СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Островский. "Гроза". Критики о пьесе. Тема. Проблема. Идея.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критик о пьесе. Образ Екатерины. ПРичины ее самоубийства. Тема. ПРоблемы. Идея. темы сочинений

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Островский. "Гроза". Критики о пьесе. Тема. Проблема. Идея.»

Критики о пьесе. А. М. Пальховский  «Цель

Критики о пьесе.

А. М. Пальховский «Цель "Грозы" - показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм , который господствует в "темном царстве" - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества , внутренней стороной своей жизни еще принадлежащего временам давно минувшим, - так и тот убийственный, роковой мистицизм , который страшною сетью опутывает душу неразвитого человека »

("Гроза". Драма А. Н. Островского", журнал "Московский вестник", 1859 г. , № 49)  

Критики о пьесе. П. И. Мельников-Печерский  «… в «Грозе» слышен протест против самодурства , слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина . Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта» ( П. И. Мельников-Печерский,

Критики о пьесе.

П. И. Мельников-Печерский

«… в «Грозе» слышен протест против самодурства , слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина . Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта»

( П. И. Мельников-Печерский,

"Северная пчела", 1860 г., №41 )

Критики о пьесе. Ф.М.Достоевский  «… В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора , хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ .  Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его». (М. М. Достоевский,

Критики о пьесе.

Ф.М.Достоевский

«… В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора , хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ . Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его».

(М. М. Достоевский, "«Гроза».

Драма в пяти действиях

А.Н. Островского", «

Светоч", 1860 г. №3)

Критики о пьесе. Н.А.Добролюбов

Критики о пьесе.

Н.А.Добролюбов

Критики о пьесе. Н.А.Добролюбов « Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам , никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий , идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородит ь в своем воображении у Катерины, как личности непосредственной, живой , все делается по влечению натуры , без отчетливого сознания Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет , - она ни перед чем не остановится ... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится.   ( Н. А. Добролюбов,

Критики о пьесе.

Н.А.Добролюбов

« Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам , никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий , идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородит ь в своем воображении у Катерины, как личности непосредственной, живой , все делается по влечению натуры , без отчетливого сознания Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет , - она ни перед чем не остановится ... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. ( Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)

Критики о пьесе. М.И.Писарев «Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта  Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком , олицетворенным в свекрови, но и борьба  с самой собою , потому что Катерина замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису».  (М. И. Писарев,

Критики о пьесе.

М.И.Писарев

«Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком , олицетворенным в свекрови, но и борьба с самой собою , потому что Катерина замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису».

(М. И. Писарев, "«Гроза». Драма А. Н. Островского",

газета "Оберточный листок", 1860 г., 11 и 18 мая)

Екатерина

  • За что Екатерина полюбила Бориса?
  • Он ей казался не таким как все , кто окружал ее.
  • Чем была ее любовь к нему?
  • Любовь к Борису – способ освободить себя и свое сознание от гнетущей атмосферы ее жизни.
  • Кем оказался Борис?
  • Борис оказался « обычным человеком », которому не чужды материальные стремления , как и всем окружающим Екатерину, он также, как все, хочет выглядеть достойно, прилично в глазах окружающих.
  • Чем в итоге обернула его любовь?
  • Любовь Бориса – лишь временная игра чувств .
  • Поняла ли это Екатерина? Винит ли она его?
  • Екатерина осознает это в сцене их прощания. Она не обвиняет его , ведь она понимает его , что он не виноват в этом, он – часть того жестокого мира от которого она пытается убежать. Тот облик «спасителя» - игра ее воображения , ее замученной души, это она тоже осознает.
  • Почему она покончила с собой?
  • Екатерина знавала изначально о том, что их любовь не вечна . Но когда она понимает, что даже избранник ее сердца не тот , за кого она его принимала, что в мире нет никого, кто бы понял её, что её дальше ожидает жизнь «в неволе», что у нее отняли даже мечту на свободу , она не желает оставаться в этом жестоком мире.
Тема и проблема. Тема:  изображение быта и нравов русского купечества 60-ых годов 19 века. Проблемы : судьба, рок ( «гроза» ) и выбор своего пути традиционный уклад и личные стремления долг и желание * «Порядок» и «Естество» «отцы и дети» Мечта и реальность * развитие и «отсталость» Положение женщины в обществе проблема Честности и Чести Духовное и материальное и т.д .

Тема и проблема.

Тема: изображение быта и нравов русского купечества 60-ых годов 19 века.

Проблемы :

  • судьба, рок ( «гроза» ) и выбор своего пути
  • традиционный уклад и личные стремления
  • долг и желание *
  • «Порядок» и «Естество»
  • «отцы и дети»
  • Мечта и реальность *
  • развитие и «отсталость»
  • Положение женщины в обществе
  • проблема Честности и Чести
  • Духовное и материальное

и т.д .

Идея Стремление к свободе и счастью естественно и непреодолимо, несмотря на трагичность жизненных обстоятельств. Человек имеет право на счастье. + Вспомните финал пьесы. Какую еще важную мысль можно внести? Самодурство когда-нибудь изживет себя. Главное не быть равнодушным к жестокости и деспотизму .

Идея

  • Стремление к свободе и счастью естественно и непреодолимо, несмотря на трагичность жизненных обстоятельств. Человек имеет право на счастье.

+ Вспомните финал пьесы. Какую еще важную мысль можно внести?

Самодурство когда-нибудь изживет себя. Главное не быть равнодушным к жестокости и деспотизму .

Примерные темы сочинений Образ Екатерины в пьесе «Гроза». «Старый мир» и «новый мир» в пьесе «Гроза». Тихон: жертва «темного царства» или его часть? Любил ли Борис Екатерину? Кулигин и Дикой: просвещение против «застойности». Образ Кабанихи: почетная мать и жестокий деспот.

Примерные темы сочинений

Образ Екатерины в пьесе «Гроза».

«Старый мир» и «новый мир» в пьесе «Гроза».

Тихон: жертва «темного царства» или его часть?

Любил ли Борис Екатерину?

Кулигин и Дикой: просвещение против «застойности».

Образ Кабанихи: почетная мать и жестокий деспот.