительно записанными на доске. Вопросы одинаковые для всех четырех групп, но каждая группа работает только по одному произведению.

  1. Краткая характеристика героя, его место в жизни.

  2. Представление героя о счастье.

  3. Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.

  4. Попытка героя защитить себя.

  5. Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?

  6. Как автор заканчивает свое произведение?

Затем учащиеся в течение нескольких минут обсуждают ответы в своих группах и устно отвечают на заданные вопросы. По каждому произведению записываются краткие выводы в тетрадях по литературе.

Герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин вполне доволен своей жизнью. Его небольшая должность дает ему дом и кусок хлеба, а красавица дочь ведет домашнее хозяйство и умеет ловко успокоить недовольных проезжающих. Для счастья ему нужно только одно: чтобы его дочь была рядом с ним и жизнь их текла по–прежнему тихо и спокойно. Побег Дуни с ростмистром Минским в корне изменяет его жизнь, он опускается, начинает пить. Пытаясь защитить себя, Самсон Вырин едет в Петербург. Он боится, что гусар бросит его дочь. Самсон Вырин в своем расставании с дочерью винит ростмистра Минского, но он – представитель своей социальной среды, отличной от среды Вырина. Значит, не сам Минский, а социальные противоречия общества виновны в том, что произошло со смотрителем. Самсон Вырин умирает, не вынеся одиночества, он не может пережить свою разлуку с дочерью.

Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку. Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Герой “Шинели” Анакий Анакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Для счастья ему нужно совсем чуть–чуть: новую шинель, которую он шьет ценой невероятных лишений. Когда у Башмачника на пустынной ночной улице украли шинель, это для него было горе, равноценное потере Параши у Евгения. Анакий Анакиевич обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению. Герой умирает, но Гоголь оживляет его, и дух Анакия Анакиевича, не смирившегося с унижением, мстит за себя.

“Бедные люди” – роман в письмах, где нет голоса автора или рассказчика. История Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина открывается перед нами в письмах за полгода. Он, действительно, “маленький человек” – Макар Девушкин. Не только потому, что чин его самый низкий и должность – бумаги переписывать, вицмундер у него изношенный, пуговицы так и сыплются, всякий над ним смеется, но не потому, что приходит в восторг от сочинений Сотозяева и возмущается “Шинелью” Гоголя. Макар узнал себя в Анакии Анакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень. Поняв, что его мечта о счастье не осуществится, и Варенька выйдет замуж за другого, он находит в себе силы пережить это, помочь ей с честью выйти из сложившейся ситуации. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе.

Далее учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос: “Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”?” Ответы были примерно такими: “Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства”.

Теперь постараемся понять, в чем же заключается эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Для этого учащиеся дают краткую устную характеристику героям.

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Вместе с учениками делаем вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С.Вырин, Евгений, Анакий Анакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни.

Заключение учителя.

Сегодня мы с вами, вспомнив и проанализировав четыре ранее изученных произведения, пришли к выводу о том, что в них действительно есть эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем “маленький человек” обретает самосознание, способность к чувствам и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное то, что он уже не ничтожен в душе.

Дома учащимся предлагается письменно в тетрадях по литературе ответить на вопрос: “В чем проявилась эволюция в изображении “маленького человека” от Пушкина до Достоевского?”

На наш взгляд, такая небольшая письменная работа поможет ученикам систематизировать все услышанное на уроке.


Просмотр содержимого документа
«8 класс №54-55 Достоевский Бедные люди»

8 класс


Урок №54-55

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди». Своеобразие жанра романа в письмах. Новаторство трактовки темы «маленького человека».

Цели:

  1. продолжить знакомство учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского; познакомить с романом «Бедные люди»; показать особенности жанра романа в письмах;

  2. развивать аналитическое мышление, речь, память;

  3. воспитывать культуру чтения; умение понимать других людей, сострадать и сочувствовать.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание романа, определяют жанровое и идейное своеобразие произведения, дают характеристику главному герою, прослеживают эволюцию развития темы «маленького человека» в творчестве Достоевского, выделяют черты новаторства в его изображении

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

портрет Ф.М. Достоевского, презентация, текст романа, листы А-3, фломастеры, тест, оценочные листы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Запись на доске:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь,

то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»

Ф.М. Достоевский.

- Прочтите высказывание, записанное на доске. В этой фразе воплощен главный жизненный и творческий принцип великого писателя, иначе говоря, его кредо. Теперь, когда вы прочли роман «Бедные люди» и познакомились с высказыванием великого писателя, попробуйте определить, какова же главная тема творчества этого автора? (Человек и его внутренний мир).

- Эта черта станет определяющей у Достоевского и будет именоваться психологизмом.

- Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.

  • Как вы думаете, почему роман снискал славу еще до выхода в свет? (Его тема взволновала читателей насущными проблемами современности).

  • Какой тип героя изображен в нем? (Маленький человек).

- Вы правы. Это и стало причиной оглушительного успеха уже первого романа Ф.М. Достоевского. Вот как сказал об этом все тот же В.Г. Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

  1. Целеполагание.

- Каждый автор, безусловно, вносит свое видение в черты известного литературного типа. Какие вопросы вы бы подняли сегодня на уроке, чтобы лучше понять роман?

  • В чем смысл заглавия?

  • Что нового внес в тему Достоевский?

  • Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образе Девушкина?

  • Как особенности жанра передают идейное содержание?


Приветствуют учителя.

Читают высказывание Достоевского, определяют его жизненное кредо.

Записывают тему урока. Формулируют вопросы по теме урока, на которые хотели бы получить ответы в ходе урока.














  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Прием «Мозговой штурм».

– «Маленький человек». Это какой человек?

бесправный

несчастный


униженный



бедный


обиженный

Маленький человек



задавленный

забитый


обездоленный






оскорблённый




Составляют кластер в группе, представляют результаты работы.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Определение жанрового своеобразия романа.

- Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.

  • Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете? (Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)

  • Да, слово доверено самому человеку, сторонних наблюдателей вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку?

Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии.

  • Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)

  • Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем? (Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни)



  1. Работа в группах. Образы романа.

1 группа. Условия жизни героев романа.

Задание: Первые письма – экспозиционные, они изобилуют бытовыми сценами. Выбрать и выписать отрывки, в которых описывается быт героев.

«Трущобы», «шум, крик, гвалд», «Ноев ковчег», - нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: кровать, стол, комод, два стула, образа – очень дешёвое жильё. «Я-то не ропщу и доволен». В доме есть чёрная лестница, по которой ходит Макар, там «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». - «Мичман уже пятого покупает, не живут в нашем воздухе, да и только».

Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.


2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.

Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.

    • Судьба Горшковых («В доме даже детей не слышно». – Горшков оправдан, но поздно: умерли жена, трое детей.)

    • Студент Покровский и его отец. (Хорошие, умные люди не могут жить в этом безжалостном мире.)

    • Мальчик, дети, шарманщик.

Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.


3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.

Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.

    • Осень в деревне и осень в Петербурге.

    • Богатство лучших улиц Петербурга и нищета, видимая из окон героев.

    • Преобладающие цвета: серый (нищенский, невзрачный), жёлтый (тревожный). Жёлтый забор видит Варенька, жёлтый дом ростовщика.

Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.


4 группа. Круг чтения героев.

Задание: что читают наши герои, как относятся к произведениям и их героям.

С помощью чтения героев в роман входит литературная тема. В произведениях и до Достоевского упоминались литературные факты, упоминались герои других авторов, но Достоевский первый внёс то, что литературными примерами оперируют сами герои, и только они.

    • Макар Вареньке советует прочитать низкопробные произведения, но у неё гораздо более высокий, развитый вкус, она с негодованием вернула ему книжку.

    • Варенька послала ему «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя. Обе вещи произвели на Макара Девушкина сильнейшее впечатление, но по-разному.

Выступает спикер от каждой группы. Оценивание.


  1. Работа в группах. Эволюция «маленького человека»

  • Почему и Самсон Вырин, и Акакий Акакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”?”

  • Докажите, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. (Эволюция – медленное, постепенное изменение).

Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства

Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.

А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.

Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.

Вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С. Вырин, Акакий Акакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни. Взгляд Достоевского на «маленького человека» заключается в том, что он изобразил пробуждение человеческой личности, протест против обезличивания человека. Достоевский – писатель психологический.


  1. Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова; В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В. Белинский Б) Н. Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

А) повествование от автора б) рассказ главного героя в) переписка героев г) герой глазами окружающих его людей д) форма монолога.

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

7. Варенька посоветовала прочитать Макару Девушкину

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне честь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревню»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».


Формулируют и записывают в тетрадь новое понятие «эпистолярный роман», определяют причину выбора данного жанра Достоевским.




















Обсуждают задание в группе, представляют результаты работы, делают выводы. Класс делает записи в тетради, задает уточняющие вопросы, делает комментарий по мере необходимости.




































Прослеживают черты традиции и новаторства в обрисовке «маленького человека» Достоевским, заполняя предложенную таблицу или «Круги Эйлера», делают выводы об эволюции данного типа героя.




















Выполняют тест по роману.

Самопроверка.

Ответы: 1. в 2. а 3. в 4. в 5. д 6. б 7. б 8.г 9. г


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Заполнение карточки рефлексии




Выберите тот вариант, который Вам подходит, либо допишите что-то своё.

1. На уроке мне было совершенно неинтересно. Я ничего нового не узнал.

2. На уроке мне часто было неинтересно, но кое-что всё же понравилось.

3. На уроке мне часто было интересно, я узнал что-то новое.

4.


Заполняют карточку рефлексии, зачитывают 4 вариант ответа при его наличии.

Домашнее задание

Творческое задание.

  1. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа.

  2. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях».

  3. В какой жизненной ситуации я почувствовал себя «маленьким человеком»?

  4. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: “Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…”. Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«РМ - Формативное оценивание деятельности на уроке»

Формативное оценивание деятельности на уроке


ФИО учеников

1.

_____

2.

_____

3.

_____

4.

_______

5.

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности






Предлагает идеи






Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)






Помогает участникам группы






Внимательно слушает и задает вопросы






Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)






Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании






Общий балл








Формативное оценивание деятельности на уроке


ФИО учеников

1.

_____

2.

_____

3.

_____

4.

_______

5.

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности






Предлагает идеи






Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)






Помогает участникам группы






Внимательно слушает и задает вопросы






Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)






Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании






Общий балл








Формативное оценивание деятельности на уроке


ФИО учеников

1.

_____

2.

_____

3.

_____

4.

_______

5.

________

Участвует в распределении обязанностей в группе и выполняет свои обязанности






Предлагает идеи






Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию)






Помогает участникам группы






Внимательно слушает и задает вопросы






Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры)






Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании






Общий балл








Просмотр содержимого документа
«РМ -Тест по роману»

Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;

В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

А) повествование от автора б) рассказ главного героя в) переписка героев г) герой глазами окружающих его людей д) форма монолога.

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

7. Варенька посоветовала прочитать Макару Девушкину

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».




Тест по роману «Бедные люди» Ф. Достоевского (индивидуально)

1. Достоевский в разработке темы «маленького человека» продолжает традиции

А) Тургенева и Пушкина; Б) Пушкина и Лермонтова;

В) Пушкина и Гоголя; г) Радищева и Толстого; д) Карамзина и Гоголя.

2. «Крестным отцом» Достоевского в литературе, дав высокую оценку его роману «Бедные люди», стал:

А) В.Белинский Б) Н.Гоголь В) А.Пушкин г) Л.Толстой д) Н Чернышевский.

3. Назовите первое произведение Достоевского.

А) «Белые ночи» б) «Преступление и наказание» в) «Бедные люди» г) «Бесы» д) «Записки из подполья»

4. Укажите форму написания романа «Бедные люди»

А) повествование от автора б) рассказ главного героя в) переписка героев г) герой глазами окружающих его людей д) форма монолога.

5. Макару Девушкину

А) 18 лет б) 24 года в) 35 лет г) 40 лет д) 47 лет

6. О ком пишет Девушкин: «Такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном платье, что больно смотреть… коленки у него дрожат, руки дрожат… Семейства у него – жена и трое детей»?

А) Емельян Иванович б) Горшков. В) Покровский г) Быков д) Ратазяев.

7. Варенька посоветовала прочитать Макару Девушкину

А) «Пиковую даму» Пушкина б) «Повести Белкина» Пушкина в) «Ревизора» Гоголя г) «Бедную Лизу» Карамзина д) «Недоросль» Фонвизина.

8. О ком мы узнаем из письма Вареньки: «Тут он объявил мне, что ищет руки моей, что долгом своим почитает возвратить мне четь, что он богат, что он увезет меня после свадьбы в свою степную деревнюю»?

А) О Емельяне Ивановиче б) О Покровском В) О Горшкове г) О Быкове д) О Ратазяеве.

9. Назовите роман Ф. Достоевского.

А) «Воскресение» б) «Анна Каренина» в) «Отцы и дети» г) «Преступление и наказание» д) «Обломов».



Просмотр содержимого презентации
«8 класс Достоевский Бедные люди»

«Маленький человек»:  тип или личность? уроки литературы в 8 классе по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

«Маленький человек»: тип или личность?

уроки литературы в 8 классе

по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»  Ф. М. Достоевский.
  • «Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
  • Ф. М. Достоевский.
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;  г. Достоевский – по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».  В.Н. Майков. Литературная критика.
  • « И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
  • но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;
  • г. Достоевский – по преимуществу психологический.
  • Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
  • для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
  • В.Н. Майков. Литературная критика.
«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?»  В.Г. Белинский    «Это была самая восхитительная минута в моей жизни» Ф. М. Достоевский
  • «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?»
  • В.Г. Белинский
  • «Это была самая восхитительная минута в моей жизни»
  • Ф. М. Достоевский
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»  В. Г. Белинский.
  • «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
  • В. Г. Белинский.
ЗАДАЧИ УРОКА

ЗАДАЧИ УРОКА

  • Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании?
  • -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр?
  • - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина.
  • - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».
  • «Любезный брат.
  • Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.
  • Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть »
  • 24 марта 1845 года Петербург
  • из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка» М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
  • «В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка»
  • М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.»  В.В. Виноградов.
  • Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.»
  • В.В. Виноградов.
«Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет»  Ф. М. Достоевский.
  • «Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет»
  • Ф. М. Достоевский.
Тематические черты  «маленького человека»  в образе Макара Девушкина

Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина

  • 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.
  • 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок.
  • 3. Неразвитость личности.
  • 4. Острота жизненных переживаний.
  • 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »

  • Его герой окружен «двойниками».
  • Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается.
  • Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
  • Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
  • Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • По 1 из вариантов:
  • 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю.
  • 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа
  • 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»»
  • 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе
  • 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев»

Просмотр содержимого презентации
«Бедные люди»

Ф.М. Достоевский «Бедные люди» урок литературы 8 класс

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

урок литературы

8 класс

Ф. М. Достоевский «Бедные люди » (1845г.)

Ф. М. Достоевский

«Бедные люди » (1845г.)

«Бедные люди» - первый роман Ф.М. Достоевского. После выхода романа в свет в 1846 году в «Петербургском вестнике» все заговорили о Достоевском, как о крупнейшем писателе натуральной школы. Белинский назвал этот роман «первой попыткой у нас социального романа».

«Бедные люди» - первый роман Ф.М. Достоевского. После выхода романа в свет в 1846 году в «Петербургском вестнике» все заговорили о Достоевском, как о крупнейшем писателе натуральной школы. Белинский назвал этот роман «первой попыткой у нас социального романа».

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Достоевский не зря выбрал форму эпистолярного романа - она в большой степени соответствовала его идейному замыслу.  Желая обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, писатель смог с помощью этого жанра наиболее наглядно и полно раскрыть внутренний мир героев, передать тонкие нюансы их психологии, отношение героев к окружающему миру.

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Достоевский не зря выбрал форму эпистолярного романа - она в большой степени соответствовала его идейному замыслу. Желая обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, писатель смог с помощью этого жанра наиболее наглядно и полно раскрыть внутренний мир героев, передать тонкие нюансы их психологии, отношение героев к окружающему миру.

Макар Алексеевич Девушкин Чиновник 9-го класса (титулярный советник), нищий и одинокий человек средних (45—46) лет, полюбивший молодую девушку. Встречались они совсем редко, в основном в церкви, но зато писали друг другу письма через день да каждый день. В простодушных письмах Девушкина и вырисовывается ярко весь его характер, вся судьба, его повседневное бытие.

Макар Алексеевич Девушкин

Чиновник 9-го класса (титулярный советник), нищий и одинокий человек средних (45—46) лет, полюбивший молодую девушку. Встречались они совсем редко, в основном в церкви, но зато писали друг другу письма через день да каждый день. В простодушных письмах Девушкина и вырисовывается ярко весь его характер, вся судьба, его повседневное бытие.

Макар Алексеевич Девушкин    «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку»

Макар Алексеевич Девушкин

«Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку»

Варвара Алексеевна Доброселова Молодая девушка, оставшаяся без родителей, живёт одна в чужом углу, зарабатывает на хлеб шитьём .  и одного лишь друга имеет на всём белом свете —  Макара Алексеевича Девушкина, с которым пишут они друг другу каждый день письма, хотя и живут в соседних домах. Единственное светлое пятно в судьбе Вареньки — любовь к студенту Покровскому, который вскоре умирает от чахотки. Несмотря на все невзгоды и слабое здоровье, Варенька Добросёлова осталась доброй, ласковой и даже весёлой девушкой.

Варвара Алексеевна Доброселова

Молодая девушка, оставшаяся без родителей, живёт одна в чужом углу, зарабатывает на хлеб шитьём . и одного лишь друга имеет на всём белом свете —  Макара Алексеевича Девушкина, с которым пишут они друг другу каждый день письма, хотя и живут в соседних домах. Единственное светлое пятно в судьбе Вареньки — любовь к студенту Покровскому, который вскоре умирает от чахотки. Несмотря на все невзгоды и слабое здоровье, Варенька Добросёлова осталась доброй, ласковой и даже весёлой девушкой.

Покровский Захар Петрович … У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный, дурно одетый, маленький, седенький, мешковатый, неловкий, одним словом, странный донельзя.

Покровский Захар Петрович

… У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный, дурно одетый, маленький, седенький, мешковатый, неловкий, одним словом, странный донельзя.

Старик Покровский бежит за гробом своего сына

Старик Покровский бежит за гробом своего сына

Интернет - ресурсы Макар Девушкин - http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/24/911_5.htm  http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4231e20d.jpg Варенька Доброселова  http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=422a17ed.jpg Старик Покровский бежит за гробом своего сына –  http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=422a17cb.jpg

Интернет - ресурсы

Макар Девушкин - http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/24/911_5.htm

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4231e20d.jpg

Варенька Доброселова

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=422a17ed.jpg

Старик Покровский бежит за гробом своего сына –

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=422a17cb.jpg