Воспроизведение | Выявление и оценка уровня способностей воспроизвести знания в рамках темы: «Синонимы и антонимы». | Задание 1 Вспомни и расскажи правило. Синонимы -это … Задание 2 Назови основные признаки по которым можно определить антонимы. Приведи пример антонимов. Задание 3 Приведи пример антонимов и синонимов | Задание 1 1. Вспомни что такое синонимы. 2. Расскажи правило по памяти. Задание 2 1. Вспомни какие признаки у антонимов. 2. Приведи пример. Задание 3 1.Внимательно прочитай задание. 2. Вспомни что такое антонимы и синонимы, приведи примеры. | Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 2 балла. Задание 1 Критерии оценивания: 2 балла – правило рассказано верно, приведены примеры. 1 балл – основная мысль правила изложена, без примеров. 0 баллов – правило рассказано не верно или не рассказано вообще. Задание 2 Критерии оценивания: 2 балла – верно указаканы основные признаки антонимов, приведены примеры. 1 балл – верно указаны признаки антонимов, без примеров. 0 баллов – признаки приведины неверно или не приведены вообще. Задание 3 Критерии оценивания: 2 балла – верно приведены примеры антонимов и синонимов. 1 балл – в примерах синонимов или антонимов допущена 1 ошибка. 0 баллов – примеры приведены неправильно или не приведены вообще. | Задание 1 Ответ: Синонимы - это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран. Задание 2 Ответ: Обозначают противоположные значения, принадлежат одной части речи. Далеко - близко, тихо - громко. Задание 3 Ответ: Антонимы: Жарко — холодно Усталый — бодрый Синонимы: Интересная игра — увлекательная игра . |
Понимание | Проверка сформированности умения интерпретировать полученные знания по теме: «Синонимы и антонимы». | Задание 1 Раздели пары слов на две группы — антонимы и синонимы. В каждой паре одно слово подчеркивает противоположность другому слову, а другое — схожесть. Определите, какие пары слов являются антонимами, а какие — синонимами. 1. Большой — маленький 2. Холодный — горячий 3. Радость — счастье 4. Светлый — тёмный 5. Быстро — медленно 6. Весёлый — радостный 7. Грустный — печальный 8. Смелый — трусливый 9. Тяжёлый — трудный 10. Тихо — громко Задание 2 Классифицируйте пары слов - антонимов по частям речи: друг, развязать, длинный, ложь, сладкий, короткий, убавить, враг, прибавить, горький, правда, завязать. Задание 3 Составьте таблицу, в которой будут выделены общие черты и различия между синонимами и антонимами. | Задание 1 1. Внимательно прочитать задание. 2. Вспомнить, что такое антонимы и синонимы, в чем разница между синонимами и антонимами. 3. Разделить пары слов на две группы. 1 группа – антонимы, 2 группа – синонимы. Задание 2 1. Внимательно прочитай задание. 2. Вспомни что такое антонимы. 3. Раздели пары слов - антонимов по частям речи. | Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 3 балла. Задание 1 Критерии оценивания: 3 балла – все слова разделены верно; 2 балла - допущено 1-2 ошибки; 1 балл - допущено 3-4 ошибки; 0 баллов - допущено более 4 ошибок или не выполнено вообще. Задание 2 Критерии оценивания: 3 балла – все слова разделены верно; 2 балла - допущено 1-2 ошибки; 1 балл - допущено 3-4 ошибки; 0 баллов - допущено более 4 ошибок или не выполнено вообще. 3 задание Критерии оценивания: 3 балла – таблица составлена 2 балла – допущено 1-2 ошибки; 1 балл – допущено 3-4 ошибки; 0 баллов – допущено более 4 ошибок или не выполнено вообще. | Задание 1 Ответ: Антонимы: Большой — маленький Холодный — горячий Светлый — тёмный Быстро — медленно Смелый — трусливый Тихо — громко Синонимы: Грустный — печальный Радость – счастье Тяжелый трудный Весёлый - радостный Задание 2 Ответ: Существительные: друг - враг, ложь - правда; Глаголы: развязать - завязать, убавить - прибавить; Прилагательные: длинный - короткий, сладкий - горький. Задание 3 Ответ: Общие черты: Помогают избежать однообразия речи; Различия: Передают разные значения: Синонимы — это слова с похожим или идентичным значением, которые могут заменять друг друга в контексте без потери основного. Антонимы — это слова с противоположным значением, которые подчеркивают контраст и противопоставление |
Применение в знакомых условиях | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в знакомых ситуациях. | Задание 1 Прочитай. Выбери среди данных утверждений правильные. Преобразуй неправильное утверждение в правильное. 1.Антонимы — это слова с противоположным значением. 2. Синонимы — это слова с одинаковым значением. 3. Синонимы- это слова, которые принадлежат к одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.» Задание 2 Найди в данных предложениях антонимы и подбери к каждому из них синонимы. 1. Вчера утром было солнечно, а вечером стало пасмурно. 2. Летом на улице тепло, а зимой холодно. 3. Хорошо летать, да больно падать. Задание 3 Придумай из предложенных слов два предложения, связанных между собой синонимами. Книга, ночь, страницы. | Задание 1 1. Внимательно прочитай задание. 2.Найди неправильное суждение. 3. Преобразуй неправильное суждение в правильное. Задание 2 1. Внимательно прочитай задание. 2. Найди в предложени ях антонимы. 3. Подбери к каждому антониму синоним. Задание 3 1.Внимательно Прочитай задание. 2.Вспомни, что такое синонимы. 3.Придумай предложения с данными в задании словами. | Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 4 балла. Задание 2 Критерии оценивания: 4 балла – найдены все антонимы и верно подобраны синонимы. 3 балла – найдены все антонимы, но неверно подобраны 1-2 синонима. 2 балла – найдены все антонимы и подобраны не все синонимы. 1 балл – найдены не все антонимы и не подобрано ни одного синонима/подобраны не все синонимы. 0 баллов – антонимы найдены неправильно и не подобраны синонимы или задание не выполнено вообще. Задание 3 4 балла – ошибок не допущено 3 балла – допущена одна ошибка; 2 балла – допущены две ошибки; 0 баллов – допущены три и более ошибки; | Задание 1 Ответ: Правильные утверждения: 2.Синонимы — это слова с одинаковым значением. 3. Синонимы- это слова, которые принадлежат к одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.» Преобразованное неправильное суждение: Антонимы - это слова, которые принадлежат к одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Задание 2 Ответ: Антонимы: солнечно - пасмурно, тепло - холодно, летать - падать. Синонимы: солнечно - ясно пасмурно - облачно тепло - жарко холодно - морозно летать - парить падать – упасть Задание 3 Ответ: Книга оказалась захватывающей, и он читал её всю ночь напролёт. Повествование было увлекательным, и страницы буквально летели одна за другой. |
Применение в новых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых условиях. | Задание 1 Представьте, что вы попали в волшебную страну, где всё наоборот. Здесь солнце холодное, а луна тёплая, горы низкие, а холмы высокие. Помоги жителям этой страны составить словарь антонимов и синонимов, чтобы они могли лучше понимать друг друга. Придумайте пять пар антонимов, которые будут характерны для этой волшебной страны. Найдите синонимы к словам "солнце" и "луна". Эти слова также должны отражать особенности волшебной страны. Задание 2 Напиши сочинение на тему «Жители леса» используя синонимы и антонимы. Подчеркни синонимы зеленым карандашом, а антонимы голубым. Задание 3 1.Составь кроссворд на тему : «Синонимы и антонимы» | 1. Представить себя в волшебной стране, где всё противоположно нашему миру. 2. Придумать антонимы и синонимы, характерные для этой страны. 3. Составьте список из пяти пар антонимов и двух пар синонимов. 4. Оформите результаты в виде таблицы или списка. Задание 2 1. Прочитай задание. 2. Напиши сочинение использую синонимы и антонимы. 3. Подчеркни синонимы и антонимы цветными карандашами. Задание 3 1.Внимательно прочитай задание 2. Придумай и начерти кроссворд по теме: «Антонимы и синонимы» используя материал из учебника. | Максимальный балл, начисляемый за верное выполнение задания – 5 баллов. Задание 1 Критерии оценивания: 5 баллов – антонимы и синонимы подобраны правильно и соответствуют теме. 4 балла – синонимы подобраны верно, 1-2 антонима не соответствуют теме. 3 балла – антонимы подобраны верно, соответствуют теме, синонимы подобраны неправильно 2 балла – в подборе антонимов допущено 2-3 ошибки, 1 синоним подобран верно. 1 бала – в подборе антонимов допущено 2- ошибки, 2 синонима подобраны не верно. 0 баллов – антонимы не соответствуют теме задания, синонимы подобраны неправильно или задание не выполнено вообще. Задание 2 Критерии оценивания: 5 баллов – сочинение соответствует теме, синонимы и антонимы подчеркнуты верно. 4 балла – сочинение соответствует теме, неверно подчеркнуты синонимы или антонимы. 3 балла – сочинение соответствует теме, синонимы или антонимы не подчеркнуты. 2 балла – сочинение соответствует теме, но с употреблением только синонимов или антонимов. 1 балл – сочинение соответствует теме, синонимы и антонимы не использовались. 0 баллов – сочинение не соответствует теме и синонимы и антонимы не использовались или задание не выполнено вообще. Задание 3 Критерии оценивания 5 баллов – все слова в кроссворде соответствуют заявленной теме, объем 5-7 слов, четкость формулировки слов, отсутствие грамматических ошибок. 4 баллов – все слова в кроссворде соответствуют заявленной теме, объем менее 5-7 слов, четкость формулировки слов, отсутствие грамматических ошибок. 3 балла – все слова в кроссворде соответствуют заявленной теме, объем 5-7 слов, четкость формулировки слов, 1-2 грамматических ошибки. 2 балла – не все слова в кроссворде соответствуют заявленной теме, или объем менее 5-7 слов, четкость формулировки слов, более 2-ух грамматических ошибок. 1 балл – не все слова в кроссворде соответствуют заявленной теме, объем менее 5-7 слов, четкость формулировки слов, более 3-ух грамматических ошибок. 0 баллов –слова в кроссворде не соответствуют заявленной теме или не выполнено вообще. | Задание 1 1. Тёмный день — светлая ночь: В этой стране днём царит тьма, а ночью всё освещено мягким светом. 2. Холодное пламя — тёплый лёд: Огонь в этой стране приносит прохладу, а лёд — тепло. 3. Быстрая медлительность — медленная быстрота: Быть быстрым здесь значит двигаться медленно, а медленным — быстро. 4. Глубокая мелочь — мелкая глубина: Глубокие водоёмы здесь неглубоки, а мелкие — глубокие. 5. Широкий узор — узкий простор: Узоры здесь широкие, а просторы — узкие. Солнце: Холодный дневной свет Прохладное небесное тело Морозное светило Луна: Тёплый ночной свет Уютное ночное светило Греющий месяц Задание 2 Ответ: Жители леса Лес — это большой зелёный дом, где живут разные звери и птицы. Некоторые из них выходят на прогулку днём, а другие предпочитают ночь. Например, шустрая белочка скачет по веткам в поисках вкусных орешков, а мудрая сова тихо летает в темноте, высматривая добычу. Есть животные, которые едят растения и фрукты, а есть те, кто охотится на других зверушек. Лось щиплет мягкие листики, а хитрый волк гоняется за быстрыми зайцами. Птички весело щебечут и поют, наполняя лес музыкой. Дятел стучит клювиком по стволу дерева, чтобы найти жучков, а соловей радует всех своими чудесными песенками. Они делают лес ещё красивее и радостнее. Задание 3 По горизонтали 1. Антоним слова "злость". 4. Синоним слова "правдивость". 5. Синоним слова "храбрость". 6. Антоним слова "щедрость". 8. Синоним слов "ловкость, обман". 9. Синоним слова "чело" По вертикали 2. Антоним слова "бедность". 3. Синоним слова "нищета". 5. Что помогает точно и образно выражать мысли? 7. Антоним слов "смелость, храбрость". |