СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"А музы не молчали"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые     взрослые! Сегодня мы продолжаем разговор о событиях, связанных с  Великой Отечественной войной. Открывая страницу за страницей, мы  убеждаемся в том,  что разговор этот может быть бесконечным. Уж слишком переплелись судьбы людей  и события тех дней.

Просмотр содержимого документа
«"А музы не молчали"»


Открытый урок в 7-м классе "А музы не молчали"



Цель урока: формируются образовательные компетенции: информационные, коммуникативные, рефлексивные

Задачи:

1. Расширить понятие «музыка серьёзная». Познакомить учащихся с симфонией  №7 Шостаковича.

2. Развивать умение следить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальные и  выразительные средства; активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, развивать творческое воображение.

3. -Дать представление о роли музыки в годы Вов; 
- Познакомить учащихся с симфонией  №7 Шостаковича
-Развивать умения анализировать исторические события
-Содействовать воспитанию патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.

Раскрыть смелый, мужественный образ защитников Отечества в произведении. Воспитывать духовно-нравственные качества, патриотическое чувство.



Классная доска:

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975 г), портрет композитора.

На доске:

Цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве” Л.Н. Толстой (проблема урока)

1. Организационный момент. Слайд 1

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы продолжаем разговор о событиях, связанных с Великой Отечественной войной. Открывая страницу за страницей, мы убеждаемся в том, что разговор этот может быть бесконечным. Уж слишком переплелись судьбы людей и события тех дней.

(слайды и исполнение песни « И все о той весне…»)

Ещё древние утверждали, что « когда говорят пушки -музы молчат…» Сегодня мы попробуем опровергнуть это выражение. Слайд 3

2. Усвоение нового материала.

В самом начале войны Ленинград был окружён огневым кольцом блокады. За чертой города был злобный враг, пришедший уничтожать жизнь на нашей земле. К этой мысли невозможно было привыкнуть. Но улицы и площади искаженные разрушенными домами, пустыми глазницами окон не оставляли сомнения, и больно отзывались в сердце каждого ленинградца. Ленинград в самом начале войны был окружён огневым кольцом блокады… блокады, которая длилась почти тысячу дней и ночей и унесла более миллиона жизней ленинградцев.

Но непоколебимым был героический дух города и его уверенность в победе, ибо каждый верил, что

Вражье знамя растает, как дым

Правда за нами – и мы победим!

Так «от имени ленинградцев» высказывалась поэтесса Ольга Бергольц. И каждый понимал, какого мужества и какого напряжения духовных и физических сил, каких жертв потребует война.

И там… во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень тащилась по пятам, оставался и профессор Ленинградской консерватории, Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Месте с другими ленинградцами он ездил за город рыть укрепления. Вместе со всеми другими преподавателями и студентами консерватории жил в её здании на казарменном положении. Дежурил на её крыше, защищая от зажигалок, и продолжал преподавать. Руководил театром народного ополчения. Вместе со студентами выпускал песенники для жителей, уходивших на фронт.

В то же самое время в нем зарождалось желание создать произведение, В котором бы он описал события времени. А поэт Леонид Болеславский писал:

-Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня наша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут.

Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Но Д.Шостакович работал, и первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок «Ленинградская», Шостакович создал в блокадном Ленинграде.

1часть. Нашествие.

2часть. О патриотизме наших солдат

3 часть. Реквием павшим героям

Давайте прослушаем фрагмент нашествия 1 части симфонии композитора.

3. (Слушание “Эпизода нашествия”)

Как композитор видит врага и каким его изображает, используя музыкальные средства .(форма вариации –смена инструментов, 12 раз повторяется тема, но звучит по- разному, добавляются каждый раз инструменты, что усиливает звук. Характер танца передаёт карикатурный образ армии, сатирический, который в дальнейшем будут изображать карикатуристы)

В 1942 году ослабленный здоровьем композитор вместе с семьёй был перевезен в Куйбышев (Самару), где продолжил работу над симфонией. Трудно давалась ему последняя 4-ая часть произведения, тяжело было прогнозировать итог войны, тем более, что Ленинград все ещё был блокирован. И все же 4-ая часть была написана. Это был гимн грядущей победе.

4.(Слушание фрагмента 4 части)

Из ваших проектных работ я выбрала фрагменты, которые расскажут нам о первом исполнении Симфонии Д.Шостаковича. 9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, что символизировало презрение врагу, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича

5. (Выступления учащихся)

В день премьеры 9 августа в Большом зале филармонии зажгли все люстры. Зал был переполнен.

Вышел оркестр и дирижер Карл Элиасберг, худой, бледный, но как всегда подтянутый, во фраке. Музыканты также были в черных строгих костюмах.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города

А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Этот оркестр собирался из не ушедших ,тогда еще, на фронт музыкантов. . Первая репетиция симфонии – это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз газами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но играли. Всего 15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватало сил, но всем стало ясно - оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительные горячие обеды. Зал был переполнен…

Репетиции продолжались, не взирая ни на что. Нелегко это было. Всё, что раньше казалось таким обычным, теперь давалось с большим трудом. «Требуется усилие, чтобы уверенно водить смычком по струнам,- вспоминал один из оркестрантов,- требуется усилие, чтобы полноценно выдувать из медного раструба точную ноту, требуется усилие, чтобы не сорвалось дыхание, требуется усилие, чтобы не сдали ослабевшие губы».

Какая воля, какой энтузиазм вели людей на этот мирный подвиг – голодных, измученных холодом и болезнями и призраком смерти, которая была всюду - в нетопленных громадах каменных домов, в глубоких сугробах заснеженных улиц, врывавшаяся в город с завыванием сирены противовоздушной обороны, с грохотом бомб и артиллерийских снарядов.

Концертмейстер Надежда Дмитриевна Бронникова, супруга Элиасберга и тоже участница памятного исполнения, вспоминает, как однажды, через много лет после войны к Карлу Ильичу подошли два немецких туриста: «Мы были тогда в окопах, с той стороны. Слышали ваш концерт и говорили между собой, если уцелеем, обязательно спросим, как это им удалось в голодном, осаждённом городе создать такой великолепный оркестр». Зал был переполнен… Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну они проиграют. “Премьера симфонии состоялась 5 марта 1942 года, и с того дня началось ее триумфальное шествие по стране, а затем за рубежом, где первым ее исполнителем руководил английский дирижер Генри Вуд. А 19 июня того же года она впервые прозвучала в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини. Концерт транслировался всеми радиостанциями США, Канады и Латинской Америки. Симфонию слушало одновременно около двадцати миллионов человек. Эта симфония стала крупным общественно-политическим событием.

«Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Они звучали совсем по – иному, чем в наши дни. Не дай бог мне услышать ещё раз такие аплодисменты» Руки сидящих в зале, еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест… Известный американский журналист А. Колдуэлл высказал мнение миллионов американцев, слушавших эту симфонию: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»
«Эта музыка выражает мощь Советской России так, как этого никогда не может сделать слово…»

В 1942 году Дмитрий Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, которое, как история мирового искусства, ещё не знает подобного примера,  когда величественное, монументальное произведение  рождалось бы под непосредственным впечатлением только  что происходящих событий.



6. Рефлексия урока: Закрепление знаний:

Как вы думаете:

-“Что происходило с людьми, когда они слушали Симфонию № 7?

- Д.Шостакович написал 15 симфоний и, лишь одна из них обрела мировую известность, с чем это связано

- Симфония №7 имеет посвящение блокадному Ленинграду: исходя из услышанного, какое название придумали бы вы (Симфония всепобеждающего мужества, Героическая и т.д.)

-Какую роль сыграла симфония в годы Великой Отечественной войне.

Опровергните утверждение древних о том, что когда пушки грохочут - музы молчат.

Давайте снова вернемся к стихотворению поэта Л.Болеславского и прочитаем его до конца. ( на слайде)



-Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,

Простите, милый, но кому, дружище,

Сегодня наша музыка нужна?

Солируют фугасы. Пули свищут.



Кромешный ад. Селения горят.

Прёт супостат. Не до гармоний вечных.

Когда, мой милый, пушки говорят,

Смолкают музы. С музыкой, конечно.

-Смолкают? Нет уж! Нет! Молчать нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,

Казалось, полыхнули не глаза,

А из души прорвавшееся пламя.



Л. Болеславский

7. Подведение итогов. Обобщить материал и сделать вывод урока (слова композитора – на доске)

(Высказывания ребят)

И мы видим, что и поэт полностью согласен с нами.

19. Послесловие: Сегодня Ленинград, а ныне Санкт- Петербург восстановлен после той ужасной войны. Теперь это культурный центр, гордость нашего государства, куда стремятся тысячи туристов полюбоваться его необыкновенной красотой. И только ленинградцы всегда хранят в душе и в памяти те горестные страницы молятся о том, чтобы это никогда не повторилось. Жизнь скоротечна и нельзя в этой жизни обижать друг друга, надо уважительно относиться друг другу, как можно больше говорить хороших слов , восхищаться добрыми деяниями друг друга, о чем и поется в песне Б.Окуджавы.

(Исполнение песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»)