СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А я делая так (из опыта воспитательной работы учащихся 5-9 классов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых достоверных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Просмотр содержимого документа
«выступление на РМО»


Развитие творческих способностей ученика









Слово учителя – ничем не заменимый инструмент

воздействия на душу воспитанника.

Искусство воспитания включает в себя прежде всего

искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу.

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросами: Как сделать урок интересным? Как активизировать познавательную деятельность учеников? Как заинтересовать их своим предметом? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы обучения?

Сухомлинский писал: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие обучающихся, раскрытие и развитие личности каждого ребенка, его индивидуальных особенностей. Использование современных педагогических технологий позволяет реально осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, способствует созданию условий, сохраняющих здоровье детей, повышает уровень усвоения программного материала учащимися с различным уровнем подготовки, развивает творческие способности учащихся.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие творческих способностей ученика.

Прежде всего, я строю сою работу, учитывая природные особенности детского возраста – любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало. Стараюсь, чтобы на уроках царила атмосфера совместной творческой деятельности, чтобы это были уроки искреннего, доброжелательного общения, когда и учителю, и ученику интересно слушать друг друга.

Одним из важных условий развития творческих способностей учащихся является: проектная деятельность, применение которой в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, умения решать постоянно возникающие новые нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать. Ученик вынужден обращаться к справочной литературе, к Интернет-ресурсам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой.

На уроках русского языка полезным для развития творческих способностей является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа. Именно эвристическое образование, направленное на открытие, способствует рождению творческой индивидуальности учащихся.

Например, стандартное задание: вставить буквы в текст упражнения, но это же задание можно сделать моделью интересного творческого процесса.

А я предлагаю учащимся:

-Мы с вами составляем упражнение для учеников, которые будут учиться после вас. Замените буквы точками, чтобы ребята вспомнили изученные орфограммы.

Другое эвристическое задание направлено на формирование обобщенного лингвистического умения: «Докажи, что слово «чудесный» является именем прилагательным».

Эвристические задачи я предлагаю и для домашней работы: на корректирование и редактирование текста, содержащего опечатки, выписать слова, которые они написали бы по-другому, и объяснить, почему.

Выдаю ребятам непроверенные тетради одноклассников, чтобы они могли попробовать себя в роли учителя.

Второе немаловажное условие развития творческих способностей - это самостоятельная работа. Чередов И.М. в книге «Формы учебной работы в средней школе» сказал: «Наши ученики слишком много времени на уроках находятся в позиции слушающих. Надо ставить их в позиции говорящих, делающих…» Для этого, безусловно, надо найти эффективные приемы обучения, которые позволят по-новому организовать жизнедеятельность детей в образовательном процессе.

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель –

руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. Именно в этих целях я практикую задания «Объясни», «Докажи»

Конечно же, поисковая или исследовательская деятельность обязательны на уроках русского языка и литературы. Для того чтобы ученик превратился в исследователя, он должен иметь возможность сопоставлять факты, выдвигать гипотезы, выводить закономерности.



С пособы достижения целей







Сбор Анализ Создание своего текста

информации



Среди основных приемов развития творческих способностей я выделила следующие:

  • Написание сочинений, изложений;

  • игры на уроках «Лингвистические угадайки», «Перевертыш», «Переводчик», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру», «Подскажи словечко» и др.;

  • творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;

  • творческие задания на дом;

  • написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;

  • задания по каждой теме: составить кластер, схему, алгоритм, таблицу,

  • инсерт – маркировка текста

  • квест – проблемное задание

  • запоминалку по теме (на уроке, если позволяет время, или на дом).

  • презентации, буклеты, портфолио, используя интернет ресурсы.

Большое внимание уделяю активизации познавательной деятельности учащихся. Я пробуждаю интерес учеников с помощью нестандартных заданий, постановкой проблемных вопросов. Например, словарная работа на уроке превращается в мини-исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами (самостоятельно выясняют их лексическое значение, происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться различными словарями, развивает познавательную активность. Творческие орфоэпические словари способствуют запоминанию правильного произношения слов. Предлагаю составить запоминалку: В рифмы мы играем – слова запоминаем.

По слову охОта запомни свято ты.

ВорОта, ломОта, зевОта, сирОты.

Надел на себя латы я и стою как стАтуя.

Например, девятый класс. Тема урока – «Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятеьственными» (первичное ознакомление). Весь теоретический материал на уроке фактически был добыт самими учащимися. В процессе анализа текста ребята восстановили в памяти знания об обстоятельстве как второстепенном члене предложения. Рассмотрев таблицу учебника, девятиклассники сделали вывод, что поясняет придаточное, на какой вопрос отвечает, каким союзом или союзным словом присоединяется к главному предложению. Итак, знания учащиеся добыли самостоятельно, а я вопросами проблемного характера лишь побуждала их к деятельности.

Готовя учащихся к самостоятельной деятельности, воспитывая у них потребность постоянно учиться, учу составлять кластер, схему или таблицу, группировать материал, выделять главное, доказывать, делать выводы. А чтобы ребята на уроке не уставали, чтобы не пропадали у них желание работать и интерес к уроку, провожу «Турниры смекалистых», дидактические игры. Например, игра при изучении темы «Лексика». Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. Игры-упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему убеждению. Вот игра «Переводчик» Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

Доктор прописал пациенту инъекции. (Врач назначил больному уколы)

Или игра «Перевертыши» Замени слово в словосочетании так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь – железный характер. Так обычное скучное упражнение из учебника можно заменить вот такой нетрадиционной формой работы.

Конечно же, большая возможность творить есть на уроках литературы. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Очень любят мои ребята сочинять синквейны и диаманты. Когда впервые услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: «Разве это стихи?» Оказывается, да – и мы решили попробовать. Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк», причем при его написании существует определенные правила.

Вот они: Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.


Она

  1. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Интересная, фантастическая

  1. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Рассказывает, развлекает, воспитывает

  1. Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ученье – свет, не ученье – тьма

  1. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Книга 
Она –
Интересная, фантастическая
Рассказывает, развлекает, воспитывает
Ученье – свет, не ученье – тьма
Книга.

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Интересными получились синквейны шестиклассников:

Школа 
Единственная, родная
Обучает, воспитывает, помогает
Там самые лучшие учителя 
Нужна каждому.

Таким образом, синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во- первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего. Сколько сказок, правил мы сочинили на уроках. сказка о суффиксах –ЕК, -ИК, о влюбленной частице НЕ. Я уверена, что в творчестве и сотрудничестве прочнее запоминается изученное. Групповая работа – это полный охват работой всех учащихся, оперативное оказание помощи в процессе освоения нового материала, это контроль за усвоением знаний и качеством выполненной работы. Такая форма работы сплачивает микроколлектив, рождает чувства ответственности за общий уровень подготовленности, стимулирует творческую деятельность, повышает интерес к урокам русского языка и литературы.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что главная задача учителя – не «донести», «преподнести»,«объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель выступает как режиссер мини-спектакля. От учителя требуется умение выслушать всех желающих, встать на позицию отвечающих, чтобы понять логику его рассуждения, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Такой подход способствует возникновению положительных эмоций. Стихи вне программы, книги «для души», собственные стихи, рассказы, очерки – все это не может не привести к активному творческому процессу на уроках русского языка и литературы.

Урок, где не было места творчеству, считаю потерянным.



V. Заключение

        Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы;  включить в систему работы внеклассную работу по предмету.

Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.

Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.

Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, в каждом ребенке есть задатки творческих способностей. И только от педагога зависит, останутся они на нулевом уровне или разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни.







Список литературы

1.М.Н.Скаткин. «Школа и всестороннее развитие детей». М. Просвещение, 1980

2. Пушкин В.Н. Эвристска – наука о творческом мышлении. М.., 1976

3.Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.. 1983

4. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети. КДУ. М. Просвещение 1988.

5.Ресурсы Интернета




4


Просмотр содержимого документа
«учитель плодотворный луч солнца»

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/н

Тел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru










Учитель русского языка и литературы

Хуторянская Н.Ю.




Нам каждый год встречать и провожать.

И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать.
И с каждым мигом становиться чище, лучше.


Уже оканчивая институт, я знала, что нет более интересной, духовной, творческой профессии, чем профессия учителя. И я не ошиблась. Много лет назад судьба привела меня в небольшую сельскую школу. Впервые попав сюда, я подумала: «Как здесь все просто, по-домашнему». Сейчас я понимаю, что детям, которые учатся в сельских школах, повезло гораздо больше, нежели городским. Тут какие-то другие, особые, теплые отношения, всех учащихся школы знаешь по именам, вне уроков общение происходит на очень близком, дружеском уровне, проблемы решаются вместе, сообща. В общем, ощущаешь себя не просто учителем, а человеком, принимающим непосредственное участие в жизни школьников. Я уверена, что настоящий учитель – тот, кто нашел путь к сердцу ребенка. И им нужен от тебя не только процесс обучения русскому языку и литературе, им необходимо живое, теплое общение с учителем. Они жаждут рассказать о своих бедах или, наоборот, радостях, им хочется поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями, своей жизнью. Когда они встречают тебя с радостью и улыбками, и ты видишь их широко распахнутые глаза, полные доверия, чувствуешь, как тянутся к тебе их сердца в ожидании теплоты и доброты, испытываешь ни с чем не сравнимое чувство, не поддающееся никакому объяснению. Наверное, это можно сравнить с тем чувством, которое ощущаешь, когда из-за черных туч выглядывает яркое, ласковое солнышко, и его лучики начинают озарять лица людей и отогревать их души. Так и с детьми: они освещают нашу жизнь, словно солнышко.

Очень часто говорят, что все дети по-своему талантливы, и, я думаю, это на самом деле так. И учитель (особенно словесник), как выдающийся режиссер, должен раскрыть этот иногда очень глубоко спрятанный талант. Нужно просто почаще оглядываться вокруг, внимательно и пристально наблюдать, и ты увидишь, ка-а-а-кие творческие личности твои ученики! И не только дети нуждаются в этом. Когда видишь, как ничем не примечательный, казалось бы, ученик с огромным старанием и воодушевлением выступает на сцене, пусть даже с маленькой ролью, чувствуешь не просто моральное удовлетворение, а настоящее счастье. И обязательно надо хвалить ребенка. Критиковать мы умеем все, а вот отмечать что-то хорошее - дано далеко не каждому. А качество это очень нужное и полезное: оно вселяет уверенность, помогает преодолеть комплексы и увеличивает стремление и старание детей. А еще здесь очень помогает личный пример. Ученики просто «заражаются» увлеченностью учителя. Я много раз наблюдала, как мои ребята подражают мне в декламировании стихотворений, выступлении на сцене, поэтому во всех мероприятиях принимаю участие наравне с ними.

Мир меняется, и дети меняются тоже. Необходимо осваивать новые технологии, «быть на гребне волны». Сегодня я иду на урок и обязательно должна быть в курсе всех тех событий, которые произошли в мире вчера. А ещё учителю приходится быть психологом, вытирать слёзы, лечить разбитые коленки, собирать деньги на обеды, спорить до хрипоты и молчать в тишине.
При этом, что бы ни произошло, что бы ни случилось, учитель должен забыть о всех трудностях и невзгодах и войти в класс с улыбкой на лице. Мрачный и неудачный человек вряд ли сможет заинтересовать детей и уж тем более научить. Улыбка и хорошее настроение,  независимо от погоды и душевных переживаний, вот что диктует профессия учителя.
Детям интересен успешный человек. Вот почему учителю приходится быть успешным.

Хочется, чтобы дети понимали смысл человеческой  жизни. Современное общество оскудело на милосердие и доброту, на великодушие. Зато всё чаще сталкиваемся с равнодушием, очерствели люди душой. Что такое сочувствие? Это  одна из форм проявления человеколюбия, которая выражается в понимании чувств и мыслей другого человека. Вспоминаем золотое правило поведения: «Поступай с другими так, как  хочешь, чтобы поступали с тобой». Учу детей бережнее относиться друг к другу и взрослым людям. Какой простор представляет собой детская душа! Мы, взрослые, в  ответе за то, что взращиваем в душе ребёнка. Не советую врать, дети интуитивно чувствуют ложь. Сама к обману нетерпелива. Всегда была склонна идеализировать мир, стараюсь беречь чувства окружающих. Из собственных наблюдений знаю, что добрых людей больше, чем злых, но зло агрессивно, оно кричит и нападает, а добро больше молчит, и это не всегда хорошо, ведь « добро должно быть с кулаками», просто чтоб не затоптали и не затюкали. Только такие мысли вслух надо произносить как можно реже: дети должны верить в хорошее, добром мир полнится. Послушайте, как красиво звучит: люди добрые.

Всё было за эти годы: слёзы и улыбки, радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Годы работы в школе меня «закалили» и многому научили, например, принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе. Подводя итог сказанному, смело могу сказать, что нет более интересной, духовной, творческой профессии, чем профессия учителя

Моими постоянными спутниками стали глаголы: стремлюсь, стараюсь, надеюсь, верю. Мои главные педагогические принципы:

  • Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а исправить можно.

  • Ищи у своих учеников не худшие стороны, а лучшие. Ты всегда найдешь их. С них и начинай воспитывать.

  • Ребенок – это человек растущий, а я - выросший. Два человека способны понять друг друга

Когда-то известный историк Василий Ключевский заметил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Я люблю своих учеников, я люблю свою работу, я – счастливый человек. Я – учитель.