СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Ахматова. Поэма "Реквием".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.Ахматова. Поэма "Реквием".»

Тема. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». История создания. Тема исторической памяти в поэме.

Цели. Познакомиться с поэмой «Реквием». Развивать умения понимать авторскую позицию на основе анализа текста. На примере поэмы Анны Ахматовой воспитывать любовь к Родине, своему народу.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

А.Ахматова.

1. Вступительное слово учителя.

Анна Ахматова... Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из наследия русской литературы, стереть из памяти народной. Но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, образцом для ослабших и разуверившихся.

Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о "серебряном веке" русской поэзии. Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом "стомильонного народа", той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.

Мы будем читать "РЕКВИЕМ".

Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

— Что такое "реквием"? Заупокойное католическое богослужение. В католической церкви- заупокойная служба по умершим.

2.История создания поэмы "Реквием". Беседа по эпиграфу.

 (Сообщение учащегося)

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения. Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождалась поэма.

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: "Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?", она ответила: "А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти".

Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий.

Пять лет (с перерывами) писала Ахматова эту, может быть, самую важную поэму. Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

3. Историческая справка о судьбе Л. Гумилева

 Слово учителя:

-Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына.

Ахматова обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу Николая Гумилева.

И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году:

Рыжий львёночек
С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести.

(Сообщение учащегося)

В октябре 1935 г. последовал второй арест. Лев Гумилев говорил: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" — Н. Н. Пунин... Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".

Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения. Но в связи со снятием Ежова этот страшный заменили на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

- Уроки истории, безусловно, поведали вам о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

Давайте сделаем небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.

(Сообщение учащихся)

Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. В это время она очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. А. Ахматова живет под угрозой каждодневного ареста.

Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений.

4. Анализ названия поэмы.

-Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.)

Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из "Реквиема" Моцарта — "Лакримозу". Это одно из любимых произведений Анны Андреевны. Звучит музыка.

- Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка.)

5. Чтение и анализ поэмы.

- Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет и соотносится со временем арестов сына. А предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.

- Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)

- Какова тема поэмы? (Материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)

- Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? ("Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был".)

- "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете какова роль этой части? (Это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях.)

- В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "мы" (покажите на примере).

-Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")

-Читая знаменитые строки "Вступления", понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования.

- Каким же рисует она этот город сейчас? ("ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград".)

-«Глава «Распятие» в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."

(Сообщение учащихся)

Не раз к Библии обращалась Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой "Реквием" чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме становится 10-я глава: здесь раскрывается вся боль матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Образ "Небеса расплавились в огне"- это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу — упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, беспомощности. Слова же, сказанные матери, — простые слова утешения, жалости:"Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи".

Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."

Анализ «Эпилога».

- "Эпилог" перекликается с "Памятником" Пушкина. Ахматова определяет место памятника "...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". А где это — "здесь"? (У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов.)

6. Итоги урока.

-В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Домашнее задание. Отзыв о поэме.