М. Горький писал:
«Никто не понимал так ясно и тонко трагизм мелочей жизни , никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям тоскливую картину их жизни в русском хаосе обыденщины».
Л. Н. Толстой писал:
«Он был постоянно искренен , а это великое достоинство… Художник жизни . И его творчество понятно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное».
О себе он говорил так:
«…от природы характер у меня резкий, я вспыльчив, но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
Антон Павлович Чехов
(1 8 60–1 9 04 гг.)
Тема урока «Проблема человеческого достоинства в рассказе А. П. Чехова «Переполох»
Эпиграф:
Человеком рождаются, личностью становятся.
Чехов-доктор исцелял не только тела, но и души человеческие.
Цели урока:
1.
2.
3.
Сцена «Обыск в комнате Машеньки»
Сцена «Обыск в комнате Машеньки»
Сцена «Обед в столовой»
Машенька получила прекрасное образование в институте и работает в семье Кушкиных гувер-нанткой.
Героиня – представитель «маленького челове-ка». Она провинциальная девушка, небогатая, не из знатной семьи. Машенька беззащитная, чест-ная. Она зарабатывает собственным трудом.
Это гордая, с чувством собственного достоин-ства девушка. Её принцип – оберегать чувством собственного достоинства, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.
Николай Сергеич нерешительный, бесхарактерный, у него нет жизненных принципов.
Федосья Васильевна жестокая, грубая, черствая, надменная.
Она безнравственная, своевольная женщина, которая не знает о таких понятиях, как человеческое достоинство, уважение к личной жизни другого человека.
Принцип – обогащаться, не верить в честность бедных людей.
Диагноз :
Признаки болезни :
Причины заболевания :
Лечение :
Диагноз : безнравственность .
Признаки болезни : невежество , грубость , хамство .
Причины заболевания : низкий уровень воспитания , образования , культуры .
Лечение : учёба , культура , знание своего дела , самовоспитание , чтение рассказов Антона Чехова .
Виды конфликтов:
- социальный
- нравственный
- психологический
- семейно-бытовой
Конфликты в рассказе
- Нравственный – между супругами, между хозяйкой и гувернанткой.
- Социальный – хозяйка не воспри-нимает гувернантку как ровню.
М. Горький писал:
«Никто не понимал так ясно и тонко трагизм мелочей жизни , никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям тоскливую картину их жизни в русском хаосе обыденщины».
Кажется, незначительный эпизод в жизни семьи, но в этом и весь трагизм – хозяйка считает себя вольной творить все, что она пожелает с подчиненными ей людьми, идти на угрозы и унижения.
Автор в лаконичной форме очень четко и ясно показывает нам эту позорную, тоскливую картину жизни семьи. Муж унижен, морально растоптан своей женой, она безнравственная женщина, которая не знает о человеческом достоинстве, уважении к личной жизни другого человека.
1. Каковы авторские представления о личности? Какой она должна быть?
2. Какими писатель видит подлинно гуманные человеческие отношения?
3. Как вы думаете, почему общий тон рассказа оптимистический?
Автор видит личность свободной, самодостаточной, цельной, обладающее чувством собственного достоинства, глубины, силы, мыслящей и образованной.
Подлинные гуманные человеческие отношения – уважение человека, как личности, уважение его личной жизни, тактичность, совестливость, честность, справедливость.
Автор верит, что даже «маленький человек» имеет чувство гордости и самоуважения.
Чему учит рассказ А. П. Чехова?
Рассказ «Переполох» учит тому, что …
каким бы положением в обществе человек ни обладал, насколько бы богатым он ни был, прежде всего нужно …
Рассказ «Переполох» учит тому, что …
каким бы положением в обществе человек ни обладал, насколько бы богатым он ни был, прежде всего … нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ = честной, справедливой, тактичной и совестливой личностью.
Эпиграф:
Человеком рождаются, личностью становятся.
Английский философ Френсис Бэкон сказал: «В каждом человеке природа восходит либо злаками , либо сорной травою ; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе ».
Как эти слова можно соот-нести с эпиграфом урока и с рассказом Чехова?