Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в.
Все мы вышли из гоголевской “Шинели”.
Ф.М. Достоевский.
Русских писателей XIX века, таких корифеев литературы, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М.Достоевский, волновала проблема “маленького человека”, и они писали об этом в своих произведениях.
Эта тема кажется мне интересной и в наше время, поэтому я в системе провожу уроки литературы, посвященные “маленькому человеку”. В шестом классе это урок по повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” из цикла “Повести Белкина” (1830 г.). В седьмом классе – по поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” (1833 г.). В восьмом классе это урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя “Шинель” (1841 г.) из цикла “Петербургские повести”, а в 9 классе – по роману Ф.М. Достоевского “Бедные люди” (1846 г.).
После изучения этих произведений мне показалось интересным проследить вместе с учениками, как постепенно изменяется “маленький человек”, как происходит в литературе эволюция этой темы. Итогом нашей работы с девятиклассниками стал урок внеклассного чтения “Эволюция темы “маленького человека” в русской литературе XIX века”, проведенный в форме семинара. Учащиеся, в зависимости от своих литературных пристрастий, разделились на четыре группы (по количеству изучаемых произведений) и получили домашнее задание перечитать все вышеназванные книги.
Каждая группа подготовила письменные творческие работы по выбранному произведению, оформив их в виде рефератов, собственные иллюстрации и небольшую выставку книг.
Основной задачей нашего урока стал анализ изученных произведений под новым углом зрения и постепенное, в ходе обсуждения, понимание того, что, действительно, в раскрытии темы “маленького человека” произошла эволюция.
Урок начинается со вступительного слова учителя.
Cегодня мы говорим о четырех произведениях русской классической литературы первой половины XIX века, в которых там или иначе отражена тема “маленького человека”. Это повесть А.С.Пушкина “Станционный смотритель”, его же поэма “Медный всадник”, повесть Н.В.Гоголя “Шинель” и роман Ф.М.Достоевского “Бедные люди”.
Наша первая задача – рассмотреть, как в названных произведениях рассматривается тема “маленького человека”. Для этого вспомните, как мы понимаем сам этот термин. Ответы учащихся определяем с точки зрения определения, записанного на доске:
“Маленький человек” – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.
Сегодня на уроке мы должны понять, почему главные герои этих литературных произведений: и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич Башмачкин, и Макар Алексеевич Девушкин – “маленькие люди”.
Вторая наша задача – доказать, что от Пушкина до Достоевского действительно произошла эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. А для этого надо знать, что такое эволюция, т.к. для нас это понятие новое.
Эволюция – медленное, постепенное изменение.
Мы с вами прочитали все четыре произведения и теперь, работая в группах и ориентируясь на предложенные вопросы, проследним, как показан в каждом из них “маленький человек” и как он изменяется, медленно, постепенно, от произведения к произведению.
Далее учитель знакомит учащихся с вопросами, предварительно записанными на доске. Вопросы одинаковые для всех четырех групп, но каждая группа работает только по одному произведению.
Краткая характеристика героя, его место в жизни.
Представление героя о счастье.
Событие, которое изменило его жизнь коренным образом.
Попытка героя защитить себя.
Кто, по мнению героя, виноват в том, что с ним произошло?
Как автор заканчивает свое произведение?
Затем учащиеся в течение нескольких минут обсуждают ответы в своих группах и устно отвечают на заданные вопросы. По каждому произведению записываются краткие выводы в тетрадях по литературе.
Герой повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель” Самсон Вырин вполне доволен своей жизнью. Его небольшая должность дает ему дом и кусок хлеба, а красавица дочь ведет домашнее хозяйство и умеет ловко успокоить недовольных проезжающих. Для счастья ему нужно только одно: чтобы его дочь была рядом с ним и жизнь их текла по–прежнему тихо и спокойно. Побег Дуни с ростмистром Минским в корне изменяет его жизнь, он опускается, начинает пить. Пытаясь защитить себя, Самсон Вырин едет в Петербург. Он боится, что гусар бросит его дочь. Самсон Вырин в своем расставании с дочерью винит ростмистра Минского, но он – представитель своей социальной среды, отличной от среды Вырина. Значит, не сам Минский, а социальные противоречия общества виновны в том, что произошло со смотрителем. Самсон Вырин умирает, не вынеся одиночества, он не может пережить свою разлуку с дочерью.
Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку. Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.
Герой “Шинели” Анакий Анакиевич уже не дворянин, он чиновник самого низшего класса, человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его. Для счастья ему нужно совсем чуть–чуть: новую шинель, которую он шьет ценой невероятных лишений. Когда у Башмачника на пустынной ночной улице украли шинель, это для него было горе, равноценное потере Параши у Евгения. Анакий Анакиевич обращается в разные инстанции, но отказать ему не составляет труда, потому что он ничтожен по своему положению. Герой умирает, но Гоголь оживляет его, и дух Анакия Анакиевича, не смирившегося с унижением, мстит за себя.
“Бедные люди” – роман в письмах, где нет голоса автора или рассказчика. История Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина открывается перед нами в письмах за полгода. Он, действительно, “маленький человек” – Макар Девушкин. Не только потому, что чин его самый низкий и должность – бумаги переписывать, вицмундер у него изношенный, пуговицы так и сыплются, всякий над ним смеется, но не потому, что приходит в восторг от сочинений Сотозяева и возмущается “Шинелью” Гоголя. Макар узнал себя в Анакии Анакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже не ничтожеством, а личностью, хотя и поставленной обществом на низкую ступень. Поняв, что его мечта о счастье не осуществится, и Варенька выйдет замуж за другого, он находит в себе силы пережить это, помочь ей с честью выйти из сложившейся ситуации. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе.
Далее учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос: “Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Анакий Анакиевич, и Макар Девушкин – “маленькие люди”?” Ответы были примерно такими: “Им мало нужно для жизни, для счастья, но и этого малого их лишает государственное устройство, т.к. в конечном итоге все они пострадали от социального неравенства”.
Теперь постараемся понять, в чем же заключается эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Для этого учащиеся дают краткую устную характеристику героям.
Самсон Вырин забит, бесправен, он делает робкую попытку защищать себя, но быстро отступает, заболевает и умирает.
А.А.Башмачкин тоже пытается себя защитить, но, не добившись ничего, тяжело заболевает и умирает. Правда, автор его воскрешает, его дух мстит чиновникам тем, что пугает их по ночам и ворует шинели.
Макар Девушкин по своей натуре уже совсем другой человек. У него есть чувство собственного достоинства, он читает книги, он силен духом. На последних страницах романа мы видим его, надломленным разлукой с Варенькой, но жизнь его продолжается и, возможно, она будет еще более духовной.
Вместе с учениками делаем вывод. Таким образом, эволюция в изображении “маленького человека” заключается в том, что герои все более упорно пытаются бороться за свое счастье и выживание. Также эволюцию можно проследить и в том, что С.Вырин, Евгений, Анакий Анакиевич не обладают ярко выраженными чертами личности, они показаны авторами скорее как бессловесные существа, молча переживающие свое горе, чем как человеческие личности. А Макар Девушкин – уже личность, со своим богатым внутренним миром, с глубокими чувствами любви и собственного достоинства, это человек с литературными способностями. Можно предположить, что он в будущем, еще более окрепнув в социальном плане, сумеет бороться за себя, за свое место в жизни.
Заключение учителя.
Сегодня мы с вами, вспомнив и проанализировав четыре ранее изученных произведения, пришли к выводу о том, что в них действительно есть эволюция в раскрытии темы “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем “маленький человек” обретает самосознание, способность к чувствам и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное то, что он уже не ничтожен в душе.
Дома учащимся предлагается письменно в тетрадях по литературе ответить на вопрос: “В чем проявилась эволюция в изображении “маленького человека” от Пушкина до Достоевского?”
На наш взгляд, такая небольшая письменная работа поможет ученикам систематизировать все услышанное на уроке.